Станислав Белковский: Ради понтов Россия делает очень многое
Российский политолог о том, как щедрость Кремля вынуждает экономистов крутить пальцем у виска
«Золотой дождь», который может пролиться на Украину из Кремля после сверхпродуктивного визита Виктора Януковича в Россию, уже вызвал массу конспирологических версий об истинных причинах такой щедрости Москвы. Ведь совсем недавно российская сторона только и делала, что показательно затягивала потуже удавку на шее украинской экономики. Снижение на треть цены на газ и обещание кредита в 15 миллиардов долларов украинская власть выставляет беспрецедентной победой отечественной дипломатии, в то время как особо категоричные скептики называют не иначе как «продажей Родины». Сегодня Виктор Янукович в телеэфире будет объяснять народу, что же он такого подписал в Москве и какие обязательства в свою очередь взял на себя.
Российский политолог Станислав Белковский в разговоре с «Главкомом» объясняет, зачем Путин дал Януковичу денег и почему еще рано говорить о геополитическом развороте Украины.
Сейчас ходит очень много версий, что на самом деле подписали во вторник под столом Путин с Януковичем. В чем вы видите причину такой щедрости Кремля?
Во-первых, мы не знаем всех деталей договоренностей, потому что такая щедрость на ровном месте не возникает. Ясно, что есть какие-то параметры этих соглашений, которые всплывут на поверхность несколько позднее. К тому же, мы видим, что этот кредит в 15 миллиардов не дается одномоментно – сначала дадут три миллиарда, а далее Путин будет смотреть, как ведет себя Янукович. Путин ведь не доверяет Януковичу и совершенно не исключает, что тот в начале года подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС.
Некоторые наши провластные экономисты даже выдвинули теорию, что Путин испугался сближения Украины с Китаем.
Это, конечно, полная ерунда. Совершенно понятно, почему провластные экономисты распространяют эту версию – они хотят показать, насколько велик Виктор Федорович, сумевший при столь ограниченных возможностях разыграть блестящую геополитическую комбинацию, столкнув лбами все великие державы. Но Украина находится на абсолютной периферии китайского сознания, и, если бы китайцы даже хотели выделить ей какие-то крупные кредиты, решение этого вопроса заняло бы несколько лет и завершилось, когда Януковича уже не было бы у власти. Поэтому никакой китайской угрозы ни Россия, ни другие участники игры не ощущали.
В договоренностях Януковича и Путина может быть целая масса подводных камней, в том числе, в сфере бизнеса и приватизации, о которых мы узнаем только в следующем году. И на этом фоне российская помощь уже не покажется такой оголтелой благотворительностью. Но был еще и психологический аспект, который подвиг Путина в принципе обсуждать эту тему и анонсировать принятые решения. Если бы сейчас Янукович пал, вероятность чего была и остается немаленькой, то в очередной раз весь мир сказал бы, что Путин потерпел унизительное поражение. На самом деле, это не так, потому что между этими политиками нет доверия, и Янукович Путину сто лет не нужен. Если говорить, кому из политиков российский президент верит, то скорее Юлии Тимошенко, которая несколько раз выполняла перед ним важные обязательства, в то время как Янукович постоянно пытался его кинуть. Но Путин не хотел, чтобы в преддверии Олимпиады в Сочи все говорили о том, как одурачен городничий. Презентационные результаты украино-российского саммита важнее реальных – Янукович обязан был вернуться в Киев с сообщением о гигантской экономической победе. Причем добился он ее в ситуации, когда финансовое положение самой России далеко не блестяще. Российское финансово-экономическое сообщество, мягко говоря, обескуражено решением вкладывать средства Фонда национального благосостояния в весьма низкокачественные еврооблигации Украины и крутит пальцем у виска.
Как Путин объяснит своим гражданам, что Украине кредиты даются под 5%, а внутри самой России в разы дороже? Или просто ничего не будет объяснять?
Путин находится в полном астрале и не общается ни с кем, кроме Махатмы Ганди, поэтому он не чувствует себя обязанным что-либо подробно объяснять. Федеральные телеканалы преподнесут эту информацию так, чтобы русский народ поверил в невероятную победу России, а мнение истеблишмента Путина не волнует.
Украина по российскому законодательству никак не попадает в число стран, у которых можно покупать еврооблигации.
Сейчас будут менять законодательство, чтобы это возможно было сделать. Но, думаю, этих 15 миллиардов, в итоге, не будет – дадут первый транш, а дальше может что-то измениться. Подводные камни – это приватизация того же Одесского припортового с аммиакопроводом, который интересует российских бизнесменов, объектов военно-промышленного комплекса… Смысл сложного нагромождения взаимных шагов, которых мы до конца не понимаем, на мой взгляд, до конца не понимают и Путин с Януковичем. Они не знают, что будет завтра. По правде говоря, российская элита в целом да и Путин достаточно безразлично смотрят на то, что происходят в Киеве. Проблема только в одном – как бы ни вела себя Россия, все равно она будет во всем виновата. Поэтому и пытаются хоть как-то влиять на ситуацию, чтобы не получать обвинения совершенно бесплатно.
