Мария Гайдар: У российских оппозиционеров нет сомнения, что Крым должен быть в составе Украины

Мария Гайдар: У российских оппозиционеров нет сомнения, что Крым должен быть в составе Украины

Новый заместитель одесского губернатора обещает, что через три месяца заговорит на украинском

Российский оппозиционер Мария Гайдар, дочь известного российского реформатора Егора Гайдара, - без пяти минут заместитель главы Одесской облгосадминистрации Михеила Саакашвили. Несколько недель назад ее на работу на Одесщину пригласил лично Саакашвили.

По чьей рекомендации новый губернатор вышел на нее, Мария не признается. Говорит, что не знает, но с радостью, хоть и после долгих раздумий «личного характера», предложение приняла. Вначале 2015-го года Гайдар подала документы на получения израильского гражданства, вероятно, понимала, что в ближайшем будущем жить и работать в России не сможет.

Возможно, не было бы сейчас к Марии Егоровне столь пристального внимания, если бы не один конфуз. Во время своего представления на вопрос журналиста о том, с кем же воюет Украина, Гайдар попросту не нашлась, что ответить. Это вызвало бурю эмоций в обществе. На канале YouTube ролик «раздумий» Гайдар собрал более 400 тыс. просмотров. Учитывая шквал критики, команда Саакашвили, не долго думая, приняла решения организовать специальную пресс-конференцию, на которой Гайдар должна была дать правильные ответы на интересующие общественность вопросы. На этот раз Мария прямо назвала Россию агрессором, но очередной вопрос об этом встретила в штыки: «Я часто сталкивалась с так называемым троллингом. Сейчас сталкиваюсь с тем же самым, когда по кругу задают одни и те же вопросы, не давая мне возможности разговаривать с людьми. Для меня нет проблем ответить на вопрос. Да, Россия воюет с Украиной, идет война…».

Но на последующих темах общения с представителями СМИ Марии не удалось избежать двузначности. К примеру, на вопрос о том, готова ли она отказаться от российского гражданства ради должности замглавы Одесской ОГА, Мария ответила так: с одной стороны, она не хочет отказываться от паспорта с двуглавым орлом, с другой стороны, собирается следовать украинским законам, которые вообще-то не предполагают двойного гражданства.

Через какое-то время Гайдар хотела бы вернуться в Россию, но не сейчас. Говорит, что на нее оказывают давление. К примеру, в прошлом году в доме оппозиционерки произошли обыски, связанные с делом о якобы хищении денег партии СПС. В феврале этого года всплыла в СМИ еще более давняя история. Некий источник «Новой газеты» на страницах издания высказал мнение, что Мария Гайдар может быть причастна к ДТП, в котором погибла тринадцатилетняя девочка еще в 2011 году. Мол, сразу после трагедии, произошедшей в январе четыре года назад в Кирове, политик уехала учиться в США. По логике источника газеты, Мария тогда сбежала от ответственности. Между тем, сама Гайдар в трагедии обвиняет некого неустановленного милиционера, превысившего скорость, хотя суд отправил за решетку водителя троллейбуса.

{3-}

«Я понимаю, что если я вернусь в Россию, я, возможно, не смогу оттуда уехать, может быть, какое-то уголовное дело есть, госизмена, или еще что-то. Моей бабушке 89 лет, может быть, я ее больше не увижу», - говорит Мария. Именно с темы преследования на родине «Главком» начал разговор с новым членом команды губернатора Саакашвили.

В октябре прошлого года у вас в доме прошел обыск по уголовному делу о якобы хищении денежных средств партии «Союз правых сил» (СПС). В феврале этого года вы заявили об «очередной попытке неизвестных лиц» найти доказательства вашей вины в смерти Алисы Суворовой. Открыты ли против вас в России какие-то уголовные дела?

Насколько я знаю, пока нет. Хотя была попытка организовать уголовное дело. Но у меня в России есть люди, которым я оставила доверенность (право юридически защищать свою позицию). Если что, они будут работать. Пока никакой новой информации (относительно возбуждения дел). Это все очень осложняет жизнь. Адвокат – это ресурсы, они стоят денег. Все это отнимает очень много времени и сил.

Кто именно занимается вашими делами в России?

У меня есть команда на фонда «Социальный запрос». Там работают юристы, которые помогают обычным гражданам, и если что, могут помочь и мне. Не то, что они будут заниматься моими делами. Но, к примеру, могут найти других юристов. У меня достаточно большое количество людей, кому я доверяю, большое количество друзей, среди которых много хороших профессионалов.

Кто-то из известных российских оппозиционеров уже пожелал вам удачи на новой работе?

Например, Евгений Григорьевич Ясин (экс-министр экономики РФ). Мы с ним встречались. Он же сам из Одессы. Также пожелал удачи в работе Дмитрий Зимин, глава фонда «Династия», который вынужден был уехать из России, Алексей Навальный. Были и те, кто высказался против моего назначения. Но я не хочу говорить об этом.

Российские оппозиционеры обычно признают, что Крым Россия присоединила незаконно, но все же считают его справедливо своим. К примеру, такое мнение высказывал Алексей Навальный. О необходимости специального статуса Крыма в интервью «Главкому» говорил и Илья Яшин. Все-таки, Крым – это Россия?

Они (российские оппозиционеры) не видят путей решения проблемы. Вот и все. Они высказываются в рамках своего физического восприятия, разумения. Думаю, что ни у кого из них нет сомнения, что Крым должен быть в составе Украины.

То есть вы не согласны с Генпрокуратурой РФ, которая совсем недавно заявила, что Никита Хрущев незаконно передал Крым в состав Украинской ССР?

