Директор донецкого «Топаза» Юрий Рябкин: «Кольчуги» мы успели вывезти
«Планировали вывезти самолетами еще комплекс «Мандат». Но пришли автоматчики и этот комплекс угнали»
После публикации на «Главкоме» интервью замглавы концерна «Укроборонпрома» Сергея Пинькаса, в редакцию обратился Юрий Рябкин, директор донецкого завода «Топаз», создавший нашумевшие радиолокационные станции «Кольчуга».
В интервью Пинькас рассказывал о том, что значительная часть коллектива «Топаза» отказалась переезжать на не оккупированную территорию Украины. Рябкин уверяет, что это не так. Топазовцы готовы воссоздавать предприятие на новом месте, но пока им не созданы условия: рабочие места и жилье в Запорожье. Именно здесь правительство планирует разместить мощности предприятия, захваченного боевиками в Донецке. Рябкин рассказал, как собирается возрождать предприятие, а также о том, что террористы похитили на заводе.
{1-}
В прошлом году, когда началось вторжение, многие компании спасали свое имущество, например, автодилеры вывозили автомобили из автосалонов в Донецкой и Луганской областях. Почему государство не вывезло оборудование «Топаза» (в СМИ сообщалось, что боевики похищали имущество и вывозили в Россию)?
Сергей Пинькас (замглавы «Укроборонпром») комментировал вашему изданию ситуацию вокруг предприятии «Топаз», но он, видимо, не может точно и определенно знать ее, поскольку завод не входит в состав «Укроборонпрома», а подчиняется Министерству экономического развития.
В правительственных кругах еще несколько месяцев назад принято решение о перемещении «Топаза» на НПК «Искра» в Запорожье (разработчик и производитель наземной радиолокационной техники оборонного комплекса Украины – «Главком»). Звучали и другие предложения – о размещении в Киеве, Львове. Но, в конце концов, все убедились в том, что развернуть производство такого сложного машиностроительного завода на пустом месте невозможно. Это годы и миллионы. А «Искра» – фактически использует ту же технологию, что и наше предприятие. У наших заводов одноименный продукт – радиолокационное оборудование. Немного разные принципы работы, но технология изготовления одна и та же. Поэтому здесь главной задачей будет лишь нарастить те технологические процессы, которые отсутствуют или их производительность недостаточна, чтобы удовлетворять и «Искру», и наше предприятие.
Вы спросили, почему не вывезли предприятие...
Это не претензия – вопрос.
Полностью вывезти оборудование не представлялось возможным. Я приказом останавливал завод тогда, когда на нем были автоматчики.
Когда это было?
14 июня 2014 года. Что нам удалось сделать. Нам удалось угнать, в буквальном смысле этого слова, готовый комплекс «Кольчуга». Мы самолетом его перевезли оттуда под Киев – в Гостомель. Кроме того, смогли вывезти еще и отдельное изделие «Кольчуга» (элемент радиолокационной станции – «Главком»). Опять-таки самолетом, и оно простояло в воинской части в Борисполе.
Вывозили в июне?
Раньше. Когда в июне начались события, уже ничего нельзя было сделать. На заводе стояли автоматчики.
Кроме «Кольчуг» на заводе находился уже готовый новый разработанный нами для Министерства обороны комплекс под названием «Мандат» (комплекс радиоэлектронной борьбы - «Главком»). Чтобы вы себе представляли – это семь КРАЗов с кунгами, набитых радиоэлектроникой. Этот комплекс уже был оценен, с Минобороны были согласованы цены. Предполагалась его тоже вывезти самолетами. Не состоялось. Пришли автоматчики, взломали замки и этот комплекс угнали.
Почему для меня это особо болезненный удар. Само собой, это - потеря комплекса для Минобороны. Но есть еще и вопрос денег, которые завод не получил от министерства, чтобы рассчитаться по зарплате с сотрудниками за шесть месяцев работы.
За первое полугодие 2014 года?
Да. За комплекс мы должны были получить 77 млн гривен, из которых 25 миллионов должны были покрыть долги по зарплате. Этого не случилось, и я остался в долгах.
Продолжая отвечать на ваш вопрос об оборудовании. Конструкторскую документацию мы всю забрали, это не правда, что она пропала. Единственное, что ее вывозили на электронных носителях, а не бумажных, поскольку одно изделие – это 70 тысяч листов А4.
И сейчас в Запорожье конструкторы переносят документацию с электронной версии на бумажную. Одно изделие уже сдали, вторым занимаемся. Поэтому, что касается интеллекта, конструкторская документация у нас полностью сохранена.
