Экс-представитель Красного Креста Сергей Саяпин: Без гарантий безопасности доставить гуманитарный груз невозможно
Доктор права рассказал в каком случае «Красный крест» согласится на транспортировку российской «гумманитарки» в Украину
Российский «гуманитарный конвой», как окрестили гуманитарный груз для Донбасса журналисты, в количестве около 280 белых КамАЗов находится неподалеку КПП «Донецк» в Ростовской области, не более чем в 15 км от КПП «Изварино», на Луганщине. Как сообщают работающие там журналисты, груз ожидает прибытия с проверкой сотрудников Международного Комитета Красного Креста (МККК) и ОБСЕ. По информации пресс-службы АТО украинские таможенники якобы уже начали оформление груза, однако в СНБОУ, а затем и в таможне эту информацию отпровергли, заявив, что все ждут сотрудников международных организаций. Которые еще не прибыли. Если проверка с участием МККК все же состоится, представители этой международной организации должны будут взять на себя ответственность по транспортировке «гуманитарки» далее на территорию Украиены.
Вместе с тем до настоящего времени Россия не предоставила МККК исчерпывающую информацию о грузе, а значит, речи о дальнейшей транспортировке силами этой международной организации пока быть не может. Экс-сотрудник регионального представительства Международного комитета Красного Креста в Центральной Азии, доктор права Сергей Саяпин в интервью «Главкому» рассказал о том, в каком случае МККК может отказать в транспортировке груза в Украину, а также о том, кто несет ответственность за безопасность прохождения гуманитарной колонны. Кроме того, бывший сотрудник МККК объяснил, почему сложившаяся ситуация с прохождением гуманитарного груза в Украину уникальная в практике организации Красного Креста.
Утром 15 августа на пункте пропуска «Донецк» началась таможенная проверка и оформление гуманитарного груза, который идет из России в Украину. От украинской стороны присутствуют 59 специалистов. Это означает, что все вопросы, связанные с прохождением груза уже решены и следует лишь дождаться окончания проверки, чтобы она последовал по своему маршруту далее?
Насколько я знаю, на данный момент главный вопрос заключается в том, чтобы российская сторона предоставила Международному Комитету Красного Креста детальную информацию о содержании груза. Руководитель оперативной деятельности МККК в Европе и Центральной Азии Лоран Корба заявил, что организация все еще ожидает необходимые документы. Ведь только после их получения МККК может для себя решить, возьмется ли он за доставку груза, или нет. Только после появления всех необходимых документов специалисты МККК вместе с украинскими коллегами смогут решить, может ли этот груз быть доставленным в Украину, или нет.
Какие могут быть причины того, что российская сторона так долго затягивает с предоставлением необходимой информации МККК?
Одна возможная причина – объем груза. По одним данным - 260 грузовиков, по другим 280 - это немало. С одной стороны, если есть такое большое количество автомобилей, то и список груза должен быть очень детальным. С другой стороны, это список ведь и так существует у российской стороны. Когда груз загружался в автомобили, списки отчетности были. Была составлена опись этого груза и предоставить эти документы МККК, как я полагаю, можно было бы в какие то разумные сроки.
Что следует понимать под полной, исчерпывающей информацией о грузе?
Такая информация должна включать в себя детальную опись по всем предметам, которые были включены в груз, то есть по каждому наименованию. Например, питания, медицинских средств, средств для проживания, тех же палаток. Должна произвестись полная опись по всем пунктам с указанием точного количества предметов в списке.
Если «гуманитарный конвой» выехал в направлении Украины с несогласованным маршрутом и алгоритмом дальнейших действий, как с Украиной, так и с Красным Крестом, является ли это нарушением?
Российская сторона согласилась на то, чтобы передать этот груз Красному Кресту на границе с Украиной. Исходя из соображений разумности, я полагаю, что российская сторона имеет право доставлять груз по своей территории до пункта пропуска, который должен быть согласован с украинской стороной.
Груз будет перегружаться на украинские автомобили, о чем настаивали в Украине?
К сожалению, на данный момент этого я не знаю.
О чем свидетельствует международная практика?
Вся возникшая ситуация нетипичная для МККК. Обычно МККК, когда распределяет гуманитарные грузы, то распределяет свои собственные гуманитарные грузы. Это могут быть медикаменты, продукты питания, временное жилье (палатки) и так далее. То есть тот груз, который приобретен МККК за свои средства, за средства доноров, к моменту распределения является собственными резервами МККК.
