Вадим Колесниченко: Партию регионов пора похоронить

Политическая биография Колесниченко – это история человека, который имел власть, но в одночасье ее потерял, приложив к этому немало своих усилий

Именем Вадима Колесниченко еще не так давно пестрели новости из украинского парламента. Уроженец Умани, народный депутат Украины 5-го, 6-го и 7-го созывов от Партии регионов запомнился своими украинофобскими выступлениями, отстаиванием прав русского языка и авторством скандальных «диктаторских» законов 16 января.

После свержения Януковича и с началом оккупации Крыма, Колесниченко спешно бежал из Киев в Севастополь. По его признанию, он выполнил свою миссию и теперь готов «хоть коз пасти».

Правда, заниматься домашним хозяйством перебежчик не стал. За это время бывший украинский нардеп успел обзавестись российским паспортом и даже принял участие в первых выборах в «Госсовет» Крыма и так называемое Законодательное собрание Севастополя. Но тут-то известного лоббиста интересов России ждало главное разочарование. Ни крымчане, пришедшие на участки 14 сентября, ни российские покровители, не оценили его заслуг перед новой родиной. В своем округе Колесниченко с треском проиграл, а партия во главе с ним набрала всего 3%, при минимально необходимых 5%.

Теперь уверенно можно говорить о том, что политическая биография Колесниченко – это история человека, который имел власть, но в одночасье ее потерял, причем, приложив немало и своих усилий для этого.

В интервью «Главкому» Колесниченко рассказал о том, почему он так до сих пор и не занялся разведением коз, о причинах своего провала на выборах, устроенных оккупантами, а также о перспективах своих бывших коллег-регионалов в Украине.

Оцените прошедшие в Крыму и Севастополе выборы. Каковы главные причины того, что ваша новая партия «Родина» не прошла ни в так называемый Госсовет Крыма, ни в «Законодательное собрание» Севастополя?

Выборы прошли нормально, качественно, жалоб и судебных тяжб не было. Люди на выборах голосовали не за разные партии, а за одну. Все осознали свою необходимость поддержать партию власти.

Дело в том, что партии не были представлены в политикуме Крыма и за 6 месяцев российской власти ни одна из них ничем себя не зарекомендовала. В то же время всеми участниками избирательной гонки были приняты общие условия игры, то есть сохранить единоначалие, или Конституционное большинство как в «Госсобрании» Крыма, так и в «Законодательном собрании» Севастополя. Именно поэтому избирательная кампания «Родины» и других политических сил не была агрессивной, она была очень аккуратной, толерантной для того, чтобы подготовиться к следующим выборам. Выборы в муниципальные органы власти состоятся через 2,5 года, а в Госдуму через 2 года.

Сейчас вы говорите о качественных выборах. Но ведь не так давно вы сами довольно остро критиковали неравные условия участия в выборах у парламентских и внепарламентских партий. Называли это несправедливостью. Почему так резко поменяли свою точку зрения?

Я не менял точку зрения. Мы же исходим из принятого закона (закона о выборах, позволяющего партиям, входящих в Госдуму, не заниматься сбором подписей на местных выборах – «Главком»). Этот закон был принят, его необходимо исполнять как на уровне Госсовета Крыма, так и на уровне Законодательного собрания Севастополя. Я высказал свою точку зрения (во время избирательной кампании – «Главком»). Снова-таки, это точка зрения, не более того. Я же не критиковал будущую власть, а критиковал ту, которая была и пыталась себя сохранить у руля. Могу сказать, что за месяц избирательной кампании я всего раза 2-3 выступил по телевидению, и было проведено несколько встреч с трудовыми коллективами. И то, меня просто попросили, чтобы я приехал, поскольку люди хотели встретиться со мной. Вот и вся избирательная кампании партии «Родина». Именно это я называю отсутствием агрессивной избирательной риторики.

