Михаил Добкин: «Послушайте, я сам очень люблю деревья!»
Вторую неделю подряд в Харькове развивается конфликт
Вторую неделю подряд в Харькове развивается конфликт вокруг строительства дороги через парк им. Горького. Муниципальные службы пытаются строить делать просеку в парке, часть горожан – протестует против вырубки деревьев. Несколько раз конфликт перестал в серьезные столкновения, несколько участников акции угодили в больницу.
Вчера утром протестующие пытались провести митинг под стенами облгосадминистрации, но наткнулись на жесткое сопротивление милиции. «Главком» встретил вчера главу Харьковской ОГА Михаила Добкина после заседания комитета по вопросам реформ в Администрации президента. Пользуясь такой возможностью, мы поговорили о конфликте вокруг вырубки в парке.
Михаил Добкин фактически обвинил бывшего главу области, а ныне главу областной организации БЮТ Арсена Авакова в провоцировании конфликта вокруг вырубки деревьев, обвинил экс-губернатора в цинизме и заявил, что власть не будет останавливать строительство дороги через парк Горького.
Скажите, почему вчера в Харькове под стенами обладминистрации сот рудники милиции задерживали активистов, протестующих против вырубки парка Горького, к тому же при этом не представлялись?
Абсолютно это никакие не активисты. Это, если хотите знать, реальную ситуацию, а не то, что передает Интернет-издание «Главное», которое является собственностью одного из организаторов акции.
Там без каких-то установленных законом порядком начал проходить стихийный митинг. Когда люди не мешали прохожим и работникам обладминистрации и облсовета, посетителям заходить – милиции там не было. Но после того как там начали разворачивать транспаранты, устраивать там цирк… Насколько мне известно, одного из задержанных там вообще увезли в состоянии сильного алкогольного опьянения!
То есть вы считаете, что действия милиции права на мирные собрания не нарушили?
Мирное собрание тоже имеет определенные правила. Вы же не можете голым ходить мирно по улице – это будет нарушение общественного порядка. Ладно, по пояс, а если вы будете полностью голыми ходить, будете утверждать, что это мирное собрание нудистов?
Есть определенные правила, которые прописаны в законе, в нормативных актах, принятых Харьковским горсоветом от имени территориальной громады, прописанные в Уставе города.
Далее, есть четкая процедура того, как проходят мирные собрания. Если эта процедура нарушается, то, естественно, милиция обязана навести порядок.
В актах Харьковского горсовета есть какие-то особенности по сравнению с нормами законов и Конституции?
Никаких особенностей нет. Вы наблюдаете систематическое нарушение прав людей на мирные собрания в Харькове? У нас митинги проходят практически в месяц раз пять. Люди должны подать заявку, она регистрируется, милиция обязана обеспечить общественный порядок тоже. Кстати, милиция тоже участвует в заседании согласительного комитета города. Но они не дают разрешение на проведение мирной акции, а просто отрабатывают систему мероприятий, которые, прежде всего обеспечивают безопасность для людей, не участвующих в мирных митингах. Есть же еще водители, пешеходы – они тоже имеют право на нормальную жизнь, они не должны проходить через места, где люди могут выражать очень активно свое недовольство чем-то или кем-то.
Когда идет все по процедуре - никаких проблем нет. Ни одна политическая партия в ходе предвыборной кампании не заявила о своих претензиях к власти любого уровня в Харькове. Сегодня же ми видим систематическое нежелание отдельной группы людей жить по законам, эти люди выставляют впереди себя живой щит из харьковчан. В том числе, щит из активных людей, которые действительно отстаивают свою позицию.
Я уважаю позицию харьковчан, которые протестуют против пробивки дороги через парк Горького. Это их право, это их видение. Оно отличается от моего мнения, но я не считаю, что они не правы. Я против формы, каким образом это мнение навязывается другой части территориальной громады.
При этом используются СМИ для создания массового общественного протеста. В акции принимают участие не больше 100 человек. Сегодня было по разным оценкам от 50 до 200. Мои сотрудники, которых я просил дать информацию дали информацию, что были 60 человек.
Но дело не в количестве. Может быть и три человека, иногда и к ним нужно прислушиваться. Просто не нужно провоцировать власть и милицию. Вы же все равно имеете предубежденность к этой ситуации. Вы можете быть на стороне тех людей, они защищают деревья – это благое дело. Кто скажет, что плохо защищать деревья и кто скажет, что хорошо, когда их вырубают?
Есть люди, которые используют ситуацию в парке Горького и подталкивают людей к организованному протесту. Я вам чуть позже скажу, почему они это делают.
Организаторы акции не должны чувствовать себя безнаказанно. В законе предусмотрена ответственность за всякого рода правонарушения. Нарушили закон – милиция поступила правильно, точно также как милиция, которая помогала не допустить столкновения в том же лесопарке.
