Дмитрий Тымчук: Без уличных боев освободить Донецк не удастся. Но сначала нужно закрыть границу
Военный эксперт констатирует: несмотря на продвижение сил АТО, количество террористов не уменьшается
«Более 400 украинских военных попросили убежища в России», – такими заголовками пестрят пропагандистские СМИ России в последние дни. Информацию о переходе украинских военнослужащих 51-й гвардейской механизированной бригады из Луганщины на территорию России отечественные и российские журналисты подают в разном ключе. Украинские называют это вынужденным отступлением и спасением от перекрестного огня боевиков и армии РФ, российские же уверяют, что украинцы попросту не захотели воевать, обвинив во всех бедах руководство АТО. Неприятный для Украины инцидент возник на фоне последних заявлений Министра обороны Валерия Гелетея, который выказал уверенность в скором окончании военной операции на Востоке страны.
Но об успехе на Донбассе не может быть и речи, если не освободить Донецк и Луганск. Однако информацию о ходе соответствующей операции в крупных городах представители АТО не обнародуют. В СНБО поспешили объяснить, что до окончания операции в областных центрах ничего сообщать не будут.
При зачистке городов будет необходимо вступить в уличные бои, что может привести к большому числу жертв, как среди солдат, так и среди мирных граждан. А без таких боев вряд ли удастся освободить большие города. Об этом «Главкому» рассказал руководитель группы «Информационное сопротивление», военный эксперт Дмитрий Тымчук. В пресс-центре агентства он также призвал не спешить называть перешедших на территорию России украинских солдат дезертирами и назвал основные районы скопления террористов на Донбассе.
Сколько и какое оружие имеется сейчас у боевиков на Донбассе?
Поначалу ситуации на Донбассе развивалась, так и как в Крыму. Сначала у боевиков появлялось ЛСО (легкое стрелковое оружие), которым в Крыму была вооружена так называемая самооборона. Но вот ответ на вопрос, откуда у боевиков на Донбассе появилось оружие в дальнейшем, завис в воздухе. С одной стороны на территории Донбасса находится серьезный арсенал, база хранения стрелкового оружия, однако вооруженные силы держали их под контролем и, соответственно, держат сейчас… Между тем, стоит отметить, что Луганская и Донецкая области, да и вообще Восток Украины, очень слабо прикрыты, начиная с начала независимости Украины… В итоге, в 2014 году, на момент начала российской агрессии, на территории этих областей не было серьезных воинских частей. На конец мая - начало июня у боевиков уже были ПЗРК новейшего образца. В середине июня мы констатировали применение ими комплекса 9К333 Верба. Это российские ПЗРК новейшего образца, которые только начали поставляться на вооружение в одной из воинских частей на территории РФ. Как только появилась информация, что этот комплекс обнаружен в Славянске, через несколько дней с помощью него на высоте более 4 км был сбит военно-транспортный самолет под Луганском (Ил-76 был сбит 14 июня – «Главком»). При этом известно, что ПЗРК старых модификаций «бьют» на высоте только до 3,5 км. 6 июня возле КПП Мариновка было получено доказательство получения боевиками данной ПЗРК с территории России… Во время захвата у боевиков оружейного арсенала наши военные неоднократно находили реактивные огнеметы, СВД (снайперские винтовки Драгунова) последних образцов 2000-х годов выпуска. Эти винтовки Украина в России никогда не закупала, их нет на вооружении у нашей армии. Интересно, откуда у боевиков появились та же «Стрела-10М» (зенитно-ракетный комплекс), и те же «Буки»? Естественно, Россия свою причастность к поставкам отрицает. Из-за такого отрицания Украине необходимо по линии МИДа ставить вопрос о подготовке отчета в рамках Генассамблеи ООН по поводу грубейших нарушений Российской Федерации Вассенарских соглашений (соглашения от 1996 г., заключенные 33 странами, с целью координации усилий участников соглашения по контролю над экспортом обычных вооружений и высоких технологий в страны с нестабильными политическими режимами – «Главком»), которые предусматривают как раз контроль над распространением вооружений.
Имеются ли у боевиков военные самолеты, поскольку неоднократно сообщалось о том, что «отжатые» у Украины в Крыму самолеты были переброшены в Россию для последующих провокаций на территории нашей страны?
По нашим данным, часть самолетов была переброшена из Крыма на территорию РФ, Минобороны считает, что это не подтвержденные данные. Мы полагали, что сообщения об авиации боевиков будут прикрытием для использования россиянами истребителей для различных провокаций на территории Украины.
Из зоны АТО поступают сообщения о том, что боевики пытаются отвоевать ранее оставленные позиции. Насколько эта информация соответствует действительности, на каких направлениях это происходит?
