Народный депутат Виталина Дзоз: Похоже, что Крым Украине не вернуть
Соратница крымского сепаратиста Константинова о том, в какой стране хотят жить крымчане
После решения Верховного Совета Автономной республики Крым о «проведении всекрымского референдума» о статусе Крыма, руководство АРК отправилось в Кремль. Спикер Верховного Совета автономии Владимир Константинов на встрече со спикером Госдумы РФ и депутатами нижней палаты российского парламента отрапортовал о проделанной работе и высказал надежду, что Крымом экспансия России не ограничится, поскольку «наши два великих государства… отдельно существовать не могут».
Тем временем «на материковой» Украине в.о. президента Александр Турчинов обратился в Конституционный суд Украины по поводу законности референдума, проведение которого в Крыму анонсировали 16 марта. Однако, блокирование судебными органами решения о референдуме и заочные уголовные дела против крымских сепаратистов могут остаться лишь на бумаге. По крайней мере, пока не похоже, что для восстановления законности руководство страны применяет все способы. Чтобы изменить ситуацию и склонить ее на сторону Украины нужно немедленно отправить на полуостров депутатскую команду переговорщиков. Об этом в интервью «Главкому» заявила народный депутат от Партии регионов, мажоритарщик из Крыма Виталина Дзоз.
Всеукраинская известность к этому депутату пришла не так давно. Произошло это весьма спонтанно. Фотокорреспонденту Владу Соделю в начале этого года удалось запечатлеть, как Дзоз пишет SMS в сессионном зале парламента. Содержание послания, адресованного крымскому спикеру Владимиру Константинову, было таким: «Добрый день, Владимир Андреевич. На Крым накатывает оппозиция. Жду от вас указаний, готова выступить...», - написала нардеп.
Комментируя фотографию с смс, Дзоз вышла из положения таким образом. «Сфотографировали смс-сообщения? Молодцы! Это еще одно подтверждение - крымские депутаты работают в одной команде с руководством автономии. И вместе стоят на защите Крыма и интересов крымчан!», - отметила она, лишний раз подтвердив свою тесную связь с человеком, которого сейчас обвиняют в сепаратизме.
Как вы оцениваете происходящее сегодня в Крыму?
В Крыму все спокойно. Люди гуляют с колясками. Абсолютно никаких истерий, нагнетаний нет.
Но все-таки на полуострове много вооруженных людей.
Я не видела. Я нахожусь сегодня (7 марта) весь день в Ялте, военных я не видела. С утра была в Симферополе. Ни там, ни там военных я не встречала.
А что говорят ваши избиратели о том, что сегодня происходит на полуострове и в стране в целом?
Люди напуганы только одним. Они очень боятся того, что Правый сектор, что эти бандиты, которые убивают руководителей Партии регионов в Киеве, придут сюда. Боятся того, что они начнут громить дома. Эта фобия сидит очень глубоко в каждом человеке. Это я вам говорю абсолютно честно, абсолютно откровенно. Я уже не говорю о каких-то идеологических фигурах. Но чисто на бытовом уровне люди очень и очень напуганы.
(О каких убийствах руководителей Партии регионов идет речь, Дзоз так и не смогла объяснить, - «Главком»)
Из-за чего же тогда страх?
Мне кажется, что если бы власть сразу навела порядок в Киеве, это был бы хороший урок. Можно было бы это продемонстрировать и Крыму. Мол, посмотрите, мы пришли, навели порядок, никаких нет бандитских нападений, анархии и так далее. Поскольку, пришедшая власть не справилась с этим заданием, то, естественно, эта боязнь перекатилась, во всяком случае, на Крым. О других регионах ничего сказать не могу. Я сегодня ходила по улицам, общалась на бытовом уровне со своими знакомыми. Все говорят в один голос, что боятся, что на полуострове будет нечто подобное с киевскими событиями.
Несколько дней назад Верховный Совет Автономии решил передать Крым России. Насколько соответствуют закону такие действия ВС АРК, в частности, назначение референдума?