В лесопарке ведь муниципальная охрана пробивала дорогу экскаваторам, а не милиция.
Скажите, вы были на месте? У вас информация из Интернета или от людей, которые были с одной стороны. А вы послушайте с другой стороны информацию!
Ту же охрану там провоцировали. Вы занимались спортом? Есть такой вид спорта – водное поло. Ватерполисты – они наверху, а то, что твориться под водой никто не видит. Вы знаете, что они там делают, у них есть любимые приемы. Вот тоже самое делается специально в парке Горького: стоит камера в режиме ожидания, хватают человека, провоцируют, тот, конечно же, проявляет гнев. Это все начинают записывать.
Кстати, там режиссеры, которые работали против городской власти, когда шла схожая акция на улице Клочковская в Харькове. Работали они и на других массовых акциях, например, когда мы сносили заборы по строительству чего-то.
Я скажу больше, если вы хотите, то через пару дней мы вас пригасим, у нас в 10 км Харькова есть прекрасное место, тот же самый лесопарк. Там живописнейшее место, но оно выделено предыдущим губернатором Арсеном Аваковым самому себе. Там порядка 10 га. Фирма, которая этим владеет называется «Элит-строй». Учредители – бывший глава области и члены его семьи. Так вот они в то самое время, пока не давали вырубить оставшиеся 8 деревьев, снесли – и есть соответствующая документация – более 4 тыс. деревьев. Там строили загородную резиденцию для Авакова.
Когда это произошло?
Да вот сейчас это происходило, одновременно с акцией парке Горького! Сейчас там работают экологи, они составляют все соответствующие документы. Мы обязательно пригласим туда всех журналистов, покажем документы: кому принадлежит, кто давал землеотвод – Аваков выдавал сам себе, кто давал разрешение на снос деревьев. Вы все посмотрите и поймете, что это циничный человек.
Он в 2008 году, когда я был мэром, давал команды выдать все экологические разрешения на строительство дороги через парк. Я лично с ним договаривался, что на таких объектах мы не будем создавать политические конфликты. Мы не трогали его, когда он – у нас была такая договоренность - получая огромные суммы из Госбюджета, направлял их все на свой проект. Он курировал строительство филармонии, игнорируя любые другие потребности области. Это благая цель, но филармония не единственный объект в нашей области, которые требует вложений. Мы не трогали его по таким проектам, а он как государственный человек не должен устраивает конфликты там, где решение было очень сложным.
Послушайте, я сам очень люблю деревья. Я с удовольствием выезжаю за город!
Михаил Маркович, но ведь вам наверняка из правительства, а особенно из Администрации Президента звонят и просят решить эту ситуацию, погасить конфликт, чтобы не было шумихи вокруг этого, потому что это в какой-то степени создает негативный имидж новой власти!
Я не сделаю, чтобы этого не показывали в новостях! Это не в моей компетенции. У тех людей, которые инициировали акцию, есть два собственных канала, они могут все это крутить. Ряд журналистов этих каналов работают параллельно как собственные корреспонденты СТБ, ТРК «Украина», «Нового канала» в Харькове. Понимаете, какие они будут делать сюжеты и репортажи?
Поверьте, из Киева нас мониторят сильнее, чем наши оппоненты. Если мы переступим где-то черту, то и вызовут, и расскажут. Но если реагировать на подстроенные, причем очень профессионально подстроенные вещи, то тогда работы никакой не будет. Написали что-то в Интернете, что где-то что-то не так, я обязан буду туда бежать и исправлять? Я реагирую на ситуации, которые освещают журналисты. Мы благодаря журналистам узнавали о многих проблемах, выезжали, исправляли ситуацию.
Ситуация в парке – это не тот случай. Сейчас, когда мы будем доставать все неправомерные дела бывшего руководства области, то будут говорить, что делается это в отместку за сложившуюся ситуацию. Поэтому все путем, мы готовы и к этой ситуацию и другим, я все это уже проходил.
Можете ли вы гарантировать, что вдоль этой дороги не будет элитной застройки и тому подобных объектов?
Смотрите, откуда пошла эта информация. В 2008 году, когда у нас не было денег на дорогу и не было экономического кризиса, была договоренность с бизнесом: от них мы привлекаем деньги на строительство дороги, а взамен даем им возможность построить рекреационные объекты. Там была невысотная гостиница и некий жилой комплекс по размеру такой же, как гостиница. Это так называемые элитные апартаменты, которые бы обслуживались тем же персоналом, что и гостиница: прачечная, уборка и т.д. В общем, это нормальная практика за границей. Эта гостиница, кстати, была у нас в проекте под Евро-2012.
