Эксперт о новом газовом кризисе: На этот раз у Кремля «обломится»
Президент Центра «Стратегия XXI» Михаил Гончар уверен: Путин ведет гибридную войну не только против Украины, но уже и против Европейского союза
Несколько дней назад европейские эксперты по вопросам энергетики заявляли, что ограничение поставок российского газа в Европу из-за реверса на территорию Украины – это абсурд. В таком случае убытки понесет, в первую очередь, российский «Газпром». Однако, события последних дней показали: российские газовый монополист пренебрег экономической целесообразностью.
Оператор польской газотранспортной системы компания Gaz System в среду подтвердила, что была вынуждена прекратить поставки газа из Европейского союза в Украину из-за уменьшения поставок российского топлива в Польшу. Крупнейший германский энергетический концерн E.ON сегодня также сообщил, что получает сокращенные объемы топлива из России. Правда, источники в компании при этом уточнили, что сокращение поставок исчисляется несколькими процентами и, скорее всего, носит временный характер. В свою очередь, словацкая газовая компания Slovensky Plynarensky Priemysel (SPP) также стала получать на 10% меньше российского газа, поставляемого через территорию Украины. При этом пресс-секретарь компании Петер Бернар подчеркнул, что речь идет о падении объема поставок именно для SPP, а не в целом по стране.
О том, что происходит в газовых взаимоотношениях между Украиной, ЕС и Россией в интервью «Главкому» рассказал президент Центра «Стратегия XXI» Михаил Гончар. По его словам, такое поведение России было вполне прогнозируемым, и лишний раз подтверждает, что гибридная война сегодня ведется не только с Украиной, но и Европейским союзом. Однако, по его словам, ситуация для Украины не выглядит столь уж безысходно. Более того, если Россия будет продолжать ведение такой агрессивной политики, она бумерангом ударит по ней же.
Россия уже начала реализовывать свои угрозы по сокращению поставок природного газа в Европу. Насколько, по вашему мнению, это серьезно?
На самом деле, ситуация была абсолютно прогнозируема. На следующий день после встречи в Нормандии, не «Газпром», а президент России Владимир Путин заявил, что поставки газа будут ограничены, если Европа начнет помогать Украине с реверсом. Тогда – 7 июня – в Европе на это почти не обратили внимания. Теперь угроза реализуется.
Тем не менее, буквально вчера немецкие экономисты и эксперты по энергетическим рынкам заявили, что такие заявления «Газпрома» абсолютно абсурдны, потому что в итоге ситуация чревата серьезными последствиями для самого «Газпрома»…
Немецкие экономисты применяют классическую бизнес-логику для оценки ситуации. В этом их ошибка, потому что они видят только экономическую рамку отношений. А Кремль, орудием политики которого является «Газпром», мыслит сейчас категориями военными. Он ведет гибридную войну не только против Украины, но и против Европейского союза. Просто в войне против ЕС военный компонент отсутствует. А энергетический и информационно-пропагандистский – налицо. То есть, с точки зрения экономической логики действия и решения Кремля будут абсурдными. Ему грозят штрафы, санкции, потери, недоверие на рынке, репутационный вред и так далее – все это правильно. Но. Сейчас мышление Кремля милитаристское, оно не обосновано экономически.
Давайте вспомним: в 2009 году, когда «Газпром» перекрыл поставки газа в Европу транзитом через Украину, какая-нибудь европейская компания предъявила ему исковые претензии? Нет. Хотя грозились, потому что, действительно, по действующим контрактам с «Газпромом», предусмотрена соответствующая процедура компенсации. Но никто ничего не предъявил. Договорились полюбовно. Потому что есть контрактные отношения и есть - сверхконтрактные. Это то, что и позволяет сейчас «Газпрому» действовать нагло, цинично и особо не маскируясь.
А, кстати, почему европейцы «закрывают глаза»?
