Владимир Чистилин: Харьковчане заметили: пока Кернеса не было, в городе все было спокойно
Один из лидеров харьковского Евромайдана о новой волне провокаций в городе
Триумфальное возвращение Геннадия Кернеса в родной Харьков подозрительно совпало с очередной эскалацией напряженности в этом пограничном с Россией регионе. Вчера вече проукраинских активистов на площади Конституции закончилось потасовками с милицией, которая применила силу к демонстрантам. В результате было задержано около 30 человек. В принципе, милиция пресекла потенциальные столкновения «евромайдановцев» с немногочисленными представителями пророссийских сил, которые проводили свою акцию на площади Свободы, но методы, которыми это было сделано, не назовешь излишне гуманными. Не исключено, что возможные провокации в Харькове послужат поводом для отвлечением внимания от событий на Донбассе, повторения которых в родном городе харьковчане очень боятся.
Один из лидеров и координаторов харьковского Евромайдана Владимир Чистилин считает, что возвращение раненого мэра в город прямо связано с очередной эскалацией напряжения и прогнозирует, что ситуацию в городе и в дальнейшем будут раскачивать.
Последние события в городе многие классифицировали так – приехал Кернес и опять началась буза. Но, может, это лишь совпадение?
Воскресные события были действительно нестандартными для Харькова, потому что в последнее время народное вече, которое собирает Евромайдан, заканчивалось мирно. А в воскресенье более 30 человек с разных сторон было задержано, несколько травмировано. Я напрямую это связываю с тем, что в городе появился Кернес. Харьковчане заметили, что, пока его не было, в городе все было спокойно, страсти улеглись и стало меньше провокаций. Но перед 22 июня нагнетались страсти и жителей города очень активно готовили к тому, что будут инциденты. Был запрещен митинг сепаратистов, хоть они его и провели во главе с Аллой Александровской (экс-нардеп от КПУ, - «Главком»), запрещены все манифестации и марши. Милиция даже попросила Евромайдан перейти от традиционного памятника Шевченко к площади Конституции, что и было сделано. Но потом возобладали эмоции, Евромайдан раскололся и часть людей пошла в сторону памятника Ленину, где обычно собираются антиукраинские силы. Милиция проявила достаточно жесткую позицию.
Справедливости ради, милиция правильно сделала, что не допустила столкновений? Вопрос только в форме, как она это сделала?
Вообще сложно сказать, какой сценарий разыгрывался. Все эти дни нас пугали возможным кровопролитием. Что именно готовил главный кукловод города – непонятно. Но милиция абсолютно неадекватно реагировала на то, что мирные граждане шли по парку Шевченко, и избивала людей. А люди доведены до предела. Ранее по городу были выставлены сепаратистские палатки, распространялись листовки с призывами выйти 22 июня на площадь, объявить «Харьковскую народную республику». Так как власть на это не реагировала, люди, не желая повторения сценария Донецка и Луганска, решили реагировать сами. Накануне один из лидеров «Юго-Востока» некий Юрий Апухтин был задержан самими «майдановцами», но милиция его отпустила. И в воскресенье возобладали эмоции – был брошен клич и радикальные группы приняли решение пойти к памятнику Ленина, хотя там уже на тот момент не было оппонентов.
А причем здесь Кернес?
Это не случайно совпало с его приездом. Геннадий Адольфович уезжал из города, когда здесь были массовые драки, побоище с «ультрасами», которое предшествовало одесским событиям, свежи были в памяти штурмы обладминистрации. Накануне его ранения сепаратисты ставили палатки на площади Свободы, но милиция их разогнала. После всего, что он пережил (дай Бог ему здоровья, конечно), ситуация абсолютно стабилизировалась – лидеры сепаратистов были выловлены, группировки локализованы, финансовые потоки заблокированы. Все заметили, что в городе стало спокойно и тихо, но говорили, что, как только вернется Кернес, возможны провокации. И действительно – в первые же дни после его возвращения началось непонятное нагнетание ситуации. Понятно было, что 22 июня что-то произойдет и, слава Богу, что это произошло не так, как могло. Но все равно люди пострадали.
А какой смысл Кернесу раскачивать ситуацию?
Сейчас идут торги за пост губернатора, и не факт, что нынешний глава обладминистрации Игорь Балута останется на своем месте. Более того, именно Кернес сделал информационный вброс, что он может стать губернатором. Но состояние у него достаточно тяжелое да и фигура он – достаточно одиозная, чтобы на это реально претендовать. Но торговаться можно, и Кернес таким образом рассчитывает, что на этот пост назначат кого-то из его людей. По логике Геннадия Адольфовича, все должны увидеть, что он хозяин в городе, что с ним надо договариваться, иначе опять будет кровопролитие. А если с ним не будут договариваться, он подольет масла в огонь. Кернес – прекрасный манипулятор и все это знают. Но посмотрим, каким будет назначение Порошенко.
А «титушки», которыми якобы руководил Кернес, сейчас как-то себя проявляют?
Пока никак. Когда это было в активной стадии, то наезжали тысячи людей из Харьковской области, из России, и это было действительно очень опасно. Воскресная же акция Антимайдана была достаточно традиционная, спокойная и люди просто высказывали свою антиукраинскую позицию, но не агрессивно.
Где делся Михаил Добкин после президентских выборов, на которых он набрал 3%?