Потом люди, которые собирались с нами это делать по причине того, что у них изменилось финансовое положение, отказались от своего проекта. Мы убрали застройку, в то же время получили на дорогу госакт. Сегодня у нас есть деньги на дороги – и из центрального, и из городского бюджета – мы завершаем этой пробивкой малое кольцо вокруг Харькова.
Соединение двух дорог было запланировано еще во времена СССР. В 2003 году, для справки, Аваков был членом горисполкома, наверняка голосовал на исполкоме за то, чтобы этот проект вынести в составе нового генплана города в Киев на согласование в Гипрогоринститут. Его согласовали в 2005 году, это еще было до меня, я стал мэром в 2006 году. После этого мы ничего нового не придумали, мы лишь осуществляем то, что придумали в свое время архитекторы и предыдущее руководство города.
Посмотрите, они же не протестовали, когда мы заявляли о том, что мы будем строить дорогу. Не протестовали даже, когда внесли в бюджет деньги на строительство дороги. Они подождали, когда мы снесли часть деревьев. Только после этого они нам начали устраивать протестные акции, желая показать, кто на самом деле имеет силу. Нам оттуда сейчас уйти, пробив уже там полдороги, значит показать, что мы какие-то ненормальные. Представьте, мы, имея силы и поддержку большинства харьковчан, не пробили дорогу! У нас полуторамилионный город и как вы думаете, если бы мы делали что-то асоциальное, харьковчане дали бы нам это делать? 200 человек – это максимум того, сколько там было, может быть, на концерт пришло чуть больше.
К тому же, посмотрите съемки. Я, например, просматриваю Интернет. Посмотрите эти 2-3 минутные ролики. Когда с милицией толкались, там постоянно были крики со стороны защитников леса: «Геть!» и «Міліція з народом!». Приедьте в Харьков и послушайте, кто у нас говорит на украинском языке. У нас нет таких. Это либо студенты, либо молодежные организации национал-патриотического толка: «Поступ», «Молодой Рух».
Знаете, я не самоубийца. Если бы я понимал, что эта ситуация болезненна именно для города, что харьковчане – а мы же делаем социсследования – воспринимают вырубку негативно и ненавидят нас за это, то мы бы нашли выход. Харьковчане хотят видеть конечный результат.
То же самое у нас было при строительстве улицы Пушкинской. Мы оттуда сносили трамвай, там устраивали такие же «качели», как в парке. Сегодня - это прекрасно обустроенная улица: дорожное покрытие, освежение, остановки и городская мебель. Когда мы занимались улицей Рымарской, нужно было срезать 63 дерева. Мы срезали тополи, это был сухостой, так нам туда вывели тех же самых людей, один в один.
Главных застрельщиков там человек 15. Из них, я вам даю голову на отсечение, десять – это советники Авакова в обладминистрации. Один из них – Россоха – не давал нам закладывать крест и камень в место, для строительства нового храма. Он тогда вывел нам людей, потому что мы не дали место для храма Киевского патриархата. Но подождите, в КП у нас официально 63 прихожанина, а все остальные – московского. Тогда кому мы должны давать место для храма?
Такие вот вещи вводят людей в заблуждение, делают из нас монстров-людоедов, которые парк вырезают. И это не парк, кстати, это лесопарк. Там территория, по которой вы бы ночью не прошлись, даже если бы у вас был пистолет в кармане: страшновато! Все поросшее, старое.
Я поговорил недавно с велосипедистами, у нас был «Велодень». Я прогулялся в парк пешком, поговорил с ними. Они ко мне подъезжали, фотографировались, были с ленточками как участники акции против вырубки деревьев. Мы им перекрыли часть города для проведения велопробега, потому они были доброжелательно настроены. Я спрашиваю: «В чем проблема?». А они: «Нам сказали, что вы здесь понастроите коттеджей, все перекроете!». Я говорю – «Бред!». А еще говорят, что якобы мы планируем убрать оттуда детскую железную дорогу. Ну, кто им это рассказал? А они говорят: «Мы читаем форумы, «Украинскую правду», Корреспондент».
Но мы в итоге с ними договорились, что делаем им там веломаршруты, но не будем благоустраивать, а просто сделаем там просеку – они все равно там на таких байках ездят…
Кстати, из-за того, что через парк пойдет дорога, мы туда подводим и электричество и делаем освещение. Но чтобы вы знали, по всей длине дороги не будет остановок общественного транспорта, это транзитная дорога. Мы специально не будем делать там остановок, потому что там, где остановка – там общепит, ларьки и тому подобное, мы хотим этого избежать.
Во всей этой ситуации, безусловно, чувствуется близость выборов мэра Харькова. Вы здесь в Киеве говорили с Президентом, парламентариями о дате выборов?
Президент озвучил дату 31 октября, которая на его взгляд максимально оптимальна и соответствует Конституции. У нас до 2011 года депутаты могут остаться, а мэры должны быть переизбраны в этом году.