Во-первых, потому что уроки из кризиса 2009 года Европейским союзом не были извлечены. Во-вторых, потому что существует объем вот таких вот сверхконтрактных отношений, которые, очевидно, сформировали некую критическую массу, что позволяет Кремлю действовать безнаказанно.
Мы видим на примере санкций, которые то вводятся, то не вводятся, то еще не введены – а уже отменяются, эту хаотичность действий Ерокомиссии. Ее прекрасно видят и в Москве и откровенно смеются. К тому же, увидев, на трехсторонних переговорах, что консолидированной позиции Украины и Еврокомиссии по газовому вопросу нет, Путин получил возможность привести в действие ту угрозу, которую он озвучил после Нормандии.
Чем ближе к отопительному сезону, тем больше будет паника, страх и готовность идти на газовый мир на условиях Москвы со стороны Евросоюза. Поэтому Кремль так и действует. Естественно, что определенная маскировка этих действий, с точки зрения – как обойти острые углы контрактных отношений – будет. Но сути это не меняет.
Насколько далеко может зайти Кремль в таком своем безнаказанном своеволии?
У ЕС до сих пор сохраняется возможность сработать на упреждение и показать России, что ЕС может обойтись без российского газа. Скажем, неделю-две. Нужно провести натурные стресс-тесты, потому что европейские газоранилища сегодня заполнены как никогда под завязку. Если Евросоюз на это не отважится, если позиция ЕС останется констатируеще-перепуганной, то «Газпром» и Россия, в таком случае, с военной интервенцией могут идти дальше, пока их не остановят.
А, с учетом такой «констатируеще-перепуганной позиции», думаете, их остановят?
Пока что, их никто не собирается останавливать. Поэтому впереди – третий полномасштабный газовый кризис, с перекрытием поставок в ЕС транзитом через Украину. Может быть, это не будет выглядеть столь прямолинейно и откровенно. Это снова будет замаскировано под проблемы с транзитом через Украину – мол, воруют, газ пропадает, нестабильность. В такой манере они будут продолжать действовать.
Перед Евросоюзом снова будет дилемма: что делать? Жестко ответить «Газпрому» или снова ехать в Москву на поклон и говорить: «В Донецке все нормально, мы тут погарячились с реверсом».
Как Вам кажется, какой вариант выберут в ЕС?
Мне кажется, что на этот раз у Кремля «обломится». Потому что, несмотря на то, что в Евросоюзе сформировалось мощное пророссийское лобби, все-таки, критической массы оно не достигло. Да, есть сателлиты типа Орбана (премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, - ред), Фицо (премьер-министр Словакии Роберт Фицо – ред.), шатающегося чешского премьера Соботки. Но есть достаточно жесткая позиция со стороны Польши, Швеции; Есть пластилиново-гибкая, но меняющаяся в неблагоприятную для Кремля сторону позиция Германии. Плюс, не следует сбрасывать со счетов влияние США на Европу. Особенно в этой ситуации.
Европу США еще со времен Рональда Рейгана предупреждали о том, чем закончится газово-нефтяная дружба с Россией. Ну вот, как видим, Рейган был мудрым, дальновидным государственных деятелем, в отличие от нынешних политических пигмеев на европейском геополитическом ландшафте.
Так что, по-моему, ситуация будет выглядеть для России «обломно», если она отважится на дальнейшие агрессивные действия.
Чем все происходящее закончится для Украины? Польша, вот, реверс уже прикрыла.
Ну, Польша это сделала, исходя из сложившихся технических условий. Все забывают о том, что реверсные поставки в зимнее время в любом случае будут минимальными или их вообще не будет. Даже если там газ и может какой-то быть – он будет дорогой.
В принципе, того, что у нас есть (в газохарнилищах – ред.), нам для некомфортного прохождения зимы достаточно.
Что подразумевается под «некомфортным прохождением»?
