Игорь Марков: Арбузов приложил руку к моему аресту
Вышедший на свободу бывший «регионал» требует провести психическое освидетельствование Януковича
Игорь Марков – пример дивной политической метаморфозы. Еще недавно этот экс-нардеп фракции Партии регионов грозился стать лидером Юго-Востока, разочарованного предательской политикой Януковича, и призывал бороться с «бандеровцами». Ныне же казавшийся ранее отъявленным русофилом Марков превратился в сверхтолерантного миротворца. Особенно на фоне новых юго-восточных «героев», штурмующих обладминистрации и крушащих все и всех на своем пути.
Конечно, на смену настроений Маркова во многом повлияла как ситуация в стране, так и его личные проблемы. Напомним, после того, как Марков был лишен депутатского мандата из-за фальсификации выборов на округе, в октябре прошлого года его задержали по подозрению в нанесении в 2007-м году телесных повреждений участникам митинга в Одессе против возведения памятника Екатерине ІІ.
После бегства Виктора Януковича из страны глава Верховной Рады Александр Турчинов вроде как вернул Маркову депутатский мандат наравне с Павлом Балогой и Александром Домбровским, но вице-спикер из «Свободы» Руслан Кошулинский фамилию идеологического противника с президиума не зачитал.
Но главным для Маркова стало все же решение Приморского райсуда об освобождении из-под стражи. Сейчас он на свободе, но так как его дело было перенесено в Крымский апелляционный суд, готовится к поездке на горячий полуостров.
Вам восстановили депутатский мандат или нет?
У меня на руках есть распоряжение, подписанное спикером парламента об отмене блокирования карточки. Меня мандата-то никто не лишал, мне просто Рыбак заблокировал карточку – и все. Но учитывая ситуацию, которая происходит в стране, не думаю, что это сейчас самый важный вопрос.
Но вы пока не собираетесь появляться в парламенте?
Пока карточка не разблокирована официально, я, наверно, физически там не могу появиться и в зал не могу зайти.
Почему Партия регионов во время вашего задержания не стала на вашу защиту, хотя бы отдельные депутаты?
Это сейчас стало модным выходить из фракции Партии регионов, а я одним из первых вышел. Если бы тогда со мной вышло 5–10 человек, я уверен, что у нас бы ситуация в стране не дошла бы до такой катастрофы. Но всех же ребят пугали, что с ними будет то же самое, что со мной. Правда, на страхе долго продержать не получится, потому что всегда найдется тот, кто страшнее.
Фактически вы вышли на свободу благодаря украинским патриотам, националистам, как угодно их можно называть. Вы чувствуете какую-то благодарность за это?
Я вышел на свободу благодаря позиции украинского народа, который смел эту бандитскую власть. А я со своей стороны тоже боролся с этим режимом и за это был арестован. Безусловно, я благодарен народу, потому что если бы не он, то не только я, но и многие другие сидели бы очень долго.
Ходили разговоры, что вас решили упечь за решетку после каких-то разговоров с Сергеем Арбузовым, во время которых вы у него слишком много требовали взамен за нужные голосования.
У меня с Арбузовым разговор был один раз – это была попытка угроз, давления с его стороны. Я просто улыбнулся и ушел. Но наверняка он тоже приложил руку к моему аресту. Ничего я у него не требовал, это все разговоры моих оппонентов, чтобы хоть как-то оправдать то, что они начали делать. Это у меня требовали, чтобы я голосовал, как надо.
В свое время вы грозились идти поднимать Юго-Восток, потому что Янукович его предал. До сих пор собираетесь?
Я собираюсь действовать только в рамках закона и Конституции. Убежден, что выход из нынешней ситуации будет исключительно политический. В Киеве сегодня много взвешенных политиков, которые поймут, что в стране назрели системные перемены. Мы 23 года занимались саморазрушением и нам надо так устроить уклад жизни в стране, чтобы не было противостояния, никто никого не переделывал и не чувствовал себя побежденным. У нас замечательная богатая страна, нам надо только прекратить заниматься самоуничтожением.
Еще скажите, что вы верите в нынешнее правительство.
А других вариантов не будет, иначе мы можем потерять страну. Надо создавать общенациональный круглый стол, приглашать представителей Юго-Востока, умеренных политиков, отказаться от любого радикализма и договариваться вместе сосуществовать в стране. Мы все очень разные и надо договориться – и сделать это надо очень быстро.
Какие круглые столы могут быть в условиях, когда российские войска разъезжают по Крыму и бряцают оружием на границе?
Думаю, как раз сейчас надо будет это сделать, и все станет на свои места. Я уверен, мы выйдем из этой ситуации исключительно политическим путем. Война между Россией и Украиной невозможна априори – это два братских народа. На Майдане же не одни националисты стоят – там стояли люди, которые хотели лучше жить, честных судов, чтобы им давали спокойно заниматься бизнесом. Того же самого хотят люди на Юго-Востоке. Самое главное, чтобы сейчас радикалам не дали возможность показать, что Юго-Восток побежден.
