Андрей Нечаев: Европа не разрешит Украине закрыть транзит газа из России
Первый министр экономики России уверен, что нынешние санкции Запада против России носят косметический характер
Запретив ввоз продуктов питания из стран Запада, Россия может столкнуться с проблемой нехватки продуктов на прилавках своих магазинов, а значит и дефицитом товаров. Вмести с тем, государство - наш сосед сам опасается санкций, которые ввело против цивилизованного мира в ответ на персональные и секторальные санкции Запада. Накануне, 8 августа министр аграрной промышленности РФ Николай Федоров во время совещания с представителями аграрной отрасли обсудил возможность подписания с производителями и переработчиками соглашения (меморандума) о «построении ценовой политики, которая бы предотвращала спекулятивный рост цен на сельскохозяйственное сырье и продукцию». Сайт Минагропрома РФ также сообщил, что министр поручил разработать комплекс мер по «ускоренному импортозамещению». Каких продуктов это коснется в первую очередь и когда стоит ожидать введения в действие «комплекса мер», не сообщается. Вместе с тем понятно, что российский министр намекает на возможность введения государственного регулирования на товары, которые могут оказаться в дефиците. Не столь пессимистичен в оценках министр экономики Российской Федерации (1992 – 1993 гг.) Андрей Нечаев. Он уверен, что применимые к России санкции в их нынешнем виде носят косметический характер, а необходимые товары, которые раньше поставлялись в РФ непосредственно из Европы, сейчас просто обретут посредника в лице Беларуси, но поставляться не перестанут. В интервью «Главкому» известный экономист высказал уверенность, что дефицита и карточной системы в России не будет. Он также рассказал, чем для Украины может грозить перекрытие энергопоставок из России, и о том, что будут делать российские инвестбанки в Украине ввиду введения санкций.
Как бы вы оценили уровень санкций, которые ввели против России страны ЕС и США?
В их нынешнем виде это санкции, которые носят косметический характер. Конечно, основной негатив, с которым столкнется Россия – это резкое удорожание заимствований из-за рубежа, что скажется и на инвестиционной активности, и на потребительских кредитах для населения. Все остальное – это неприятности для конкретных людей.
Смысл введения санкций на Западе и в Украине объясняют желанием остановить поддержку Путина, сначала аннексировавшего Крым, а потом поддержавшего боевиков в Донбассе. Достаточны ли эти санкции для того, чтобы его остановить?
На юго-востоке Украины есть объективные проблемы и их на самом деле нужно решать. И решать, как я полагаю, нужно за столом переговоров, находя какой-то баланс интересов. С одной стороны санкции побуждают к какой-то большей несговорчивости, а с другой стороны ведь в РФ есть своя внутриполитическая ситуация. Нужно сказать, что значительная часть населения, прежде всего избиратели партии власти («Единой России» - «Главком») поддерживают (Путина – «Главком»), и это нельзя не учитывать. Поэтому не думаю, что санкции в их нынешнем виде могут что-то кардинально поменять. В случае же, если они будут сильно ужесточены, будут наносить реальный ущерб экономике России, уровню жизни населения, то от их введения может быть двоякий эффект. Когда вы человека загоняете в угол, то он делает более резкие движения, чем он делал бы их в нормальной ситуации… Самое главное, что все ошибки, которые были до этого в экономической и социальной политике указывают на то, что экономика была не благостной и до введения всяких санкций. Санкции в этом смысле становятся хорошим поводом считать, что не политика была тупиковая, а это результат происков врагов России.
Россия ответила своими санкциями против Запада, запретив ввоз продуктов питания. Насколько подорожают продукты в России, и какова верхняя планка роста цен на них?
Конечно, какой то всплеск цен будет. Вместе с тем альтернативных поставщиков найти не проблема. Но каждый раз, когда вы меняете цепочку поставок, по-другому организуете логистику, изменения естественно будут. Однако я убежден, что значительная часть товаров как импортировались, так и будут импортироваться через Беларусь и Казахстан. Понятно, что на этом будут дополнительно посредники наживаться, однако никакого серьезного дефицита запрещенных товаров не будет и в помине. В целом, если говорить об индексе потребительской инфляции, вероятно, он будет составлять 1%.
Но ведь не все продукты можно заместить, да и объемы поставок через Беларусь и Казахстан вряд ли будут сопоставимы с необходимыми объемами для РФ. Где Россия будет находить альтернативу, к примеру, итальянским спагетти?