В данном случае ситуация другая. Груз был скомпонован, собран, доставлен стороной, то есть в данном случае Российской Федерацией, которая является сторонней по отношению к МККК. То есть это российский груз, который до поры до времени в распоряжении Красного Креста не находится. Именно этот факт является достаточно нетипичным для МККК.
Стандартной ситуацией возникшая ситуация стала бы, если бы Россия дала деньги МККК для того, чтобы МККК самостоятельно приобрел гуманитарный груз для распределения в Луганской области Украины. Для этого МККК должен был бы силами своих сотрудников в Луганской области предварительно оценить гуманитарные потребности, то есть определить, сколько людей и в какой конкретно помощи нуждаются. Потом эти данные должны были бы сообщить донору. Им могла бы быть как Россия, так и ограниченный круг доноров. Доноры в оперативном порядке должны были бы выделить средства.
Как на практике будет выглядеть проверка такого большого количества груза, как надолго может затянуться эта процедура на границе?
В этом и заключается практическая сложность. Когда МККК доставляет собственные грузы, то он отвечает за них. В данном случае практическая сложность состоит в том, как доподлинно проверить содержимое 280 грузовиков. Не знаю, может, это будет выборочная проверка, может, это будет полная проверка с использованием специальных технических средств. Например, с использованием таможенных сканеров. Но важно другое. Со 100% уверенностью скажу, что МККК возьмется за доставку груза только в том случае, если будет полностью уверен в исключительном гуманитарном характере этого груза.
В случае, если МККК получит все необходимые документы из России и сними право собственности на груз, именно эта организация будет определять необходима ли перегрузка «гуманитарки» на украинские автомобили, либо же в Украину заедут российские КамАЗы?
Думаю, что да. Этот момент МККК должен будет согласовать с украинской стороной. На мой взгляд, решение этого вопроса будет принято из практических соображений, включая также соображения безопасности. С одной стороны 280 автомобилей – это огромное количество и на их проверку и перегрузку уйдет время, но если украинская сторона посчитает, что это необходимо (перегрузка – «Главком») для безопасности колонны, то именно так и поступят. В противном случае рассматривался вариант, чтобы поменять экипажи автомобилей, чтобы российские экипажи остались на российской стороне и по украинской территории ехали машины с украинскими экипажами. Принятое решение будет зависеть от договоренности сторон. Посмотрим через какое-то время, к чему они приведут.
Кто должен охранять колонну и гарантировать безопасность ее перемещения, ведь, к примеру, ДНР и ЛНР не являются сторонами переговоров и вполне могут устроить провокацию, которая приведет к усугублению конфликта между Украиной и Россией?
В случае, если груз будет доставляться МККК, то, скорее всего, МККК не согласится ни на какую охрану, ни на какой вооруженный конвой. Лоран Карба недавно заявил, что в случае, если не будут соблюдены процедуры МККК, то организация может вообще отказаться от доставки этой гуманитарной помощи. Одним из ключевых условий МККК при транспортировке гуманитарных грузов является то, чтобы не было военных эскортов, которые бы его сопровождали. МККК в 99% случаев рассчитывает на добрую волю сторон. Для этого проводятся предварительные переговоры со всеми заинтересованными сторонами. В данном случае такие переговоры должны быть проведены на территориях Донецкой и Луганской областей Украины для того, чтобы все заинтересованные стороны дали гарантии безопасности.
С кем МККК должен вести переговоры на территории, которая не подконтрольна Киеву?
Переговоры должны проводится с представителями так называемых ЛНР и ДНР. Это будет необходимо сделать для обеспечения безопасности. Это обязательное условие. Без таких гарантий безопасности МККК просто не может выполнять свою работу.
То, что «гуманитарный конвой» находится на границе с Луганской областью, то есть рядом с регионом, который подконтрольный боевикам, может ли помешать МККК дать согласие на перевозку груз к конечному пункту назначения?
В обсуждении вопроса о маршруте есть 2 существенных фактора. Во-первых – это согласование с МККК вопросов безопасности сотрудников организации и транспорта. Колонна проедет через Луганскую и Донецкую область в том случае, если маршрут будет пролегать именно через эти регионы. Скорее всего, это будет именно так. Второй фактор – согласие украинской стороны относительно определения маршрутов. По идее, транспортировка грузов должна осуществляться именно по тому маршруту, по которому украинская сторона разрешить проходить колонне.
Могут ли эту огромную автоколонну разбить на несколько более мелких, чтобы машины проехали к конечному пункту прибытия по разным маршрутам?
Нет. Маршрут должен быть абсолютно четко согласован между всеми заинтересованными сторонами, проработан до мелочей.