На украинских выборах севастопольцы неоднократно избирали вас депутатом Верховной Рады. Сегодня же вы проиграли выборы даже в местный совет конкуренту с разрывом более чем в 40%. Горожане разочаровались в вас как политике? Или всему виной уровень фальсификаций на первых «российских» выборах?

Давайте скажем по-другому. Мой рейтинг, как в Крыму, так и в Севастополе очень высокий. Это признают социологи. Я еще раз скажу, мне не то, чтобы не доверили, просто люди по умолчанию договорились поддержать одну политическую партию. Личности в данном случае (имеется в виду кандидаты в депутаты – «Главком») вообще не присутствовали в понимании людей. Люди просто искали, где партия власти, партия Путина. И все.

Зачем же вы вообще принимали участие в выборах,зная о том, что люди «ищут Путина», а не вас?

Я абсолютно уверен, что мы правильно поступили (участвуя в выборах и ведя неагрессивную кампанию – «Главком»). Результат этой избирательной кампании заключается в том, чтобы люди узнали если не о всех политических партиях, то хотя бы о тех, которые принимали участие в выборах. Находясь даже в мажоритарном округе, за все время я провел три встречи с избирателями в трех селах. Какой может быть результат, если я не завесил билбордами весь Севастополь, если газетами и листовками я ничего не обклеивал?

Кто предложил вам вступить в партию «Родина», почему связали свою судьбу именно с этой политической силой, а не с партией Путина?

Судьбу связал еще в январе, когда партия «Родина» в лице ее руководителя Алексея Журавлева и партия «Русское единство» во главе с Сергеем Аксеновым подписали соглашения с более чем ста общественными организациями о создании «Славянского антифашистского фронта». Я как бы не привык бегать туда-сюда. Потом эта работа переросла в подготовку к крымскому референдуму. Мне хоть и предлагали перейти то туда, то сюда, говорили, что здесь не перспективно (в партии «Родина» - «Главком»), я все же дал слово этой партии, что буду с ней, поэтому слово держу. Сейчас строим партию, открываем офисы, люди нас в городе воспринимают хорошо, поэтому у нас очень серьезное будущее впереди ждет.

Откуда у вас деньги на избирательную кампанию? Во сколько она вам обошлась?

В ноль. Меня пригласили в список… Коллеги обратились ко мне, мол, давай, помоги нам, поддержи нас своим именем. Я и согласился.

Правда ли, что Россия не оправдала ожидания большинства крымчан? Поэтому и на выборы люди не пошли…

У меня была площадка пообщаться с людьми. При этом люди однозначно исходили из того, что год-два будет тяжело, этот период будет сложным, будут проблемы. Но самое главное, о чем они говорили, это о том, что сейчас происходит востоке Украины. Мол, у нас это (война – «Главком») было бы в десятикратном размере. Поэтому, говорят, слава Богу, что мы не в Украине. Вот рефрен всех встреч, которые мы проводили, нам не нужно было за кого-то агитировать. Не нужно даже было объяснять, что нужно подготовиться к сложному переходному периоду, люди это осознают и воспринимают с пониманием.

То есть теперь Россия объясняет крымчанам отсутствие улучшений тем, «что могло быть и хуже»? Вот если ваша партия набрала всего лишь 3%, вы проиграли с огромным разрывом на мажоритарном округе, выходит, что ваш избиратель не оценил ваши старания и то, что произошло в Крыму? Каков на самом деле ваш реальный рейтинг?

Честно говоря, замеры делали ребята из партии, а я даже не занимался этим, поскольку не считал необходимым для себя напрягать их этими вопросами.

Но если вы даже не знаете показатели, откуда уверенность в высоком рейтинге?

Меня пытались втянуть первым номером в списки четырех партийных проектов.

Какие проекты вы имеете в виду?