Это довольно небольшая часть рынка. Но, как я уже сказал, все будет поставляться, только через Беларусь. Ведь эта страна, равно как и Казахстан, к санкциям не присоединились.
Вы хотите сказать, что в РФ не будет дефицита, а значит, не будет необходимости возвращаться к карточной системе?
Нет, конечно.
В 2008 году в Брюсселе были многотысячные акции протеста фермеров, которые выступали против снижения дотаций в отрасли. Насколько от вводимых Россией санкций пострадают сами сельхозпроизводители в ЕС, сможет ли Еврокомиссия компенсировать им убытки, или нужно ждать новых протестов в Европе?
Думаю, что протесты будут. Естественно, это решение (о санкциях – «Главком») негативно скажется на российском потребителе, но политически крестьяне в Европе гораздо влиятельнее, чем в экономическом плане, поэтому, безусловно, какие-то протесты будут, давление на правительства будет в Европе. В ЕС есть некий резервный фонд поддержки сельхозпроизводителей, размер которого 400 млн евро. Думаю, начнут с того, что этот фонд «распакуют», хотя, конечно, этих денег все равно будет недостаточно. Вероятно, странам ЕС придется скидываться еще, с учетом лоббистских политических возможностей европейских крестьян.
Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба российских инвестбанков в Украине (ВТБ, ВЕБ, Сбербанка России) ввиду того, что они попали под международные санкции?
Если они попадают под санкции, то в конечном итоге они будут вынуждены либо заморозить, либо полностью свернуть свою деятельность. Двух вариантов в этом случае быть не может.
Верховная Рада в первом чтении поддержала законопроект «Про санкции», который позволит вводить санкции против государств-агрессоров. Если закон примут в целом, руководство Украины получит право, кроме всего прочего, прекратить транзит энергоресурсов из России. На ваш взгляд, насколько велика вероятность перекрытия «трубы», и каковы могут быть последствия из-за этого решения?
Вы знаете, российские контрсанкции - это из серии «назло маме отморожу уши». А украинские контрсанкции выглядят еще более глупо. Закрыть транзит? Во-первых, я не уверен, что Европа это разрешит сделать. Во-вторых, решение лишиться нескольких миллиардов долларов в ситуации, в которой сейчас украинская экономика, будет близким к суициду.
Недавно правительство РФ приняло решение продлить мораторий на инвестирование средств негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Каковы последствия этого решения для пенсионеров и для экономики России?
Для пенсионеров никаких последствий не будет. Но вот для экономики решение, касающиеся замораживания пенсионных активов, является крайне негативным. У нас и так снижается инвестиционная активность, инвестиции сокращаются. Часть инвестиций вкладывалась ведь в корпоративные ценные бумаги, тем самым косвенно денежные средства шли либо непосредственно на инвестиции, либо хотя бы на финансирование текущей деятельности. С точки зрения экономического роста это, естественно, негативный момент.
Кроме того, сейчас и Минфин попадает в непростую ситуацию, поскольку его внутренние заимствования, облигации федерального займа в значительной степени покупались пенсионными фондами. Из-за этого ему придется искать порядка 700 млрд рублей, то есть искать альтернативу для размещения своих ценных бумаг и для заимствований на внутреннем рынке. Получается, с одной стороны мы решаем проблему с бюджетом, сокращая трансферты федерального бюджета Пенсионному фонду, однако создаем проблемы с другой стороны.
У российской экономики есть очень серьезные проблемы без всяких санкций. Если эти проблемы не будут решаться, то мы, в действительности, можем перейти в ситуацию кризиса. Сейчас же находимся в ситуации стагнации. Санкции этому, безусловно, «помогают», но не более того, они не являются решающим фактором. В экономической политике нужны серьезные изменения. В противном случае, нас ждет второй за последнее 5-6 лет серьезный кризис. В чем это выразится для населения? Да в том же, в чем выражался кризис 2008-2009 годов, в росте безработицы, в замораживании зарплат.
В чем заключается рецепт спасения России от кризиса?
Рецепт очень простой. Нужно создавать нормальный предпринимательский климат и стимулировать внутренний экономический рост.
Вы верите в экономический рост во время применения к стране санкций?
Это абсолютно реально, просто для этого нужно иметь соответствующую политическую волю. Если в 1992 году реально было вытащить страну из полного хаоса и создать за полгода основы для рыночной экономики, то сейчас тысячекратно более благостная ситуация. Можно сделать все, просто нужно делать.