Александр Черненко: Порошенко содержит не только своих членов комиссий, но и чужих, чтобы не разбежались
Глава Комитета избирателей Украины о том, почему эти выборы оказались очень дешевыми для основных кандидатов
Украина находится в ожидании ближайшего воскресенья, когда должен состояться первый тур президентских выборов. Уже сейчас ясно, что на некоторых округах Донбасса голосование точно не пройдет: для его проведения просто нет возмодности в условиях боевых действий с террористами. С тревогой ожидают 25 мая и в других регионах, потому что ожидают эскалации ситуации в этот день, хотя в ЦИК уверяют, что выборы пройдут при любой погоде и любом количестве проголосовавших. О сложностях подготовки выборов, прогнозируемой явке и о том, во сколько обошлась предвыборная кампания основным претендентам, «Главкому рассказал глава Комитета избирателей Украины Александро Черненко.
Начнем с того, что многие не смогли временно поменять место голосования на президентских выборах, потому что в соответствующих органах были огромные очереди. Это из-за плохой организации?
Эту процедуру можно было сделать за два месяца до выборов. Я лично приходил в Подольский орган ведения реестра 10 мая, где передо мной в очереди было три человека. Но люди все откладывали на потом, и в последние три дня мы действительно получили столпотворение. Физически эти органы, где работает два-три человека, работали на грани возможностей. Надо было раньше, конечно, проводить среди избирателей просветительскую деятельность, но, думаю, люди все равно у нас так устроены, что все откладывают на последний день. Но большинство тех, кто хотел, – 170 тысяч человек – все-таки поменяли место голосования. А если бы это было более хорошо организовано, это цифру можно было бы довести до двухсот тысяч.
Какая сейчас ситуация в комиссиях? Много жалоб на бардак и повальную смену членов комиссий.
Ситуация очень тяжелая. Участковые комиссии пережили несколько волн ротаций. Первая была, когда в комиссии подали кого попало, чтобы потом уже заменять планово. Следующая волна – когда комиссии увидели, что работают минимальным составом, сокращенным с 12 до 9, и ощутили этот объем работы. Но главная причина такого малого количества людей в комиссиях в том, что кандидаты отказываются им платить. Практически в проведении выборов заинтересован только Порошенко, который уже вынужден содержать не только своих членов комиссий, но и от других кандидатов, чтобы те не разбежались. Сегодня фактически только Порошенко, частично Тимошенко (хотя и у нее уже начинаются перебои с выплатами) и Тигипко поддерживают членов комиссий. Симоненко вообще начал в массовом порядке отзывать своих.
Но он же «снялся» с выборов.
Если бы он снялся в положенный срок, тогда у его членов комиссий автоматически прекратились бы полномочия плюс его бы не было в бюллетенях. А сейчас уже сняться нельзя, так что он останется в бюллетенях без всяких пометок. Из разных областей мы получаем сигналы, что идет четкая жесткая установка представителям Симоненко не работать в комиссиях – это свидетельствует о том, что взят курс на дестабилизацию. Сейчас, если кто-то в комиссиях прекратит полномочия, окружком еще может доукомплектовать, но мало времени и людей, желающих работать. Но ситуация не критическая. Минимальный состав комиссии из 9 человек можно даже подать формально, потому что для кворума надо 5 человек. Но вопрос в том, насколько пять человек смогут полноценно организовать выборы, причем трое из них должны поехать с урной для голосования «на дому». Хотя там, где параллельно проходят местные выборы, будет полегче, потому что кандидаты в мэры и местные советы готовы взять на «обеспечение» некоторых членов избиркомов, хоть те и подаются в комиссии кандидатами в президенты.
Если Ахметов подключится к обеспечению выборов на Донбассе, они смогут пройти более-менее? Какая явка ожидается на Донбассе и вообще на Востоке?
На Донбассе есть округа, где выборов точно не будет – это Славянск и Краматорск, другие города – там вообще не созданы участки. А есть пограничные зоны, вроде Мариуполя и самого Донецка, где вроде к выборам готовы, комиссии работают, но им постоянно препятствуют. Конечно, заявление Ахметова, что дружинники возьмут под охрану Мариуполь, – это позитивный сигнал. Но даже в самом лучшем случае, если будут созданы условия для голосования, на Донбассе не стоит ожидать явки более 40 %, потому что половина избирателей региона просто не хочет идти на эти выборы. Если же будут сложности, то и вовсе может быть придет на выборы треть избирателей, и это еще будет хорошо. По другим регионам Юго-Востока явка прогнозируется побольше – больше половины избирателей. А общая явка прогнозируется довольно высокая – 70%, в первую очередь, за счет Центра и Запада.
А не расслабит ли народ то, что фаворит, как утверждают социологи а вслед за ними некоторіе СМИ, якобы точно известен?
По социсследованиям, для более чем половины избирателей мотивация участия в выборах – это их гражданский долг. После Майдана гражданское самосознание очень выросло и выборы для людей – это продолжение Майдана, независимо от фамилии победителя. Такого никогда раньше не было.
Оцените расходы на агитацию. Они большеили меньше, чем на прошлых выборах? В Киеве, например, заметна конкуренция за билборды.
В Киеве просто параллельно местные выборы, поэтому здешняя ситуация не показательна. Но если оценивать общие расходы, то, конечно, бюджеты меньше в разы, чем на предыдущих выборах. Если раньше лидеры тратили по 50 миллионов у.е., то сейчас до 10 миллионов. Во-первых, кампания очень внезапная и скоротечная и многие были к ней просто не готовы. Во-вторых, все примерно представляют результат, поэтому особо не напрягаются. Если бы разрыв между основными кандидатами исчислялся считанными процентами, мы бы увидели совсем другую кампанию, более ожесточенную и затратную. В-третьих, остаются риски, что выборы не состоятся, и олигархи не спешат вкладывать деньги.