Подразумевается, что у вас в квартире будет, например, не +22, а +15. То есть, вы не замерзнете, но мерзнуть будете. Вместо домашнего халата будете ходить по квартире в свитере.
Ясное дело, что если зима будет настолько холодной, что и Нил будет замерзать, как 200 лет назад, то это будет катастрофа для всех, в том числе – и для «Газпрома». В таких условиях он не справится со своими обязательствами по поставкам газа и своим потребителям, и зарубежным.
Дальше. Если в холодный период Европа не солидаризируется с Украиной, если не заработают механизмы взаимопомощи между странами Договора энергетического сообщества, то тогда будет работать принцип «Каждый спасайся, как может!». Тогда нам ничего другого не останется, как подумать, прежде всего, о себе, развернуть газотранспортную систему в реверс и обеспечивать всю страну газом, который находится в наших газохранилищах на Западе, как это было в 2009 году.
И насколько вероятен такой вариант развития ситуации, который впервые апробировала Юлия Тимошенко во времена своего второго премьерства?
Мне кажется, что, несмотря на абсолютно апокалиптичное состояние дел в ЕС и переходной период смены евроинституций, вчерашнее назначение нового еврокомиссара по вопросам энергетики и введение должности еврокомиссара по вопросам деятельность Энергетического союза – это хороший знак. Теперь есть сразу два энергокомиссара. То есть, мы видим, что эта проблематика приобретает все больший вес в рамках самого Евросоюза.
Хотя, тут работает бюрократия и будет ли соответствующий эффект на деле – сказать сложно. С другой стороны, европейская бюрокаратия работает медленно, но, как правило, с нужным результатом. Так что, думаю, что ситуация для нас не выглядит столь уж безысходно.
Уже звучали мнения, что если мы сможем пережить эту зиму без российского газа, то это будет означать, что Украина, отчасти, соскочила с газовой иглы. Как вам кажется, насколько такие заявления верны?
Я бы сказал так: с газовой иглы мы не соскочили. Все равно продолжает стоять в опрос о том, что нам необходимы альтернативные источники газа. Мы продемонстрируем, что мы можем обойтись без их газа, через некомфортное прохождение сезона, через неизбежно резкое сокращение объемов промышленного потребления. Мы покажем, что газовое оружие не является для России ключом к победе вся и всех. Что оно, как бумеранг, обращается против РФ же – в дальнейшем мы четко возьмем курс на то, что ноль транзита через Украину значит ноль закупок российского газа. Наша страна на транзите потеряет порядка $3 млрд, Россия потеряет наш рынок, с которого она последние годы получала около $12 млрд. ежегодно.
Но значимой ли будет эта потеря для России?
Если прибегнуть к логике немецких экономистов, то – да, это существенная потеря. Скажем, в прошлом году выручка «Газпрома» составила $67 млрд. Минус 12 млрд – это, согласитесь, существенно.
Но напоминаю: сейчас в Кремле работает милитаристская логика ведения гибридной войны. У нее другие системы оценок. Сверхзадача, которую ставит перед собой Кремль, соотносится с принципом «Мы за ценой не постоим». Путин эту задачу формулирует так: «нагнуть» Шоколадного зайца. Ну, или расплавить Шоколадного Зайца, если хотите. И в этом направлении они работают всеми доступными методами – политическими, экономическими, дипломатическими, военными. Таким образом, как считают в Кремле, они создают критическую массу проблем для, как им кажется, не до конца уверенного в себе, абсолютно не мыслящего военными категориями лидера страны, которая, с их точки зрения, существует по недоразумению. Но это уже другая тема.
Хотя, я думаю, тут у них тоже все «обломится». Оно уже «обломилось», но они в этом еще не убедились и пытаются поддерживать ту параллельную реальность, которую они для себя создали и в которой живут. Где-то теми же методами действовали и Гитлер, и Каддафи, и Садам Хусейн. Их результат известен.
Источник карикатуры: «Подробности»