Сергей Фаермарк: Я не нашел антисемитизма в программе «Свободы»
Депутат от «Батькивщины» об итогах Глобального форума по борьбе с антисемитизмом
В Иерусалиме завершился четвертый Глобальный форум по борьбе с антисемитизмом, на котором присутствовала и украинская делегация. Проблемы антисемитизма в Украине, не в последнюю очередь благодаря одному из видных парламентских евреев «регионалу» Александру Фельдману, ассоциируются за рубежом с партией «Свобода». Вот и в этот раз не обошлось без заочной пикировкb между Фельдманом и «свободовцем» Игорем Мирошниченко. Националист назвал форум собранием «группы маргинальных» лиц, а «регионал» в ответ обозвал оппонента «больным».
С каким настроением украинская делегация вернулась с форума и что евреи собираются делать со «Свободой» «Главкому» рассказал еще один борец с антисемитизмом Сергей Фаермарк из фракции «Батькивщина». Ранее Фаермарк со скандалом стал сопредседателем парламентской группы по дружбе с Израилем (возглавил ее все тот же Фельдман), перейдя дорогу коллеге по оппозиции «ударовцу» Эдуарду Гурвицу. В отличие от Гурвица, оппозиционер Фаермарк весьма осторожно высказывается о «Свободе», предпочитая говорить о перегибах отдельных ее членов.
Каковы итоги Глобального форума по борьбе с антисемитизмом?
Я был просто ошеломлен его уровнем – на форуме было около 500 человек из 50 стран. Антисемитизм на бытовом уровне был, есть и, к сожалению, будет, что тут скрывать. Но жаль, когда отдельные политики конъюнктурно используют карту антисемитизма, чтобы ситуативно решить свои политические задачи. Многие европейские институты, общественные организации говорят о том, что надо активизировать работу, точечно направленную на политиков, которые ведут такие политические интрижки.
За чей счет украинская делегация летала в Израиль?
Мы летали за свой счет, но командировку нам подписали. И Александр Борисович (Фельдман) и я, сами себя обеспечивали. И отработали для Украины, на мой взгляд, очень полезно.
Вы считаете, что проблема антисемитизма остро стоит в Украине?
На мой взгляд, Украина не попадает ни в какой черный список – у нас действительно есть спорные моменты, но я в своем докладе акцентировал внимание на том, что ни для одной политической силы, ни для одного уважаемого политика использовать подобные механизмы для решения собственных задач недопустимо. Ни «Свободе», ни коммунистам, ни Партии регионов – тут я их не разделяю. Это приводит к войне в обществе и стравливанию людей.
Рассматривалась ли отдельно тема «Свободы», потому что глава украинской делегации Александр Фельдман в жесткой форме высказывал претензии в ее адрес?
Именно по «Свободе» было очень много вопросов. И ко мне, как к представителю оппозиции, подходило много политиков и интересовалось этой ситуацией. Я честно говорил, что ни в одном программном документе партии «Свобода» антисемитизма нет, но, к сожалению, есть отдельно взятые люди, которые периодически позволяют себе определенные вещи, которые недопустимы. В истории Украины это не первый случай – мы помним, как разыгрывалась эта карта по отношению к Юлии Владимировне Тимошенко, когда ее пытались представить в совершенно ином национальном разрезе, присваивали известные героические фамилии.
Но раз по поводу Тимошенко раскручивали еврейскую карту, получается, что это эффективно в нашем обществе для дискредитации человека.
Попытки вбросить в информационную топку такие поленья будут возникать периодически. Безусловно, это скатывается на бытовой уровень, но нельзя допускать, чтобы это скатывалось на политический уровень. Такие моменты возникают либо во время избирательной кампании, либо когда перед страной стоят экономические проблемы. Это же не только наш, а мировой опыт – когда политики хотят отвлечь народ от каких-то проблем, ему предлагают хлеба и зрелищ.
Но запрос же на такие зрелища в Украине есть. Почему, скажем, цыгане не проводят таких форумов, а евреи проводят?
К сожалению, не только в Украине, но и в Прибалтике, Западной Европе. Но как любая цивилизованная страна мы должны построить нормальное здоровое гражданское общество, которое может развивать свою страну. А все остальное – это интриги.
Вы можете назвать конкретные проявления антисемитизма со стороны «Свободы», кроме истории с Милой Кунис?
Я внимательно изучал почти все документы этой партии и не нашел антисемитизма как такового. А политическую оценку отдельно взятым своим членам должна дать сама партия «Свобода» – такие вещи надо серьезно пресекать. Но, безусловно, решить эту проблему за год-два нельзя. Что меня радует, так это то, что в Украине на уровне первых лиц государства антисемитизм никогда не культивировался. И наши отношения с Израилем всегда выстраивались без элементов предвзятости. Приятно отметить, что это не политический тренд, а игра отдельных политиков, которые либо не зрелые, либо вообще не политики.
Эдуард Гурвиц, который тоже оппозиционер, высказывается о «свободовцах» пожестче, чем вы.
На мой взгляд, партия «Свобода» проходит определенный этап и времени у них не так много, чтобы перерасти из громкого регионального проекта во всеукраинскую партию. А такая партия, которая охватит все регионы страны, должна строиться на объединительных принципах. Этот проект должен пройти период становления и ошибок.
То, что ни одного «свободовца» нет в группе дружбы с Израилем – на ваш взгляд, показательный факт?
Несколько ребят из «Свободы» были готовы войти в эту группу и один из них, например, из Харькова. Я являюсь первым заместителем председателя комитета по промышленности и инвестициям, в который входит также представитель «Свободы», и он достаточно профессионален, мне с ним работать комфортно. Поэтому я бы говорил о проблеме конкретного человека.