Сейчас на Юго-Востоке, и в Одессе, в частности, поднимают головы сепаратистские движения, которые, по сообщениям спецслужб, подпитываются извне. Что с ними делать?
Насколько я знаю, в Одессе нет ни сепаратистов, ни экстремистов, а есть люди, которые хотят быть услышанными. Пусть каждый разговаривает на своем языке. В стране что – больше не было проблем, чтобы первым делом отменять закон по русскому языку?
Язык – такое дело… Сейчас многие федерализации категорически требуют.
У нас приверженность федерализации приравнивается чуть ли не к государственной измене. Но, на мой взгляд, это будет правильным выходом. Смотрите – во Львове «Беркут» ставили на колени, а на Юго-Востоке встречали цветами. Мы разные, и, если будем сейчас жить только прошлым, потеряем страну.
Буквально через неделю украинская власть грозит подписать Ассоциацию с ЕС. Вы будете продолжать бороться с евроинтеграцией?
Мои политические взгляды не изменились. Хотя неплохо бы спросить у народа, принимая такие важные решения, – референдумом не референдумом, но, по крайней мере, после досрочных выборов. Мы в любом случае должны быть с Европой, но для начала нам экономически выгодней было бы быть с Россией. Уверен, что будут найдены какие-то компромиссные варианты, а мы выйдем из этого кризиса только сильнее.
Пострадал ли в сложившейся ситуации ваш бизнес?
Отняли все, что можно было. Скажу больше – у моего коллеги даже отменили право собственности на киевскую квартиру. Не то что бизнес, а собственность начали отнимать.
С вашим каналом «АТВ» какая ситуация?
Он был закрыт, сейчас мы подали иск по этому поводу в Верховный Суд.
Стоит ли ожидать сейчас масштабного передела бизнеса в Одессе, которая всегда славилась наличием множества бизнес-кланов?
Не думаю, что сейчас кто-то думает о бизнесе, нам страну спасать надо. Главное, чтобы киевская власть не была заложником радикалов. Если она будет их слушать, это ни к чему хорошему не приведет. Понимаю, что Киев сейчас находится в сложнейшей ситуации, тем не менее, там есть реальная политическая сила, в которой есть ответственные люди – я имею в виду «Батькивщину».
Откуда у вас после ареста взялась такая миролюбивая риторика по сравнению с той радикальной, которую мы слышали от вас раньше?
Ну что значит миролюбивая? Мое отношение к нацистам не поменялось, своим политическим взглядам я не изменил. Просто я понимаю, что страна находится в тяжелейшей ситуации. Некоторые политики-провокаторы подливают масло в огонь, а сейчас наоборот нужно понижать градус напряжения. Если, не дай Бог, ситуация выйдет из-под контроля, мне страшно представить, в каком положении мы все окажемся.
Как вы оцениваете телевключения Януковича из Ростова? Все-таки после вашей фразы «урка пошел по беспределу» не оставалось сомнений, кого вы обвиняете в своем аресте.
Я согласен с ним, что он должен вернуться в страну, но только в наручниках. И что из того, что я сказал, не случилось? Меня исключили из списков политзаключенных, ну Бог с ним, но хочу напомнить, что в Одессе выступления против режима были еще за месяц до Майдана. Многие мои товарищи до сих пор находятся в розыске, кто-то под судом и так далее – они точно так же боролись с этой бандитской властью, хоть и представляют Юго-Восток. Янукович вел себя все хуже и хуже – нормальный здравомыслящий человек так поступать не должен. А когда я увидел, в каких условиях жил он, Генпрокурор, то этим людям надо пройти психическое освидетельствование. Это катастрофа, кто руководил страной, и, в принципе, мы к катастрофе и пришли.
Какая сейчас обстановка в Одессе – напряженная, настороженная, нормальная?
Вы же видите, что весь Юго-Восток бурлит. Слава Богу, что нам удается в Одессе делать все, чтобы не было каких-то захватов и радикальных действий. Люди переживают и хотят, чтобы ситуация как можно скорей мирно разрешилась. Есть разные позиции, но это нормально.
Самопровозглашенный премьер Крыма Аксенов записал видеообращение к одесситам – айда с нами в Россию! Какие действия, по-вашему, будет далее применять Россия – к чему ее нынешние армейские игры?
О том, какие она будет предпринимать действия, знают два, максимум три, человека, поэтому делать предположений я бы не хотел.
В каком сейчас состоянии ваше дело?
Оно направлено в Крым, и на понедельник (17 марта) в Симферополе назначено судебное заседание, как это комично не звучит. Просто когда в Одессе вышло большое количество моих сторонников, одесские судьи обратились в Высший специализированный суд и он передал мое дело в Крым. Я сейчас думаю, как туда добраться – самолетом не полетишь, поездом – тоже непонятно.