События в Крыму начались тогда, когда в Верховной Раде начали принимать законы, проталкиваемые через колено. Например, о русском языке (отмена «языкового» закона Колесниченко-Кивалова – «Главком»), и о «Беркуте» (постановление парламента о ликвидации спецподразделения «Беркут» - «Главком»). Вот, что всколыхнуло Крым. На этом фоне идут разбои, разгромы в Киеве. Вот с чего все началось. Сегодня, объективности ради, следует сказать, что политики со своими законами подлили очень хорошее масло в огонь.
Вот вы задали вопрос о референдуме. Я вообще, за проведение всяких референдумов. Потому, что в основе всего нашего управления страной лежит народовластие. Именно люди должны управлять страной. Своего рода в какой-то степени референдум был проведен и на Майдане. Только он выражался в виде протеста. Поэтому я за то, чтобы проводились референдумы, чтобы спрашивать у людей, как развиваться Украине, куда ей идти, в Евросоюз, или в НАТО. Я за то, чтобы был проведен референдум, на котором люди сами решили, оставаться ли Украине внеблоковым государством, как написано в Конституции, или вступить в НАТО. Это должен решать не один человек, и не два, и даже не миллион, а все 46 миллионов жителей страны. То, что сегодня свою волю выражает крымский народ – это его право. И то, что Верховный Совет Крыма 75 голосами законно избранных депутатов принял свое решение, лишь подтверждает то, что он выполнил волю народа.
А присутствие людей с оружием в здании крымского парламента во время голосования депутатов – разве не давление на них?
О каких людях с оружием вы говорите? Да перестаньте. Для того, чтобы это говорить, – приезжайте и посмотрите сами своими глазами. Я 6 марта была в Верховном Совете Крыма, о каких людях с оружием вы говорите? Возле здания Верховного Совета стоит только вооруженный милицейский пост и все. Больше нет ни одного человека с оружием. Никто крымских депутатов не принуждал принимать те решения, которые они приняли. Они приняли свои решения только под влиянием общего настроения и выражения воли крымчан. Каким она будет, эта воля – я не знаю. Вот, возьмем референдум. Да, согласна, есть «несостыковка» с правовой базой. Но ведь есть же Верховная Рада Украины, правительство, давайте создадим правовые условия и основания для того, чтобы законным образом провести этот референдум. Не нужно от него убегать и прятаться, а нужно создать условия, при которых совершенно законно, совершенно прозрачно состоится голосование. Крымская тема не такая простая, как кажется. Сказать, что сегодня крымчане под дулом автоматов принимают решения – это чушь, ерунда.
Но ведь на референдум собираются выносить не вопросы вступления Украины в НАТО, или ЕС, а вопрос присоединения части нашей страны к другому государству. Разве люди в Крыму хотят именно такого выбора?
Пусть они скажут, чего они хотят. Если все пройдет объективно – мы узнаем мнение людей. Ну что вы хотите? Я всю жизнь прожила в Крыму, я знаю, что такое Крым. Людей же спросят не только о том, хотят ли они, чтобы Крым стал субъектом Российской Федерации, но и спросят о том, хотят ли они, чтобы Крым остался в составе Украины.
По вашим наблюдениям, какой ответ поддерживает большинство жителей полуострова?
Я знаю, какой ответ поддерживает большинство граждан, но я не буду это говорить для того, чтобы это не было расценено как давление, пиар и так далее. Когда будут результаты голосования, тогда о них и поговорим.
То есть, вы считаете, что Крым – это Россия, или все же больше Украина?
А вы как думаете? Для того, чтобы понять, нужно почувствовать настроения крымчан. Нужно хотя бы на один день приехать в Крым и пройтись по улице. Даже ничего не спрашивая, вы услышите, что говорят люди. Поживем – увидим.
Но вы же являетесь представителем Крыма в украинском парламенте. При этом открыто поддерживаете сепаратистов. Мандат народного депутата Украины сдавать не собираетесь?