Но Мирошниченко в том скандале поддержали все «свободовцы» – что ему не за что извиняться, поскольку в слове «жидовка» ничего такого нет. Даже со словарями, книжками Шевченко в руках это доказывали.
Безусловно, есть много чего обидного. Об этих ошибках «Свободы» мы и говорили на форуме. Нельзя покрывать высказывания отдельно взятых политиков – на уровне политсовета «Свободы» должны делаться выводы. Нет идеальных политиков, поэтому если партия «Свобода» делает недопустимые вещи, об этом просто надо говорить – мне, вам. Тогда что-то можно изменить.
Глава вашей делегации Александр Фельдман заявил, что в Украине евреи живут в атмосфере страха…
Я все-таки сопредседатель этой группы и имею право на свою позицию. Мне 50 лет, и я помню времена, когда при доблестной Коммунистической партии еврейские девушки и юноши не могли поступить в ВУЗы, устроиться на предприятия, сделать карьеру государственных служащих. Поэтому в волны эмиграции попали очень много талантливых людей, которые не видели здесь перспективы. И сегодняшние антисемитские провокации вызывают чувство страха возврата в прошлое.
«Батькивщина» вас поддерживает в вашей борьбе?
«Батькивщина» категорически против любых проявлений антисемитизма. Любая дискриминация – то ли русскоязычного населения, то ли украиноязычного, то ли болгар – недопустима. У нашей страны путь только один – ее надо склеивать и объединять. Нельзя заигрываться в разъединение, политическая зрелость все же должна наступить в голове у кого-то.
Во время формирования группы по дружбе с Израилем произошел скандал – Эдуард Гурвиц, который рассчитывал получить пост сопредседателя, рассказывал, что там были какие-то манипуляции с подписями. Страсти уже улеглись?
Мне сложно давать оценку действиям Эдуарда Иосифовича, он достаточно опытный политик. Могу сказать только одно – он собирал подписи в свою поддержку самостоятельно, и я собирал самостоятельно. Мы согласились, что будут два сопредседателя, и я не вижу в этом конфликта. Фельдман готов работать, и делает это профессионально. Сегодня наша комиссия является самой многочисленной. Поэтому хотелось бы что-то привнести в работу этой комиссии – не интригу, не конфликт, а качество работы.
А почему, кстати, так много народу захотело записаться именно в эту комиссию?
В Израиле живет миллион граждан бывшего Советского Союза – это очень важно. И, безусловно, сегодня Израиль является очень интересной страной не только с точки зрения истории, а с точки зрения страны, которая по сути дела совершила экономическое чудо. Для меня было откровением, как, в общем-то, в пустыне люди выращивают осетровые рыбы. И если у нас с одного гектара зеркала воды максимальная урожайность составляет восемь центнеров, то у них с гектара водной глади сорок центнеров! Там есть вещи, которые просто невозможны. Страна, которая по сути дела лишена ресурсов, с не самыми лучшими границами создает эффективные экономические модели, и люди там прилично живут, хорошо и качественно. Поэтому, безусловно, все это магнитит.
Вы упомянули, как по поводу Тимошенко раскручивалась еврейская тема. Точно так же пытались раскрутить ее по поводу Яценюка. Ближе к президентским выборам эта тема еще будет подниматься?
Есть темы для политиков, которые они трогать не должны. Ничего не получится, если кричать – ату евреев, болгар, мордву, русских, украинцев.
Так это ж не политики будут открыто говорить о еврейском прошлом Яценюка, эту тему могут забрасывать через другие источники.
От политических провокаций никто не застрахован. У нас все так делается, что ушки всегда видны. Хотя согласен, что некоторые вещи научились делать завуалировано.
Были слухи, что вы станете одним из тех, кто пополнит ряды «выходцев» из «Батькивщины». Вы можете гарантировать, что не станете «тушкой»?
У меня есть определенная история. Думаю те, кто профессионально изучал, как я вообще пришел в политику, и с какими проблемами мне приходилось сталкиваться по жизни, этот вопрос мне не задают. Я самодостаточен как человек. Я пришел в политику благодаря Арсению Петровичу, начиная с самого становления, его первой президентской кампании. И мы много чего пережили вместе.
С Табаловыми у Яценюка тоже была история общая. Но видите, как получилось…
С Табаловым не было такой истории, сразу говорю. Но я не хочу ходить и рассказывать, какой я хороший. Надо просто свою работу делать.
Так можете гарантировать, что не выйдете из «Батькивщины»?
Я еще не до конца вжился в команду «Батькивщины», хотя меня связывает с ней уже очень многое. Я пришел в политическую партию «Фронт Змин», и на данный момент не знаю, какие могут быть политические трансформации оппозиционных политических сил – может, они будут, а может, нет. Но у меня совпадают взгляды с этой политической силой. Для меня это принципиально важно. Предавать взгляды, идеи – невозможно.
Вы приходили во «Фронт змин», а сейчас Яценюк фактически анонсирует растворение этой партии в «Батькивщине». Как вы это оцениваете?
Кто-то во «Фронте Змин» это оценивает положительно, для кого-то это больно. Сегодня такую же историю переживают в «Батькивщине». В политике вопрос не в том, надо ли кому-то уступать. Если это правильно, уступать надо, если неправильно – не надо. В оппозиции сегодня никому не будет сладко, поэтому я особо не вижу очереди, чтобы на войну идти. У нас обычно очереди выстраиваются, когда что-то делить надо.