Путин прислушался к словам украинской стороны о том, что механизм Таможенного союза для Украины в силу разных причин не подходит, или еще стоит ждать возвращения к этому вопросу?
Таможенный союз – это фантом и гигантский блеф, в котором нет ни экономического, ни политического смысла, а только пиаровский. Политическая зависимость Минска и Астаны от Москвы со временем только снижается, а не нарастает. Лукашенко и Назарбаев сейчас психологически меньше зависимы от позиции Кремля, чем в 2000-м году, когда Путин пришел к власти. С экономической точки зрения Таможенный союз может сводиться к одному – огромный российский рынок открывается для товаров из Казахстана и Белоруссии. Зачем Таможенный союз России, понять невозможно, но ради понтов Россия делает очень многое. Кроме того, Путин думает о едином учебнике истории, который скоро выйдет, и хочет быть прославленным в нем как интегратор постсоветских стран.
Путин – классические «весы» по гороскопу и такой человек не может точно сказать, будет он возвращаться к вопросу или нет. У него нет стратегического мышления на несколько лет вперед, и все решения он принимает в последний момент, в зависимости от ситуации. Когда можно будет вернуться к разговору о Таможенном союзе с Украиной, Путин вернется. Сегодня же он понимает, что это невозможно, потому что ведет к падению Януковича. А весь смысл проведенной комбинации в том, чтобы этого не допустить, причем пиаровскими методами. Деньги-то будут завтра, а имиджевый эффект есть уже сегодня. Сейчас многие начнут говорить, что Россия одержала геополитическую победу и речь идет об интеграции России с Украиной, что совершенно не так. Любой геополитический альянс в истории заключается на базе трансляции образцов старшего партнера по альянсу младшему партнеру. Когда страны хотят вступить в Евросоюз, они же ждут не денег, а стандартов в области демократии, социального обеспечения и так далее. От России никто не хочет получить ни моделей демократии, ни моделей социального обеспечения, ни технологий, а только шальные нефтедоллары. Но это не относится к сфере геополитики, точно так же, как покупка проститутки не означает любви. После вторника отношение активной части населения Украины к России ухудшилось, несмотря на все экономические дары, а геополитический альянс возможен только с тем, кого любишь.
Путин сказал, что рассчитывает на согласованную внешнюю политику с Киевом. В чем это может выражаться?
А в чем состоит внешняя политика Москвы, вы можете сказать?
Ну, например, в сирийском вопросе Россия показала свою значимость.
В сирийском вопросе они показали силу Барака Обамы, а не свою. Обаме нужно было срочно найти повод отказаться от войны не по причине позиции России, на которую было наплевать, а по причине позиций Великобритании и собственного Конгресса. Путин же стал источником компромиссного решения для Обамы. Что касается общей внешней политики с Украиной, то можно будет говорить о таковой, если завтра Украина признает независимость Абхазии и Южной Осетии. Иных чувствительных внешнеполитических вопросов я не вижу.
Чем дальше, тем больше Россия позиционирует себя как антизападный проект. Украина теперь не войдет в такое же русло, а то попытки у нас имеются?
В России слышна антизападная риторика, но мы не видим конкретных действий, которые досаждали бы Западу. Именно поэтому Запад так мягко ведет себя с Россией.
Российские чиновники временами подымают тему единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Реально ли его создание в ближайшее время, что, в общем-то, и Украине облегчит задачу самоидентификации?
Единое пространство с Евросоюзом можно было создавать 15 лет назад. Сейчас это невозможно, поскольку для Европы Россия является источником антиобразцов. Со страной с авторитаризмом и тотальной коррупцией никто ничего создавать не будет. Никакой масштабный проект с участием России невозможен, доказательством чему служит тот же несчастный Таможенный союз. Если Путин не может эффективно интегрировать даже Казахстан с Белоруссией, о каком пространстве с Европой можно говорить?
Кстати, члены ТС после украино-российской идиллии не взбунтуются и не потребуют аналогичных преференций для себя? Тот же Лукашенко как раз в Сочи едет.
Я уже чувствую, что к этому дело идет. Думаю, Назарбаев и Лукашенко проснулись с мыслями, что надо Россию еще подоить.
Даже сейчас Украина формально никуда не сходит с евроинтеграционного пути. Можно ли еще рассчитывать на подписание Ассоциации, получения кредитов МВФ и какого-то консенсуса насчет Украины между Россией и ЕС? Чтобы и там что-то подписать, и там?