Нам очень помогают там. Я очень благодарен Игорю Степанович Пресняку (директор «Искры» - «Главком») за человеческое отношение. Он понимает ситуацию, в которой мы оказались, обеспечив моих сотрудников компьютерной и оргтехникой, всем необходимым для работы. Люди довольны, благодарны.
«Мандат» долго разрабатывался?
Только 2,5 года готовили программное обеспечение – очень сложное изделие, впервые делалось, прошло государственные испытания.
А что касается информации, по которой мне уже несколько дней звонят мои бывшие сотрудники – о том, что сотрудники «Топаза» отказываются переезжать….
Это совершенно не соответствует действительности. Другое дело, что еще все сотрудники сидят в Донецке и никуда не переехали. По одной причине. Переезд, аренду жилья, все социальные условия для сотрудников на новом месте нужно обеспечить. Это обстоятельства сугубо материального плана для людей, которые семьями должны оставить свое жилье и переехать из Донецка в Запорожье. Отсутствие средств. Желание работать – огромное, но пока нет возможности.
Готовились два постановления Кабмина. Они предусматривали выделение средств на переезд. Но поймите меня правильно Это соцзатраты. По закону, использовать оборотные средства на решение социальных проблем нельзя, запрещено. Можно лишь за счет резервного фонда. Совместно с Кабмином и Минэкономики было подготовлено постановление, утвержденное на заседании правительства.
В этом году?
Да в этом. И, тем не менее, это решение было не очень приемлемое, не корректное. Оно, во всяком случае, не выполнено. Минэкономики начало второе постановление готовить, но оно пока не дошло до заседания Кабинета министров.
Какое количество сотрудников на «Топазе»?
Работало до известных событий 1200 человек. Я понимаю, что не все из них переедут, да и мне не поднять такое количество, не смогу обеспечить условия. Но есть специалисты, без которых, скажем прямо, будем сложно развернуть производство и науку (конструкторское бюро). Вот таких людей – приблизительно 350 человек. То есть, необходимо перевезти 350 семей, но при этом все желающие переехать будут трудоустроены на новом месте.
Я понимаю, что Пинькас не мог знать этой ситуации. Но это четко знает Министерство экономики. Сейчас есть и приказ о создании межведомственной рабочей группы по вопросам возобновления работы «Топаза». Это позитивный сигнал. Вопрос не брошен. Им занимаются представители всех министерств, в том числе от «Укроборонпрома».
Сейчас есть предложение, согласно которому в Запорожье с баланса «Искры» на баланс «Топаза» могут быть переданы помещения производственной площадью 24 тыс. кв. м и площадка 8,3 гектара. Это дает возможность запуститься.
Это решено на уровне правительства?
Пока это итоги совещания. Все что нужно для запуска – трудовые ресурсы и производственные мощности.
Чем была вызвана задержка зарплаты на предприятии?
Изделие «Мандат» делалось впервые. Изделие делалось фактически за счет оборотных средств завода, и они были полностью съедены.
Как же люди работали полгода без зарплаты?
Так и работали, в сложной обстановке, в ожидании средств – знали, что в конечном итоге все будет оплачено. Все сложится. Не сложилось...
Кроме того, мы рассчитывали на продажу «Кольчуги».
Ту, что успели спасти и перевезти в Гостомель?
Да. Этот комплекс делался под зарубежный контракт. Я его подписывал, поскольку имел права спецэкспортера. Под этот заказ сделал технику, которая пока так и не реализована.
Но активы которыми, располагал завод – в виде готовой продукции, никаких сомнений не оставляли, что предприятие достаточно устойчиво. А получилось то, что получилось. Одна техника утеряна, оставив за собой долги, другая – до сих пор не реализована, завод потерян.
Когда «Топаз» сможет начать полноценную работу в Запорожье?
Как только перевезу людей, а перевезу – как только будет реализован этот комплекс («Кольчуга»). Такие переговоры ведутся. Реализация влечет за собой другую работу (обслуживание и обучение специалистов, которые будут использовать технику – «Глаквком»). И это уже качественно другие международные взаимоотношения.
Удивительно, что государство настолько слабо обеспечивало заказами ваше предприятие.
Государство нас редко обеспечивало заказами. Мы сами себя обеспечивали, за счет внешнеэкономических поставок.
Как выживают сотрудники, оставшиеся в Донецке, чем занимаются?
Кто как. Программисты – на телефонных станциях, некоторые выехали, некоторые в Запорожье устроились, кто-то работает в компаниях, разрабатывающих программные продукты.
А что сейчас в здании завода?
Там сидит самоназначенный директор. Работы никакой нет естественно, и зарплаты нет.