Сергей Куницын: Не исключаю, «Удар» может выйти из коалиции

Ушедший в отставку представитель президента в Крыму признает, что россияне «послали нас нахрен»

«Удар по предвыборным понтам» – лучшего определения последней скандальной инициативе Виталий Кличко и его партии, пожалуй, и не подберешь. «Терки» между лидерами оппозиционных фракций, собственно, и не прекращались и раньше. Но теперь единство коалиции пошатнулось основательно. Вчера, 24 марта, исполняющий обязанности президента и спикер ВР Александр Турчинов на согласительном совете в Верховной Раде не сдержался и публично упрекнул Кличко в том, что тот не может воспринимать информацию с первого раза. А уже сегодня Виталий Владимирович ответным ударом выступил за отставку Турчинова. И промазал. Спикер сразу же вынес этот вопрос на голосование. «За» проголосовали лишь два депутата. Кличко и «Удар» свое же предложение не поддержали, в итоге обвинение Турчинова в пустословии соратников по большинству подтвердилось.

Но протест Кличко – не единственный показатель того, что перемирию между политическими силами, свергнувшими Януковича, подходит конец. Вчера вечером о своей отставке с поста постоянного представителя президента в Крыму заявил «ударовец» Сергей Куницын. Он объяснил свое решение «стыдом» за бездеятельность украинской власти, читай Турчинова и Яценюка. По словам Куницына, сегодня вечером «Удар» соберется на фракцию и решит, требовать ли снова отставки спикера – уже по всей процедуре – и выходить ли из коалиции. То, что такие волнения вызваны приближающимися выборами, сомнений нет.

В интервью «Главкому» Куницын рассказал, почему фракция не поддержала отставку Турчинова, о бездействии руководства страны в Крыму, а также о том, с кем из российских политиков он проводит переговоры для разрешения кризиса между двумя странами.

Лидер вашей фракции Виталий Кличко выступил с предложением отправить в отставку спикера Турчинова. Чего больше в такой позиции: желание изменить ситуацию или личная обида?

Это решение Виталия Кличко (инициировать отставку Турчинова – «Главком»). Но сегодня мало кого в стране, вообще, удовлетворяют действия власти, в первую очередь, по Крыму и по Юго-Востоку. Очевидно, поэтому лидер «Удара» и озвучил такую позицию.

Вот отставка Тенюха была с поста министра обороны. Его же просто стрелочником сделали. Он же не принимает решений, применять оружие или нет. Министр обороны – это не главнокомандующий Вооруженными силами…

И чего «Удар» добился? За отставку Турчинова проголосовали только два народных депутата – Виталий Барвиненко и Анатолий Гриценко. Почему «за» не проголосовал Виталий Кличко и вся ваша фракция?

Потому что процедура была нарушена. Так не делается. Ставится вопрос на повестку дня. Голова Верховной Рады отчитывается. Фракция обсуждает. А Турчинов просто популистски решил поступить. Мы потому и не голосовали за отставку Турчинова, потому что никто к этому не был готов.

Вы будете настаивать на повторном рассмотрении этого вопроса?

Мы обсудим это на фракции. Она должна состояться сегодня.

Признаете, что это открытый конфликт между «Батькивщиной» и Ударом?

Это просто несогласованность действий. Вы же все видели. Во время заседания согласительного совета Кличко настаивал на том, что заседания СНБО проходят, а лидеров фракций на нем нет. Я, как представитель президента, Мустафа Джемилев, лидер крымскотатарского народа, одним словом нас, крымчан, которые знают ситуацию лучше всего, не разу не приглашали, как так может быть? Как можно во время заседаний Совбеза рассматривать вопросы территории, если с людьми, которые профессионально знают ситуацию, даже не советуются. О чем можно говорить? Естественно, Кличко возмутился. Ну, прошло вчера заседание. Но это выстрел вслед уходящему поезду, вхолостую.