Янукович так и хочет, поэтому сейчас в Москве слышны голоса, что Россия финансирует соглашение Украины с ЕС. Другое дело, что когда человек считает себя очень хитрым разводчиком, в какой-то момент он может перехитрить сам себя. Мне кажется, с Виктором Федоровичем как раз так случилось, потому что он утратил доверие всех основных субъектов, от которых зависит его политическое будущее, – России, Европы и собственной элиты, которое считает его поведение все более неконвенциональным. Особенно, когда «Ветэк» станет посредником в торговле газом между Россией и Украиной, это однозначно будет воспринято элитами так, что важнейшие политические решения со стратегическими последствиями Янукович принимает исключительно в интересах членов своей семьи. Поэтому очень сложно продолжать разводку, когда тебе никто не доверяет.
Пошаговость предоставления кредита и поквартальное утверждение цены на газ (аналогично с поквартальными пересмотрами поставки нефти в Беларусь) делает Украину полностью зависимой от Москвы даже в краткосрочной перспективе. То есть возможности для разводки у Януковича сильно ограничены.
Конечно. Полный состав подводных камней неизвестен – в частности, будет ли возвращены российские игроки на внутренний украинский газовый рынок.
В Европе достаточно прохладно восприняли договоренности Москвы и Киева, но нельзя сказать, что негативно. Тот же Штефан Фюле достаточно сдержанно заявил, что Европа приветствует налаживание торговли между странами, если они не мешают евроинтеграции Украины. Мол, ну профинансировала Москва украинский дефицит бюджета – и замечательно.
А чем Европе-то плохо? Украинцы теперь меньше будут к ним бегать и теребить за рукав, требуя денег.
Сейчас как раз видится так, что это Европа бегает к нам и теребит, чтобы мы подписали соглашение.
До 28-го ноября так и было, с каждым днем заинтересованность Европы росла и она соглашалась на все новые уступки. Но после 29-го Европа обижена на Януковича и понимает, что он ее кинул. Поэтому рассчитывать на дополнительные уступки человеку, которому не доверяют, думаю, не стоит. Никто не понимает, что собирается делать Янукович, который во всех местах говорит разное. Политика уступок Европы себя исчерпала и дальнейших козырей украинскому президенту она давать не захочет. Позиция будет такая: хочешь – подписывай, не хочешь – не подписывай.
Но крест на европерспективах Украины вы бы не ставили?
Совершенно не ставил бы. Янукович хочет оставаться у власти и даже он, с его абсолютно искаженным сознанием, понимает, что тотальный отказ от евроинтеграции не удержит его у власти, поскольку не отвечает интересам ни элит, ни активной части украинского общества. Кроме того, нужно понимать, что Янукович трусоват. Его брутальная внешность и габариты часто вводят в заблуждение неискушенного наблюдателя. Но любые проявления типа Майдана его сильно пугают. В 2004-м он не осмелился объявить себя избранным президентом, а вместо этого пошел договариваться в «оранжевый» штаб, после чего его все перестали воспринимать всерьез.
Ну, он это запомнил, поэтому больше ни с кем не договаривается. Янукович же прекрасно понимает, что Запад уже не собирается делать ставки на него в 2015-м, особенно в свете западных дифирамбов в адрес «европейца» Кличко.
Но Янукович не может идти на тотальный конфликт с Европой. Есть люди, которые выигрывают в крайне конфликтных ситуациях, когда общество поляризовано, – например, Борис Ельцин или Юлия Тимошенко. Как только наступает спокойствие и исчезает радикальное различие между политическими лидерами, эти люди, как правило, проигрывают. Но Янукович – политик прямо противоположного плана, его политическая стихия – это болото. То есть атмосфера апатии, скепсиса и цинизма или, как минимум, ситуации, когда народ не видит кардинальных различий между претендентами на власть, как было в 2010-м. Сейчас же Янукович своими действиями сделал ситуацию радикальной, что для него совершенно не выгодно. А вернуть болото и выиграть в 2015-м можно, только договариваясь с Европой, но никак не идя на тотальную конфронтацию.
Депутат от Партии регионов Олег Царев внес вас в список деятелей, которым следовало бы запретить въезд в Украину. Скоро могут не пустить?
У страха глаза велики. Частью руководства Партии регионов и окружения Януковича владеет паника, которая, мне кажется, передается им от самого Виктора Федоровича. Хотя ясно, что от того, что мне или другим людям из этого списка закрыли въезд в Украину, ничего не меняется, поскольку никакой роли в сегодняшней украинской политике мы не играем. По моим данным, въезд мне таки закрыли, что косвенно подтверждается судьбой Бориса Немцова. В последний раз я был в Киеве с 5 по 7 декабря, а с тех пор не ездил. Надо будет поехать и убедиться об этом на границе самостоятельно. Больше никакого способа получить эту информацию официально нет.