Давайте мы доживем до всего того, к чему движемся. А там посмотрим, что будет. Во всяком случае, для меня мандат – не то, за что я буду держаться из последних сил. Для меня это не главное. Для меня главное, чтобы люди разрешили ситуацию, которая возникла в Крыму, без войны, без агрессии, без кровопролития. И за это я могу отдать мандат, свою жизнь, все, что угодно.
7 марта спикер крымского парламента Владимир Константинов во время встречи в Госдуме РФ со спикером и руководителями фракций нижней палаты российского парламента заявил, что надеется на объединение Украины и России, которые, по его словам, порознь существовать не могут. У вас такая же позиция?
Позиция у меня такая, что нашей Верховной Раде и нашему правительству не нужно было прятаться от Крыма, а нужно было ехать и вступать в диалог, как это сегодня делает Россия. Посмотрите, на митингах выступают депутаты Госдумы Российской Федерации, депутатов от Верховной Рады Украины просто нет. Нет и диалога.
Так вы же – народный депутат, вы же ездите в Крым, почему не решали долгие годы существующие проблемы?
Я знаю, чем живут люди, мои избиратели, я решаю их проблемы на своем уровне. Но ведь говоря о том, что никто не приезжает в Крым, я имею в виду не только себя, а и других депутатов. Только диалог может открыть понимание сути проблемы. Нужно общаться со всеми для решения проблем, нужно разговаривать и с США, и с Европой, и с Россией, а тем более с Украиной и ее гражданами. Самое главное, что говорят о проблемах все, кроме нашего правительства и нашей Верховной Рады.
Сейчас и руководство АРК и Россия называют нынешнюю власть в Украине нелегитимной, признавая только Януковича президентом. Как и с кем в этих условиях вести переговоры, если одна из сторон этого не хочет?
Но ведь украинский парламент – легитимен. Именно депутаты признаются всеми как легитимная власть. Они не приезжают в Крым. Я уже говорила в парламенте о необходимости создания парламентской комиссии, но нас или не услышали, или не захотели слышать. Я же не знаю. каковы планы у власти в решении кризиса.
Кто это – мы?
Мы – это народные депутаты, представители Крыма, поддерживаем создание такой комиссии с тем, чтобы ехать в Крым и решать там существующую проблему. Мы понимаем, о чем говорить с людьми, и это правда. Сегодня два совершенно легитимных органа власти – Верховная Рада Украины и Верховный Совет Крыма.
А как же Виктор Янукович, которого сепаратисты в АРК и Россия называют легитимным президентом ? Так он президент для вас или нет?
Я говорю сейчас не о Викторе Федоровиче, я говорю о путях разрешения ситуации. Сегодня нужно решить сложившуюся проблему. Для того, чтобы это сделать, нужно начать диалог. Конечно, первый фронт диалога – это Верховный Совет Крыма и Верховная Рада Украины. Это то, что нужно сделать сразу. Вот и все.
Вам не кажется, что украинское руководство должно вести переговоры не с марионетками в Крыму, а с Кремлем?
Зачем вы задаете провокационные вопросы? Если вам хочется общаться, езжайте туда общаться. Я же говорю о кризисной ситуации и путях ее разрешения в Крыму. В принципе, можно ехать куда угодно, но решить крымскую проблему можно только вступив в диалог с крымской властью.
Виталина Алексеевна, в 2012 году вы выиграли выборы в мажоритарном округе в Крыму. Участие в выборах на этом же округе принимал Сергей Аксенов, однако набрал тогда в 4 раза меньше голосов, чем вы. Как так получилось, что его теперь выдают за нового лидера Автономии, а вы народный депутат от Партии регионов признаете безнадежность истуации…
Это абсолютно нормальное явление. Да, он принимал участие в парламентских выборах, ну и что? Выборы в мажоритарных округах, знаете, всегда шли как-то так... Ведь на партию люди смотрят немножечко за шторкой, я бы сказала, смотрят ведь сначала вообще-то на человека, на его личностные качества. В тот период люди увидели меня как человека, которому доверили свой голос. Но прошло время, что-то меняется, мы же не стоим на месте, мы же не памятники.