Самое опасное, это обсуждать вот такие исторические вопросы. Мы подписали в 1990-м году то, что мы подписали (в 1990-м году между РСФСР и УССР был заключен договор сроком на десять лет, в соответствии с которым стороны обязались уважать границы между союзными республиками, существовавшие на момент подписания договора. Данный договор прекратил действие с вступлением в силу Договора о дружбе и партнёрстве от 1997 года – «Главком»). И все, точка. Это надо соблюдать.

Одно время я жила в Боливии с мамой и ее мужем, моим отчимом. И он очень негативно был настроен к реформам. Единственное, о чем он все время говорил, это о Крыме, «который забрали». Он не поддерживал моего отца (Егора Гайдара), он не поддерживал реформы. У меня с детства это вызывало раздражение.

Но ведь не будете отрицать, что для россиян этот вопрос очень болезненный?

Да, конечно, это болезненный вопрос. Но я не понимаю, почему? Когда говорят о травме распада СССР, все почему-то говорят о Крыме.

Как Украине вернуть Крым?

Практически никто не знает, как это сейчас сделать. Но для того, чтобы это стало возможно, в России должна наступить демократия, в России должен смениться режим. Тогда, когда начнется партнерство между Украиной и Россией, проблему нужно будет решать честно, честно, вместе с мировым сообществом. Потому что люди, которые там находятся (в РФ), они находятся под действием совершенно фантастической пропаганды, мне даже страшно представить, что они вообще думают, что они в принципе знают о том, что в действительности происходит сейчас в Украине.

В скандальном видео вы назвали украинцев и россиян братскими народами. Не поменяли свое мнение, ведь называть агрессора братом алогично?

Я сказала, как я чувствую. Я понимаю, что вся концепция братских народов, за которой много лет скрывалось подавление, объяснима. Тем более, сейчас, когда идет война, ни о каком братстве речи быть не может. Речь должна идти о прекращении войны, о соседстве, дай бог о добрососедстве. О партнерстве, как я надеюсь. О совместном членстве в Европейском Союзе. Может, братство – это не то слово, которое нужно было применить. Но, по крайней мере, мои чувства к Украине и народу они, действительно, искренние, очень положительные.

Какая страна напала на Грузию в 2008 году?

В 2008 году, когда этот вопрос задавали, я совершенно не могла поверить в то, что Россия напала на Грузию. Но сейчас, то есть с течением времени, видя все, что происходило там, и то, что происходит в Украине, мне понятно, что эта агрессия была спровоцирована Россией.

Что повлияло на то, что вы изменили точку зрения?

Информация. Тогда я действительно не знала, что происходило в Грузии, но постепенно у меня сложилась по этому поводу позиция.

В 2008 году, комментируя события в Грузии с ЖЖ вы назвали Михеила Саакашвили «отвратным». Почему?

Да, это мой комментарий в ЖЖ. Этот вопрос мне задают все. Единственный человек, которого этот вопрос не волнует – это сам Саакашвили. Он даже меня успокаивал и рассказывал о многих случаях, когда о нем кто-то что-то говорил, и это совершенно не мешало ему работать. Тогда я сделала репост Навального. Честно говоря, сама уже не помню, как это нашли. Я никогда не стирала то, что раньше писала. Тогда я была под воздействием пропаганды. Так тогда думала.

Готовы ли вы отказаться от российского гражданства в случае вашего назначения на высокий государственный пост в Украине?

Я буду следовать украинским законам. Если будут какие-то проблемы, противоречия здесь, я точно не хочу быть точкой раздора, точкой конфликта. Я готова работать в команде в любом качестве, хоть в качестве советника, хоть в качестве волонтера, хоть в качестве человека, который работает в каком-то агентстве. А так, конечно же, я буду следовать украинским законам.

Вы готовы отказаться от российского паспорта?

Я буду следовать украинским законам. Я посоветуюсь, но, конечно, я не хочу отказываться от российского гражданства. Будем делать так, как нужно будет по закону.

На каких финансовых условиях вы согласились работать в Одесской ОГА?

Честно говоря, я не знаю, какая у меня будет зарплата. Мы ее не обсуждали. Михаил просто спросил, хочу ли я присоединиться к команде? Я дала согласие. Но вы спросите, как я буду жить? Я замужем, у меня есть муж, который работает предпринимателем. У меня в Москве есть три квартиры. У меня умерла мама, от нее остались одна двухкомнатная и одна трехкомнатная квартиры. Есть также одна однокомнатная, которая у меня от первого брака. Вот эти квартиры я сдаю, это позволяет мне жить. Каждый метр, которым я владею, я могу объяснить. Больше я ничем не владею, ни денег, ни какой-то недвижимости за рубежом не имею.

Рассматриваете ли вы возможность в будущем вернуться в Москву?

Да, конечно. Я очень надеюсь, что Россия будет демократической страной, что туда можно будет вернуться. Есть такие вещи, которые очень сложно представить. Вот как эта война, которая сейчас идет. Будущее бывает неожиданным, оно бывает неожиданно трагическим. Может быть, оно будет неожиданно положительным, все будем ездить в Москву и все вместе работать над нашим общим демократическим будущем, будем строить нормальные партнерские отношения.

Владеете ли вы украинским языком, чтобы претендовать на пост госслужащего?

Я знаю, что украинский является государственным в Украине. Я уже учу украинский, через три месяца мы с Юлей (Юлия Марушевская – заместитель главы Одесской облгосадминистрации, «Главком») проведем пресс-конференцию на украинском языке.