Из-за этого партия «Удар» собирается ли выходить из коалиции и отзывать губернаторов, назначенных по своей квоте?

Если дальнейшие действия будут такими, как сейчас, я не исключаю.

Что именно вы имеете в виду под «действиями»?

Ну, вот то, как относятся к «Удару», это конфликт. Если к нам будет наплевательское отношение со стороны «Батькивщины», то все может быть.

Но со стороны кажется: Кличко просто обижен на Турчинова за инцидент на согласительном совете.

Это хамское поведение. Думаю, Александру Валентиновичу не мешало бы извиниться за такие вещи. Потому что, негоже, когда в товарищах согласия нет. Это было бы этично.

Давайте поговорим о вашей отставке с поста постоянного представителя президента в Крыму. Вы объяснили свой шаг тем, что вас не слышат. Что именно не услышало от вас руководство страны, что должно было предпринять в Крыму для предотвращения кризиса?

Во-первых, нужно было с первого дня назначать представителя президента в Крыму. Мы проиграли 3-4 дня. Можно было «Альфе» и «Беркуту», которые находились в Крыму и ждали люстрации, сформировать штурмовые группы и выбить те два отряда, которые находились в помещении Верховного Совета Крыма.

Во-вторых, после 10 дней пребывания в Крыму, по возвращению в Киев я предложил принять закон о языках в первом чтении. В первом чтении также предложил проголосовать за то, чтобы вернуть Крыму полномочия Конституции 1992 года, все экономические, гуманитарные, культурные полномочия. А также я предложил подписать указ президента о создании в Крыму свободной экономической зоны.

Что вам на это ответил Александр Турчинов?

Он сказал, что все это поддерживает, но это предмет торга с Российской Федерацией. Я думаю, мы просто потеряли время, нужно было послать Крыму мессиджи. Если бы мы это все в первом чтении приняли, можно было бы крымчанам сказать, что Украина готова им отдать все, кроме территориальной целостности. Но этого так и не сделали.

Турчинов ошибся, не послушав вас?

Я бы не хотел говорить о том, его ли это ошибка, или не его. Я считаю, что все, что я предлагал, было важным. Да и сколько прошло заседаний СНБО. Я не понимал, почему меня, человека, который представляет главу государства на полуострове, который лучше всех знает Крым и Севастополь, не приглашали на заседания Совбеза. Последней каплей в моем решении стало то, что мы сдали и предали наших военных. Особенно возмущает то, что произошло с морпехами, как над ними издевались, я хорошо знаю их командира Дмитрия Делятицкого. Похитили в Крыму моего близкого товарища, генерала Воронченко, командира Юлия Мамчура… Я всех этих людей знаю. Каждый день с ними был на связи, поддерживал. Как сейчас смотреть в глаза семьям этих военных, когда офицеры там плачут? Я не хочу участвовать в этом бардаке.

Что будете предпринимать?

Я не самоустраняюсь. Как заместитель председателя парламентского комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов, как афганец, я на связи. Сегодня с генералом Баланом там же в Крыму еще 3 000 человек наших солдат стоит. Их же нужно выводить. Я не прекращаю с ними общаться, буду оказывать им всяческую помощь. Как могу я и с россиянами консультации веду...

С кем с российской стороны общаетесь?

Мы общаемся с командирами, с афганцами. Я с Русланом Аушевым разговариваю. Я являюсь секретарем группы межпарламентской дружбы Украины и России. У меня на руках письмо руководителя этой группы со стороны России Олега Лебедева от 22 марта на имя руководителя нашей группы Сергей Кивалова. Россияне предлагают провести очередное заседание наших групп на Украине в апреле 2014 года. То есть они готовы приехать, и нас готовы принять. Просто никому это не нужно.

Почему же? Вот Лавров с Дещицей встречаются.

Так они встречались уже после того, что в Крыму прошел так называемый референдум и говорили украинцев послали нахрен.

Можно ли возвратить контроль Украины над Крымом?

Сейчас это нереально. В перспективе – да.