Нас смущает то, что, несмотря на серьезные потери среди боевиков, их численность не уменьшается, а даже увеличивается. То есть те участки границы, которые остаются под контролем боевиков, «работают» на вход наемников и техники «в полный рост». Пока силы АТО не возьмут под контроль границу, говорить о прогнозах окончания АТО, увы, не приходится… Россия сейчас раскручивает тему применение Украиной баллистических ракет. Не исключаю, что соответствующие комплексы могут появиться завтра на Донбассе.
Сколько боевиков сейчас на Востоке Украины?
Около 12 тысяч. Как я уже говорил, есть тенденция к увеличению. Месяц назад мы констатировали около 10 тысяч.
Где наибольшее скопление боевиков?
Шахтерск, Свердловск, Горловка.
Сколько километров границы не контролирует Украина?
Мы знаем, что до начала перемирия было около 300 км открытой границы. Потом удалось за неделю перекрыть 200 км, то есть осталось около 100 км. Сколько сейчас, никто не скажет, поскольку происходит отведение подразделений, которые ее прикрывали.
Осуществляются ли поставки оружия для боевиков на Донбассе из Приднестровья и с территории Беларуси?
Что касается Беларуси. Лукашенко, при всех своих шараханьях, выполняет свои обязательства, и таких поставок не допускает. Угроза, теоретически, существует. Пока Лукашенко находится в фарватере российской политики, понятно, что Беларусь может быть плацдармом для вооруженного вторжения в Украину. Этого исключать никак нельзя. Что касается Приднестровья, это очень напряженный регион. Но благодаря тому, что СБУ и Госпогранслужба приняли достаточно серьезные меры по блокированию этого участка границы, угроза переброски диверсионных групп снижена до минимума. Исключать заброску этих групп конечно, также нельзя, поскольку большая часть военнослужащих РФ, находящихся там, как раз занимаются диверсантской работой. Но это возможно только в комплексе с эскалацией конфликта на Донбассе…
Под Волновахой была обстреляна колонна украинских военных (51-ая бригада), которые возвращались из России. Кто стрелял, есть ли погибшие?
Ребята возвращались без оружия. Это была намеренная провокация. У нас достаточно свидетельств, доказывающих это. Провокация была подготовлена на территории, которые контролируются силами АТО. Основная версия, которая сейчас всплывает, это желание потом дать картинку для российских СМИ, что, мол, это якобы предатели вернулись назад и свои же их расстреляли.
Эти военнослужащие – дезертиры, или нет?
Сейчас предателями никто никого не называет. Суд отпустил пока ребят под личные обязательства. Этот факт (переход военных на территорию РФ – «Главком») можно трактовать по-разному… Одно дело, когда это вынужденное отступление, это был вопрос сохранения боеспособности подразделения и выживания людей. Другое дело, если это предательство. Если будет решение суда, и его будут оспаривать, тогда мы будем включаться в дискуссию. Пока дискутировать не о чем.
Руководство АТО обвиняют в занижении количества погибших среди участников военной операции. Стоит ли верить официальной информации?
Эта тема муссируется в особенности с российской стороны. Говорят, что силы АТО скрывают потери. Здесь, через квартал (от офиса «Главкома»), находится Дом офицеров. Там установлен большой стенд с именами погибших. Если там неправдивая информация и десятки, сотни, или тысячи погибших утаиваются, давайте поднимать этот вопрос.
Есть ли в Крыму базы подготовки боевиков?
Как минимум две базы по подготовке боевиков в Крыму мы фиксировали. Однако, крымское направление и Азовское побережье прикрывают части территориальной обороны, Госпогранслужба также контролирует этот участок. По одному без оружия посылать людей на восток – нецелесообразно. Те люди, которые в Крыму изъявляют желание воевать на Донбассе, перебрасываются в Россию, и уже оттуда направляются на Донбасс. Основные пункты подготовки боевиков в РФ – это Подмосковье, Балашиха, Ростов-на-Дону, а также база под Санкт-Петербургом. В последнее время появилась тенденция, что среди наемников увеличилось количество бывших правоохранителей.
Сколько «Буков» на территории Донбасса сейчас?
Мы идентифицировали четыре «Бука» на территории Донбасса, хотя спецслужбы говорят о трех. Три из них были выведены на территорию России, один мы не отследили. Сейчас есть данные о том, что он применяется на Донбассе. То есть, как минимум, один находится на нашей территории.
Многие говорят о том, что террористы отступают в большие города, приглашая украинскую армию войти, чтобы навязать уличные бои в черте городов. Насколько вероятно такое развитие событий?
Честно говоря, в АТО говорят, что этого не будет ни в коем случае. Я лично не знаю, как они собираются обойтись без уличных боев.
То есть, альтернатив уличным боям в Луганске и Донецке нет?
Исходя из мирового опыта, нужно большой город разбивать на сектора и зачищать сектор за сектором, только так. Но все это возможно осуществлять только после закрытия границы.