Давайте не будем их пиарить. Я чувствую отношение людей по улице. Если в течение десяти минут ко мне не подойдут 2-3 человека, то это будет удивительно. Как все лето относились, так и сейчас люди с очень большим уважением относятся ко мне. Самое интересное, что все благодарят, что мы уже в составе России. Но я им отвечаю, что не меня нужно благодарить, пусть они благодарят себя, ведь они сами шли на референдум. Думаю, немногие политики могут спокойно ходить по улицам и ощущать на себе доброжелательность.

Вы говорите об удовлетворении людей тем, что они уже в России. В то же http://glavcom.ua/news/231798.html время бывший так называемый народный мэр Севастополя Алексей Чалый на протяжении избирательной кампании предупреждал, что в обществе растут протестные настроения. Кто же из вас говорит правду?

Здесь Чалый – непростой человек, к сожалению… Рост протестных настроений был, собственно, внутри проекта под названием «Единая Россия». Там люди то ли власть делили, то ли еще что-то. Но это проблема такого специфического понимания демократии.

Севастопольцы поддерживают то, что губернатором города Путин назначил пришлого из России Сергея Меняйло, в то же время местный сепаратист Чалый стал всего лишь председателем ничего не значащего Законодательного собрания Севастополя?

Я считаю, что Чалый не готов быть губернатором. Впрочем, он ведь и сам в этом признался, сказав, что ему это не по плечу. Однажды войдя в воду, он хотел еще раз в нее вступить. Не думаю, что он будет успешным руководителем Законодательного собрания. Успешным руководителем может быть человек, который понимает работу. Я не думаю, что он (Чалый – «Главком») себя изменит. Поэтому в этой части, между Законодательным собранием и населением, конфликты еще будут.

Вы следите за событиями в Украине?

Безусловно.

Как вам создание «Оппозиционного блока», в котором оказались многие ваши бывшие соратники по Партии регионов?

Партию регионов пора похоронить. Я еще в феврале месяце предложил партии не заходить в парламент, не освящать своим присутствием государственный переворот. Точно так же я отказался принимать участие в съезде, который выдвигал кандидатов в президенты. Поэтому я с Партией регионов распрощался и четко сказал, что будущего у нее не будет. Они защищали свой бизнес, а не интересы своих избирателей. Сегодня они начали думать о том, как зайти в оппозицию... Мне смешно на это смотреть… Это как мертвому припарки.

Вы не сожалеете, что переехали в Крым, приняли российское гражданство… в итоге потеряли в депутатство и всякое влияния.

Российский паспорт я получил в мае. А о том, что остаюсь в Крыму, я заявил в марте. Здесь моя родина, здесь моя квартира, все друзья, здесь мой дом, где я живу последние 15 лет. Я никуда не переезжал. Это город переехал в Россию. А по поводу выборов в Украине, то уверен, что победит партия войны. Новый парламент будет агрессивным. Придет человек с ружьем и скажет, мол, я там на фронтах кровь проливал, а вы здесь – крысы.

Кого имеете в виду под «партией войны»?

Все равно. Если в первых десятках списков находятся майдановские каратели, я не могу их воинами назвать, то значит, что судьба парламента предрешена. Максимум – год проживет.

А потом что?

Думаю, что Украину ждут тяжелые времена, с парламентом, или без парламента. Потому что тот парламент, который изберут, будет неспособен что-либо продуцировать.

Но ведь к войне на Донбассе причастна Россия и вы об этом знаете очень хорошо?

В данном случае плевать, кто причастен… Ну, и я там не присутствую, ответа дать не могу. А подтверждений этому пока никто не представил, кроме анекдотов, которые американцы время от времени размещают, фотографируя игрушечные танки на каком-то полигончике.

В завершении нашего разговора позвольте спросить: против России Запад ввел санкции. Вы уже ощутили их действие на себе?

Эти санкции меня не касаются и не коснутся. Но ездить в ту же Западную Европу у меня нет большой необходимости по одной простой причине: Россия настолько огромная страна, что жизни не хватит, чтобы ее всю объездить.