Александр Онищенко: Я наступил на хвост «приватовской» группе
Депутат назвал Генпрокуратуре предприятия, деятельность которых связана с незаконной реализацией нефтепродуктов
В начале апреля народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Онищенко обратился в Генеральную прокуратуру. Его заявление произвело эффект подводной бомбы. Вроде бы где-то в глубине произошел взрыв, но мы только сейчас видим, как на поверхность поднимается огромная волна давно спрятанного конфликта.
Ведь Онищенко обратился в Генпрокуратуру с резонансной просьбой провести проверку ряда предприятий, которые связанны с нефтепереработкой, транспортировкой и торговлей нефтепродуктами, заявляя, что их деятельность связана с незаконной реализацией нефтепродуктов.
Похоже, что отечественный нефтегазовый рынок ждут тектонические потрясения. Перемены в одном из самых закрытых и коррупционных видов бизнеса должны показать способность украинского государства к коренному переустройству всех сфер жизнедеятельности.
Скандалы вокруг «Укрнафты» и «Укртранснафты» показали, что не все готовы принимать новые правила игры. А если и готовы, то только свои, а не общегосударственные. Особенно символичной является история о том, чья охрана будет всё-таки охранять государственный объект - частная или государственная?
О будущем отечественного нефтегазового бизнеса мы поговорили с Александром Онищенко.
Расскажите, пожалуйста, в чем суть Вашего обращения в ГПУ?
Я озвучу ту же информацию, которую официально передал в Генеральную прокуратуру. По решению Приморского суда Одессы государственному предприятию «УкрТрансНафтопродукт» было передано 115 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов, которые до этого были арестованы в рамках уголовного дела против Курченко. Стоимость этих тонн - как минимум полтора миллиарда гривен. Так вот, большую часть этих нефтепродуктов уже продали, но госбюджет попало не более десятой части их реальной стоимости. А всё дело в том, что этот продукт продавали как некондиционный, занижая его цену.
В этой очень сомнительной сделке принимали участие исключительно частные компании: продавцом выступило ТОВ «Укройлпродукт», а конечными покупателями выступили ОККО-Бизнес, ТД РОСУКРЭНЕРГО, ИНТЕРГАЛ НАФТА и другие. Чтобы Вы понимали, срок оплаты по сделке отсрочен на два года. Можете прикинуть как «прокредитовали» частные «лавочки» даже исходя из прогнозируемой Правительством инфляции.
Самое циничное, что при этом «УкрТрансНафтопродукт» даже не погасило за счет сделки долги по зарплате работникам ОНПЗ, что было обещано Министерству энергетики и угольной промышленности.
Еще одна история - это государственное «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами». Ему в рамках того же «дела Курченко» передали Херсонскую нефтегавань. Но гавань не только не приносит прибыль государству, но и не обеспечивает страну нефтепродуктами.
Как вы думаете, Генпрокуратура отреагирует?
А вот этого я и жду. Пусть теперь система, которая объявила, что целью номер один для них является борьба с коррупцией, с этой самой коррупцией и борется! За свои публичные обещания нужно отвечать!
Как только я получу от Генпрокуратуры ответ на мой зарос как народного депутата, обязательно обнародую этот документ. Думаю, что и журналистам, и всем украинцам будет интересно знать, что мне ответит ГПУ.
Вы уверены, что указанные вами факты будут расследованы?
Понимаете, за этими фактами стоят такие фамилии, что у меня есть повод для сомнений.
И чьи же это фамилии, если это не секрет?
Да нет никакого секрета, я их публично озвучил. За «Укройлпродуктом» стоят братья Тищенко, которые связаны с нардепом «Народного фронта» Сергеем Пашинским. С ним же связаны и менеджеры, которые управляют государственными «УкрТрансНафтопродукт» и «Предприятие по обеспечению нефтепродуктами». Ну и, все эти три предприятия имеют счета в банке братьев Тищенко «Фортуна банк».
Вы считаете, что за этими «схемами» стоят конкретные политические силы?
Да они и не скрывают своей заинтересованности. Народнофронтовцы сразу же принялись дискредитировать меня и искать какие-то нарушения. Им не удастся меня запугать, как бы они не старались и не пытались.
А что, уже есть попытки запугивания?
Уже идут угрозы, конкретные, от конкретных людей, с конкретными запугиваниями. Я понимаю, что наступил на хвост «приватовской» группе и их политической прислуге. Понимаю, что задел личные интересы Коломойского, вот он и угрожает мне теперь открыто, физической расправой. Но пора уже всем им понять - либо мы сегодня начнем чистить страну от коррупции, либо завтра у нас этой страны не будет. Может кто-то и готов жить в другой стране с другим гражданством, но я не хочу.
Знаете, это как в спорте, ты можешь подкупить судью, но подкупить лошадь ты не сможешь. Если в 90-х - нулевых некоторые и строили свой бизнес благодаря «связям» и «подмазываниям», то сегодня это не расширит, а полностью уничтожит твой бизнес. Те бизнесмены, что «застряли» в «схемах», потеряют всё.
Вы обвиняете конкретно Коломойского?
Я неоднократно публично обвинял его в нарушении украинского законодательства. Он сам публично подтвердил, что у него 3 гражданства. При этом он почему-то «спокойно» прошёл проверку на доступ к гостайне, когда его назначили губернатором. Хотя, учитывая, что власть «не заметила» его участие в набсовете «Укрнафты», что противоречит закону о госслужбе, то ничего удивительного в этой истории я не вижу.
Вообще-то, я надеюсь, что государство когда-нибудь расследует назначение Коломойского главой Днепропетровской обладминистрации. И те, кто закрыл глаза на явные нарушения закона и Конституции, будут наказаны.
Вы верите в то, что энергетический рынок Украины когда-нибудь будет играть по общепринятым цивилизованным конкурентным правилам?
Не только верю, но и делаю для этого всё возможное! Нужно принести конкуренцию на рынок, дать возможность доступа долгосрочным инвестициям.
Сегодня газодобывающие компании не имеют возможности реализовать добываемый ими же природный газ, а отсюда - своевременно оплатить ренту в госбюджет. При этом «Нафтогаз» за валюту покупает импортный газ. Моe предложение, которое я оформил в виде законопроекта, - дать возможность газодобытчикам заключать с «Нафтогазом» специальные договора, которые бы предусматривали прямую поставку газа этой госкомпании.
Но мы видим, что Кабмин, вместо того, чтобы обеспечить конкуренцию и энергетическую безопасность, занимается чем-то не тем. Правительство сначала в августе прошлого года подняло ренту с 28 % до 55 %, а потом в ноябре обязало крупнейшие энергогенерирующие, теплогенерирующие и промпредприятия покупать газ исключительно у НАК «Нафтогаз».
Кроме того, с 1 января рента стала 60 % от стоимости газа, со второго квартала - 65 %, а с третьего - 70 %. И всего, чего добился Кабмин - это падение добычи газа частными компаниями с 30 % в начале 2014 года до 11 % в начале этого. В ближайшие три года страна недополучит как минимум 5 млрд. куб. м газа собственной добычи.
Всё это свидетельствует об одном - желании увеличить импорт, но никак не собственную добычу. Другого пути для Украины как увеличить энергоэффективность экономики и собственную добычу нефти и газа, - нет. При нынешней ренте инвесторы не придут разрабатывать новые месторождения, необходимо снижать пошлины, а не наоборот.
Но те, кто уселись на государственный поток и импорт, сами против своих интересов не пойдут.