Взаимно запрещенные
Запад и Восток Украины начали борьбу с парламентскими партиями
Крым запретил у себя символику и деятельность партии «Свобода». Так он ответил на запрет Партии регионов и компартии в Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Напомним, что все три партии представлены в Верховной раде. Эксперты отмечают, что подобные запреты и там, и там незаконны и «разрезают единое правовое пространство Украины».
В понедельник верховная рада Крыма запретила символику и деятельность националистической партии «Свобода» и других «формирований радикального характера» на территории полуострова.
Крымскому МВД велено «использовать все полномочия и способы, не противоречащие действующему законодательству, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества», а главному управлению Службы безопасности Украины в Крыму «использовать все полномочия и способы, не противоречащие действующему законодательству, по пресечению на территории Автономной Республики Крым деятельности радикальных организаций, групп и отдельных лиц, посягающих на государственный строй».
Накануне Тернопольский областной совет запретил деятельность и использование символики правящей Партии регионов и Коммунистической партии Украины. Депутаты считают, что деятельность этих партий «противоречит национальным интересам и нарушает права и свободы граждан Украины». Депутаты также предложили областному управлению юстиции отозвать регистрацию у местных отделений обеих партий. Ранее в субботу аналогичный запрет приняли в Ивано-Франковске. А в Хмельницкой и Полтавской областях такие запреты объявили самопровозглашенные «народные рады» - параллельные органы власти, которые пытаются создать там сторонники Евромайдана.
Напомним, что все три упомянутые партии представлены своими фракциями в парламенте, а на последних выборах осенью 2011 года все они набрали миллионы голосов в свою поддержку.
Примечательно, что во Львове - неофициальной столице западной Украины - запрещать представленные в верховной раде страны партии не стали, однако в понедельник фракция Партии регионов в облсовете Львова объявила о самороспуске. Таким образом, здесь закон нарушен не был.
Напомним, что по украинскому закону о партиях, партию может запретить только суд по представлению министерства юстиции или Генерального прокурора. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев напоминает, реальный запрет, по его словам, возможен только если оппозиция придет к власти и инициирует подобную процедуру. Запретить деятельность партий решением областной рады, по его словам, невозможно.
«Я бы не драматизировал эти факты в направлении возможного раскола страны. Но все-таки я согласен, что это определенные разрезы единого правового пространства Украины. Ситуация зашла не столь далеко, поэтому все это можно залатать, и в ближайшее время, я думаю, это решение будет сделано», - сказал Карасев газете ВЗГЛЯД.
В свою очередь нефракционный народный депутат, сторонник Евромайдана Олесь Доний убежден, что говорить о расколе страны не приходится. «Силы, которые находятся у власти, хотят контролировать всю территорию. Оппозиция тоже борется за демократию для всей Украины», - сказал Доний газете ВЗГЛЯД. «О расколе больше пишут в московской прессе, чем в киевской», - уверен оппозиционер.
Доний не считает, что западные областные советы нарушили закон, а в качестве аргумента ссылается на «революционную ситуацию» лета 1991 года. Он напомнил, что перед тем как в конце августа 1991 года Верховная рада запретила Компартию, первоначально эти решения принимались местными советами. «Местные советы показывают пример. Они могут принимать решения в надежде, что с течением времени эти решения будут приниматься Верховной радой», - пояснил депутат. Компартия была воссоздана только летом 1993 года.
В свою очередь директор украинского Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов однозначно считает решение и тех, и других областных советов «нарушением правового пространства».
«Это представляется очень любопытным - особенно в контексте внеочередных выборов. Практически после этого возникает вопрос, как могут проводиться выборы в такой ситуации. Я рассматриваю это в контексте фактического двоевластия», - сказал Толстов газете ВЗГЛЯД. Толстов не уверен, что ситуация в стране будет скоро нормализована.