Виктор Суслов: Надеюсь, Украина сможет вступить в Таможенный союз
Новый «смотрящий» Украины в Таможенном союзе о прелестях интеграции с Россией
Украина продолжает пускать корни в Таможенном союзе (ТС). Получив некий неясный особый статус в этом образовании, Киев назначил своего представителя в регулирующем органе ТС – Евразийской экономической комиссии. Интересы Украины в ней будет представлять заслуженный экономист, экс-министр экономики Виктор Суслов. В беседе с «Главком» Суслов комментирует свою новую ипостась и рассказывает, почему в Таможенном союзе Украине будет лучше, чем в Европе.
Виктор Иванович, кто вам предложил занять эту должность?
Я пока не знаю всех внутренних процедур, но предложение мне было сделано от имени премьер-министра.
Где будете получать зарплату – в Кабмине?
Вы знаете, я еще не спрашивал, где окошечко кассы, и не знаю даже, сколько будет зарплата.
Насколько Украина сможет влиять на решения, которые будет принимать Евразийская экономическая комиссия? Потому что те же россияне неоднократно делали акцент на том, что любые статусы Украины в союзе, кроме полного членства, ничего ей не дадут.
Положение о представительстве при Евразийской комиссии поручено подготовить МИДу и Минэкономразвития в течение месяца. Там будут выписаны все функции. Я понимаю, что в вашем вопросе есть определенный пессимизм, но если не бороться, ничего не добьешься. То, что страны Таможенного союза являются основным торговоэкономическим партнером Украины, – общеизвестно. Как бы то ни было, это 34 % украинского экспорта, в то время как в ЕС уходит 28 %. Более трети экспорта в Таможенный союз – это машиностроение, сотрудничество в космической, авиационной отраслях, военно-промышленном комплексе, в то время как в Евросоюз мы, в основном, поставляем сырье. Поэтому сотрудничество с Таможенным союзом имеет решающее значение, хотя оно и переживает сложные времена – есть много нерешенных проблем и с Россией и с другими членами ТС, достаточно много конфликтных вопросов в экономическом сотрудничестве. В то же время, возможность сохранения Украины как государства с высокотехнологическими предприятиями и отраслями остается только в направлении сотрудничества с Таможенным союзом.
Конечно, не стоит преувеличивать роль и функции наблюдателя при Евразийской комиссии. Вполне понятно, что я буду прилагать все усилия, чтобы это сотрудничество эффективно развивалось в интересах Украины. Но это не значит, что мне могут быть даны какие-то собственные полномочия для решения этих проблем. По крайней мере, важно быть в курсе событий, участвовать в подготовке документов, присутствовать на заседании комиссий, иметь возможность изложить нашу позицию, своевременно ознакомиться с проектами готовящихся документов, предлагать, чтобы в них были учтены интересы Украины. А дальше будет видно – я не сомневаюсь, что после этого очень важного шага по сближению с Таможенным союзом будут другие. И хотел бы напомнить, что проект соглашения об Ассоциации с ЕС и Зоне свободной торговли в 39-й статье разрешает Украине быть членом других таможенных союзов. При определенных обстоятельствах одно другому не противоречит и, надеюсь, что Украина сможет стать членом Таможенного союза.
Но в самом Таможенном союзе говорят, что так не получится.
Я в этом случае отсылаю к 39-й статье. С точки зрения проекта соглашения с ЕС так делать можно.
Может, формально это не запрещено, но тут же речь о разных стандартах, разной структуре экономик.
Конечно. Мало того, в той же статье есть оговорка, что это можно делать, если это не противоречит развитию отношений с ЕС. Я прекрасно понимаю, что здесь достаточно много вопросов, но хотелось бы напомнить, что и Россия, и страны ТС очень активно торгуют с ЕС, причем объемы торговли у России несопоставимо больше, чем у Украины. Россия тоже внедряет стандарты ВТО и очень многие стандарты, которые соответствуют евросоюзовским. Поэтому все время видеть тут противоположность и противоречия и вынуждать Украину выбирать, с кем сотрудничать, неправильно.
Не получится ли, что на новой должности вы станете одним из агитаторов полного вступления Украины в Таможенный союз, как господин Мунтиян?
Что значит «агитатором»? Я публично неоднократно говорил, что Украине выгоднее быть членом Таможенного союза, чем иметь зону свободной торговли с ЕС, если придется выбирать или то, или то. Кто в Украине, даже если он ненавидит Россию, скажет, что плохо сделать это направление сотрудничества максимально эффективным – если не будет конфликтов, если нам удастся продавать туда больше продукции, если будет развиваться научно-техническое сотрудничество?
Но есть мнение, что нынешний Таможенный союз, который потом трансформируется в Евразийский, это больше политический, чем экономический проект.
Это мнение ошибочно. В том, чем мне придется заниматься, нет политического компонента.
Товарооборот России с ЕС в разы больше, чем со странами Таможенного союза. И ЕС не направляет в эту организацию наблюдателей, как Украина. Зачем Украине особый статус?
Потому что для Европы при всем большом товарообороте рынок Таможенного союза не является приоритетным. Кроме того, там нет такого уровня технологической кооперации, который есть у нас.
Одна из свежих новостей из Евразийской экономической комиссии – она отказалась продлить квоту на беспошлинную поставку труб в страны Таможенного союза для корпорации «Интерпайп». Вы будете лоббировать возвращение этой квоты?
Я не изучал специально эту тему. Но о чем бы ни шла речь, безусловно, мне хотелось бы добиваться таких условий, при которых объем экспорта украинской продукции в страны ТС был бы максимальным. И не важно – идет ли речь об «Интерпайпе» или другом украинском предприятии. Насколько я знаю, в России довольно влиятельное собственное трубное лобби и, добиваясь сокращения квот для Украины, оно отстаивает собственные интересы. Но на политическом уровне многие в России понимают, что конкуренция со стороны трубных предприятий Украины выгодна для российского государства, поскольку позволяет избегать монополизма в этой сфере. Надо вникать во все эти схемы.
Многочисленные торговые войны на пищевом рынке также будут входить в вашу компетенцию?
Входить будет то, где будут возникать проблемы. Эти так называемые войны во многом связаны со стандартами качества и контролем качества продукции. Украинская сторона неоднократно подтверждала, что многие случаи ограничения импорта того же сыра были связаны с претензиями по качеству. Если это так, нужно не от России что-то требовать, а от наших производителей, что и было сделано. После инспекции украинских предприятий и исправления недостатков экспорт был возобновлен. Словом «войны» очень злоупотребляют журналисты.
Вы сейчас о качестве говорите, но тот же Казахстан, помнится, вводил пошлины на украинскую кондитерку.
Это все обсуждается, никто, по крайней мере, прямо не говорит о каких-то политических мотивах. Думаю, если разобраться и действовать грамотно и правильно, то выяснится, что многих так называемых проблем просто нет.
Если обобщить, какие моменты отношений с Таможенным союзом кажутся вам наиболее насущными? С чего вы начнете работу?
Мне преждевременно об этом говорить, потому что никаких взаимоотношений с Евразийской комиссией у меня пока нет. Еще нет утвержденного положения, которым мне будут даны соответствующие функции, само представительство в Москве еще нужно создать, начиная от офиса и так далее. Скорее всего, это представительство может начать работу к концу лета или с начала сентября.