Тимошенко, как обычно, верит в свою победу, в свои легендарные скрытые резервы?
Думаю, Тимошенко сейчас рассматривает варианты жизни после выборов – большинства в парламенте, правительства, а президентские выборы для нее – просто обязательная программа.
Удивляет, что у Тимошенко очень мало «наружки».
Она в самом начале кампании заявила, что не будет бигбордов, роликов. Думала, что это будет очень оригинально, но потом поняла, что это была ошибка. В конце кампании мы увидели ее бигборды, но большинство площадей уже было продано другим кандидатам в президенты, мэры и баллотирующимся в местные советы.
А во сколько оценить странную кампанию Добкина?
Думаю, до 5 миллионов долларов.
На что вообще делали упор в своих кампаниях основные кандидаты?
Порошенко традиционно – наружка, ролики, богатый тур с концертами. Юля сделала ставку на условный «Шустер лайв» и телевизор, хотя тоже ездила в горячие точки. Добкин вообще поставил только на наружку, Тигипко – аналогично. И Тимошенко, и Порошенко, и Ляшко, и Гриценко начали использовать соцсети. Честно говоря, ничего нового я не увидел.
У кого самые большие шансы на третье место?
Тигипко поборется, если Донбасс придет на выборы. Также на третье место могут рассчитывать Гриценко и, как ни странно, Ляшко, но у Тигипко сегодня наибольшие шансы.
Фактически это первая избирательная кампания, которая происходит в боевых условиях, когда кандидаты могут на деле доказать свою эффективность. Но никто особо делами не занимался, кроме разве что того же Ляшко, который на камеру ловил сепаратистов.
Давайте уже тогда отметим и то, что это первая избирательная кампания, когда не баллотируются ни действующий президент, ни действующий премьер. Поэтому возможности кандидатов очень ограничены. Их деятельность сейчас может заключаться только в стабилизации ситуации на Востоке. Они ездили в «горячие точки», но не могу сказать, что с большим успехом...
Что ожидать от экзит-полов? Могут ли быть казусы, что где-то пройдет экзит-пол, а выборы – нет?
Это может произойти в случае, если голосование и экзит-полл состоятся, а потом на этом участке невозможно будет установить результаты выборов. Пока, честно говоря, не очень понятно, как проводить экзит-поллы в этих условиях на Донбассе, как составлять выборку, обеспечить безопасность бюллетеней. Точно будут проводить Национальный экзит-полл Фонд «Деминициативы», другие социологические службы, некоторые телеканалы.
А кандидаты в президенты?
Конечно, будут. Другой вопрос – захотят ли они делать их результаты публичными или нет.
Сколько и откуда будет наблюдателей? Россия уже заявила, что не пришлет своих на эти выборы.
Будет беспрецедентное количество наблюдателей от ОБСЕ, которые уже зарегистрировали больше тысячи наблюдателей. Будет ENEMO, канадская большая миссия, Світовий конгрес українців и другие организации. На данный момент уже зарегистрировано больше 2 тысяч официальных наблюдателей. Наблюдатели-граждане России тоже будут на украинских выборах, но только в составе международных миссий, а вот официальных представителей от Госдумы и других официальных органов Российской Федерации мы не увидим.
По последним рейтингам Центра Разумкова, у Вадима Рабиновича рейтинг в два раза выше, чем у Олега Тягнибока. Насколько можно доверять таким интересным данным?
Рейтинг и того, и другого там поданы в пределах статистической погрешности, так что это не имеет, в принципе, разницы.
Как проходит подготовка и агитация на местных выборах? Где планируется самая ожесточенная борьба?
Самая напряженная борьба идет на выборах в мэры Одессы между Трухановым и Гурвицем, а также на выборах в Киевсовет. Мы уже начали получать сигналы, что в пяти-семи округах начался прямой подкуп – людям раздают по 200 гривен. Занимаются этим, в основном, кандидаты в депутаты, скажем так, близкие к бывшему «Громадянському активу Киева» и бывшей «команде Черновецкого». Тем более что у них сохранился доступ к пресловутой системе пирамиды подкупа в Киеве.
Кличко уже может праздновать свое мэрство или рискует стать заложником погоды в день выборов и прочих побочных факторов?
Конечно, есть риски в том, что у него ненадежный молодежный электорат, но на руку Кличко играет то, что местные выборы проходят одновременно с президентскими, и это мобилизует избирателей прийти на участки. Хотя, конечно, то, что киевлянам надо будет получить на руки одновременно четыре бюллетеня, усложнит работу комиссий.
Кто, по-вашему, фавориты на выборах в Киевраду по спискам, кроме «Батькивщины» и «Удара»? А то что-то социсследований не видать.
Сегодня уверенно проходят в Киевсовет, кроме явных фаворитов, Радикальная партия, Громадянська позиция, Европейская партия. На грани прохождения «Свобода», партия Леси Оробец, «Самопомич», «Демальянс», но всем эти партиям в результате может не хватить полпроцента для заветных 3 процентов.
По округам в Киевраду своя история. Поскольку баллотируются там, в основном, люди малоизвестные, то фавориты определяются по двум критериям: это или благотворитель-«засевальщик» или представитель ведущей партии. Все очень просто.