Затаился, его не видно и не слышно. Поговаривают, что поживает на даче. Мне кажется, что и он, и Кернес – несамостоятельные фигуры, которые играют в какие-то игры. Но поскольку Кернес – фигура более яркая, харизматичная и хитрая, он пытается раскладывать яйца в разные корзины, заигрывая и с Коломойским, и с Порошенко, и с Россией.
Сейчас можно говорить о том, что легендарный харьковский тандем сохранился? Много говорили об охлаждении отношений Добкина и Кернеса.
Кернес все-таки пытается заигрывать с новой властью. Хотя, насколько мне известно, Коломойский сказал, что не имеет интересов в Харьковской области и не будет активно пропихивать Кернеса. У Добкина другая позиция – он оппонирует власти и сотрудничать с ней не готов.
На Харьковщине власть всегда держали «регионалы». Сейчас с этой партией творится не поймешь что. Какие действия «регионалы» прилагают для стабилизации или наоборот дестабилизации ситуации в регионе?
Что касается горсовета, то он вообще решил не собираться до августа, и пока Кернеса не было, все затаились, ждали какой-то отмашки. Безусловно, каждый из депутатов играет в свою игру – кто-то делает ставку на нового Президента, кто-то думает о будущих избирательных кампаниях… Но пока Кернес полностью контролирует горсовет. В облсовете ситуация другая, и вполне вероятно, что как раз Добкин его возглавит. Сегодня облсовет возглавляет Сергей Чернов, а Добкин – лидер фракции Партии регионов, но, насколько мне известно, очень активно идут переговоры, чтобы снять Чернова и выбрать Добкина. А в раскладах децентрализации власти Добкин может на этом фоне в дальнейшем всплыть.
Кто сейчас представляет пророссийские силы в области?
Последние митинги проводят коммунисты и Алла Александровская. Есть уже упомянутый Юрий Апухтин из объединения «Юго-Восток», куда входят около двадцати организаций. Есть организация «Боротьба», но там непонятно кто лидер. Но как таковых лидеров нет, поэтому ситуация спокойная и СБУ активно действует – накануне воскресных событий было изъято много флагов «Харьковской народной республики», листовок. Понятно, что в дальнейшем ситуация будет расшатываться.
Очевидно, что наблюдается тенденция к радикализации – люди видят, что власть не справляется. Если раньше они были готовы терпеть и выражать мирный протест, сегодня есть определенная усталость. Когда милиция проявляет неадекватную реакцию, можно понять, что люди хотят защищаться. Иногда их заносит, иногда они абсолютно правы. Во многом развитие событий будет зависеть от того, как будут вести себя новый губернатор (если он будет), милиция, СБУ. И от позиции Кернеса, конечно, многое будет зависеть.
А что с «Оплотом»? Он сейчас вроде как действует на Донбассе, а в родном Харькове уже все?
По крайней мере, они незаметны, исчезли лидеры «Оплота» – Жилин, говорят, где-то в Москве обитает. В Харькове есть одноименный клуб, супермаркет – все это на легальных основаниях. Но вообще появление «Оплота» в Харькове анонсируется, все его ждут и боятся.
Нынешний губернатор Игорь Балута контролирует ситуацию, пользуется уважением местных элит?
Балута – достаточно компромиссная фигура, человек, который пытается искать понимание, в том числе, с Кернесом. Насколько я знаю, они общаются. Он активно занимается недопущением вторжения в область со стороны Донбасса и России. Балута – не яркая фигура, медийно практически не представленная, о нем мало знают. Звезд с неба не хватает, просто рабочая лошадка, которая делает свое дело. И то, что эскалация конфликта в Харькове не усиливалась, во многом заслуга его и вообще команды Авакова.
Насколько при новом губернаторе сменились кадры?
Команда среднего звена не сильно поменялась, и вообще у многих было ощущение, что Балута – фигура временная, до проведения выборов. У него была задача успокоить ситуацию и с ней он справился. Он договороспособный и этим многих устраивает.
Вы как-то мониторите ситуацию в приграничных с Харьковской областью регионах?
Конечно, люди занимаются колоссальной поддержкой армии – например, собрали 4 миллиона гривен на бронежилеты. Проблему беженцев сейчас реально решает Автомайдан и активисты, которые привозят их в Харьков и в соседние районы. У нас огромное количество людей, которые занимаются ранеными. Это ежедневная системная работа.
Многие беженцы из зоны боевых действий, повидавшие это все, имеют ярко выраженные антиукраинские взгляды. С ними пытаются найти контакт, переубедить?
У нас даже есть группа психологов, которые ездят в лагеря, базы отдыха, где размещаются беженцы. На самом деле, разные люди приезжают – нередко приезжают женщины с детьми, мужья которых воюют на стороне ДНР или ЛНР. Некоторые люди едут в центр города отвязываться и гулять, и очень не похожи на беженцев. Но их кормят, заставляют адаптироваться к реалиям.
А сколько всего беженцев на территории области, если примерно оценить?
Кажется, фигурировала цифра в 7 тысяч. Дело в том, что многие не регистрируются.
А если эти беженцы выйдут в центр города помитинговать?
Есть такая опасность, может, кто-то и приходит. Есть люди, которые просто ненавидят Украину, есть очень эмоциональные.
Насколько раскол Евромайдана, который произошел в воскресенье, теперь будет формализован?
Это было эмоциональное решение отдельных людей, которые решили, что, если власть ничего не делает, то и им нельзя отсиживаться. Народ вообще привык все делать сам – например, все заметили, что в Харькове больше, чем во Львове и Киеве, флагов Украины и желто-синей краски.