Экс-министр обороны Литвы: У России с такой политикой нет будущего
Раса Юкнявичене о том, что ждет Украину на Вильнюсском саммите
Дата саммита в Вильнюсе, где Украина должна подписать Соглашение с ЕС, стремительно приближается. А украинские парламентарии до сих пор так и не удосужились выполнить все требования Запада. Вместо того, чтобы принять необходимые законы о прокуратуре, выборах и лечении заключенных за границей, украинская власть перекидывается взаимными обвинениями с оппозицией и уповает на русский «авось».
Европейцы, напротив, в большом напряжении. Они следят за всей этой катавасией и искренне удивляются непоследовательности партнеров. Руководители миссии Европарламента Пет Кокс и Александр Квасьневский в очередной раз перенесли свой финальный вердикт – теперь уже на 19 ноября. Очевидно, это последний шанс. Если не будет решен вопрос с экс-премьером Юлией Тимошенко, Европа может оставить Януковича за порогом. В Литве, в столице которой и решится, куда же занесет Украину, также сомневаются в том, что нужно идти на поводу у Януковича.
О том, чего от Киева ждут европейцы, в интервью «Главкому» рассказала бывший министр обороны и член парламента Литовской республики Раса Юкнявичене.
Вы в Украине не впервые, активно следите за последними событиями в нашей стране. Какие ваши прогнозы? Нынешняя власть подпишет ассоциацию с ЕС? Очевидно, что шансы еще остаются, раз миссию Европарламента под руководством Кокса и Квасьневского продлили на 19 ноября – фактически под самый саммит.
Никто не знает, каким будет результат. Выбор будет сделан в последнюю минуту. Это, конечно, волнует. Ситуация идет то вверх, то вниз.
Но я настроена оптимистично. Я надеюсь, что здравый смысл возобладает.
28 ноября Литва будет на стороне Украины?
Литва никогда не меняла своих позиций. Она всегда поддерживала и поддерживает европейскую интеграцию Украины. Но это решение народа и суверенного государства. Мы же не Россия, чтобы давить на Украину, создавать пропагандистские войны. Мы - демократическое государство: дискутируем, предлагаем путь, который выбрали сами; показываем, что выиграли от этого.
Членство в ЕС, как и членство в НАТО, важно для литовской безопасности и политической гарантии нашей государственности. Невозможно это недооценивать. Да, определенные сомнения относительного европейской «тропинки» были. Но в итоге, думаю, литовцы от евроинтеграции только выиграли. Это показывает последний опрос. Процент поддержки нашего членства в Европейском Союзе вырос: от 43% в 1999 году, когда мы начали этот процесс, до 80%. Большинство населения довольны этим решением. И литовцы, и украинцы очень похожи в своей истории, в своих возможностях.
Не изменит ли своей позиции Литва, если до Вильнюсского саммита так и не будет решен вопрос Тимошенко?
Я не могу говорить за всю Литву. Но выскажу свое мнение и, думаю, мнение нашего правительства. Подписание договора помогло бы Юлии Тимошенко в будущем.
Как именно? Если договор будет подписан, ЕС потом сможет, скажем так, надавить на Януковича и заставить его…
Я не люблю слово «надавить». Думаю, что все нужно решать демократическим путем и переговорами. Нужно уметь слышать друг друга. Не очень хорошо, когда персональные амбиции политиков решают будущее Европы и всех вокруг. Все должны найти лучшее решение.
И как, по-вашему, все-таки должна быть разрешена эта ситуация?
Очень хорошее компромиссное решение было внесено Коксом и Квасьневским (Наблюдатели от Европарламента назвали законопроект депутата Анжелики Лабунской о лечении заключенных за рубежом «лучшей основой» для того, чтобы найти необходимый консенсус по делу Тимошенко, - «Главком»). Должны или нет – не знаю, но его могут принять ваши политики. Однако я повторюсь: подписание договора дает больше перспектив жить в демократическом государстве, чем неподписание. Неподписание ухудшит ситуацию.
Какие риски могут ожидать Украину в случае подписания Соглашения с ЕС? С какими проблемами в свое время столкнулась Литва?
Есть дальняя стратегия и стратегия «этой ночи». Конечно, завтра не будет легко. Но послезавтра, если говорить о дальновидной стратегии, будет лучше. Это единственный путь.
Мы ждем позитивного решения, несмотря на текущую ситуацию. Я надеюсь, что в литовской столице будет подписан документ. Тем более что, несмотря на некоторые заявления, это будет важно также для Беларуси и России.
Наш северный сосед не желает позитивного решения на саммите для Украины.
Я не думаю, что у России с той политикой, которую она ведет сейчас, есть какое-то будущее. Если Украина станет на путь, который ведет в никуда, то, возможно, она что-то получит сегодня, но многое потеряет в будущем. Европейский Союз и демократический путь – это экономическое будущее для Украины.
Европейское направление для Украины крайне важно для России, потому что это самый короткий и самый безопасный способ обеспечить демократическую Россию в будущем. Вильнюсский саммит вот-вот очертит демократическую карту Европы.
По-вашему, Украине в случае подписания Соглашения реально будет сохранить пусть не дружеские, но партнерские отношения с Россией? Заменить российский газ Украине пока нечем…
Уверена, Украина так же, как и мы, литовцы, хочет хороших отношений с Россией. Я не знаю ни одного литовца, который не хотел бы хороших отношений с Россией. Но, к сожалению, в Кремле принимаются иные решение. Это они не хотят нормальных, соседских отношений без давления.
Мы тоже – на 100% - зависимы от российского газа. Да, были проблемы, и сейчас они есть. Но надо принимать решения, выполнять домашние задачи, надо диверсифицировать. Будете вы или нет в Европейском Союзе, проблема зависимости никуда не денется. Но вы должны нацеливаться в будущем на Европейский Союз – Украина пока не вступает в него. Значит, придется делать те же самые домашние работы, которые не будут нравиться России.
В конце октября Кабинет министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, который предусматривает введение 30-процентных гендерных квот в избирательных списках политических партий на выборах в парламент и местные советы. Этот проект стал альтернативой документу, поданному рядом народных депутатов, согласно которому женщинам в списках предлагалось отдать 35%. Сегодня в Верховной Раде количество женщин составляет 9,6% от общего числа депутатов. Нужны ли в политике квоты? У вас, как у женщины-министра обороны, на этот счет имеется особое мнение.
Я представитель правой партии, консерваторов, христианских демократов. Мы никогда не были за квоты. И при этом у нас женщин в парламенте в процентном соотношении всегда больше, чем у социал-демократов, у которых есть квоты. Все должно быть по квалификации человека. Если ты работаешь, имеешь какую-то квалификацию, то тебя назначат туда, где ты должен быть. У меня не было мечты стать министром. Просто я делала то, что должна была делать.
Наверное, в таких государствах, как Афганистан, например, или других государствах, где другие традиции, где женщины не имеют просвещения, не могут ходить в школы, квоты нужны. Но я не думаю, что в Украине женщины менее образованы, чем мужчины. Украинские женщины, уверена, могут идти вперед быстрее, чем некоторые мужчины. Без всяких квот.