Кстати, снос памятников – еще одна ошибка власти. Вот сегодня я иду по Ялте, прохожу возле памятника Ленину, его охраняют. Я спрашиваю людей, зачем? А мне отвечают, что придут вандалы, ведь они все памятники рушат. Что же это за позиция? Не хотите оставлять лениных, так просто уберите, демонтируйте, вывезите куда-нибудь, но не разрушайте. А на его место поставьте любой другой памятник, который бы объединял Украину. Например, памятник Тарасу Шевченко. Тогда люди и скажут, что была та власть – Ленин стоял, пришла новая – Шевченко стоит. Так вот, я и говорю, что мы не памятники, которых нужно рушить, или не рушить. Мы – это общество, это люди, в конце концов, мы - политики. Я избиралась тогда, когда была одна политическая ситуация, сегодня ситуация совершенно другая. Сегодня людьми движет безумство принимаемых законов, о которых я уже говорила выше.
Или, к примеру, ребята из спецподразделения «Беркут». Зачем политики трогают этих пацанов, которые гибли? Они служили в армии и выполняли приказ. И если каждый солдат будет думать о том, какой приказ ему выполнять, а какой – нет, что это будет за армия? Знаете ли вы, что в Симферополе, когда хоронили этих пацанов, 20 минут люди стояли с поднятыми руками, хлопали и кричали «герои-герои!»? Вот это все и всколыхнуло людей. На фоне этого происходят погромы домов, врываются к людям домой бандиты, взрывают бронированные двери. Знаете ли вы, что моя фамилия висит в аэропорту «Жуляны» в Киеве до сих пор? Она среди тех людей в списке, которые не имеют право выезжать за пределы Киева. На основании чего, хотелось бы спросить, мою фамилию в этот список внесли? Я не знаю, чьи это списки, кто меня контролирует, но они висят. Это что такое, разве это не пугает? Когда я выхожу из самолета и прохожу мимо строек, вдоль которых стоят люди с автоматами, разве это нормально? Не знаю, убрали их сейчас, или нет.
Вы говорите, что на мажоритарном округе люди смотрят на личные качества политика. Означает ли это, что люди больше голосовали за вас, чем за партию, которую вы представляете?
Если бы я появилась на округе, как черт из табакерки, – это было бы одно. А так, я 40 лет работаю в Крыму. Я работала учителем, директором, министром. Меня знает просто каждый человек на округе. Если бы я заскочила туда с гопаком, или с танго, на меня бы смотрели как на «пришибленную». А так – это моя территория, это мои люди. Я не готова сказать, за меня ли, или за партию больше голосовали люди, какие у них были внутренние мотивы.
В ответе ли крымские мажоритарщики за то, что происходит на полуострове? Чем они вот сейчас занимаются?
Спросите об этом у Андрея Сенченко, у Людмилы Денисовой из ВО «Батькивщина». Спросите также у Александра Мочкова из партии УДАР, может быть, они не дорабатывают?
Но ведь вы тоже мажоритарщик, не так ли?!
Да, но я не могу сказать, что думают о моей работе люди. Вот будут выборы, я буду баллотироваться в следующий раз. Если меня еще раз изберут, значит, я делаю все то, что нужно. Если же не изберут, значит, я должна сесть и задать себе вопрос о том, что я делала не так как нужно. В данной ситуации у нас один судья – избиратели.
Сейчас многие говорят, что точка невозврата пройдена, и Крым под контроль Украине не вернуть. Это так?
Если говорить не по правовым канонам, а по настроению людей, то похоже, что так.
В Киев не боитесь после этого приезжать?
Нет, абсолютно. Если мой приезд может помочь Украине, то я с удовольствием приеду. Во вторник (11 марта) на сессии обязательно буду.