Геннадий Чекита: Я настаивал на назначении руководителя для ГП «Завод порошковой металлургии»
Имя нардепа стало известно широкой аудитории после громкого заявления Абромавичуса
Имя народного депутата от БПП Геннадия Чекиты стало известным широкой аудитории после скандала, случившегося 3 февраля. Тогда министр экономического развития Айварас Абромавичус подал в отставку, громко заявив, что заместитель фракции БПП Игорь Кононенко лоббирует своих людей на ключевые должности предприятий, подконтрольных его министерству, а также обвинил его в попытке навязать ему своего зама – Андрея Пасичника (заместителя председателя «Нафтогаза»). По словам Айвараса Абромавичуса, лоббизмом Кононенко занимался через депутата Чекиту (якобы, представляющего интересы Кононенко).
До этого Чекита вел тихую спокойную жизнь, мало давал интервью, за все время в парламенте выступил только один раз, причем его речь касалась законопроекта о замене пожизненного заключения более мягким наказанием.
Последней каплей для Абромавичуса стало то, что Чекита пришел на заседание конкурсной комиссии по отбору руководителя для ГП «Завод порошковой металлургии» в Броварах. «Ходит товарищ от БПП под контролем Кононенко – Геннадий Чекита, ходит тут, лоббирует своих людей», – объяснял Абромавичус. Министру-варягу очень не понравилось, когда депутаты имеют полномочия приходить на совещания министерств и влиять на принятия решений.
Чтобы прояснить ситуацию в скандале, «Главком» в тот же день пытался поговорить с Чекитой, однако период скандала он решил пересидеть «на больничном». На facebook он написал, что всего лишь пытался защитить металлургическую отрасль и выразить протест против отмены сертификации на экспортируемые продукты питания, поэтому и ходил на заседания комиссии. «Если это лоббизм – тогда да, я лоббист» - написал в соцсетях депутат.
При этом Чекита напрочь отказывался встретиться с нами и дал согласие исключительно на письменное интервью. Не приветствуя подобную практику, мы все же решили ознакомить читателей с мнением г-на Чекиты. А все, о чем умолчал депутат, нам пришлось выносить за скобки.
Геннадий Леонидович, после скандала с отставкой министра экономического развития Айвараса Абромавичуса, Игорь Кононенко заявил, что в зале с прошлого года зарегистрировано постановление об отставке Абромавичуса (под ним 22 подписи). Там есть и ваша подпись. По словам Кононенко, у вас, а также у депутатов Соловея и Маткивского, много претензий относительно работы министерства. Какие конкретно?
Да, такое постановление мы действительно подготовили. Под ним подписались депутаты разных фракций. Но зарегистрировано оно не было, потому что немногим раньше соответствующее постановление зарегистрировал депутат Бондарь. Что касается претензий. Оценку деятельности этого министра может дать каждый украинец. Спросите, как живется сегодня людям? Вопреки прогнозам Минэкономразвития, по результатам 2015 года падение экономики нашей страны составляет 12%. Это министерство отвечает за целый ряд серьезнейших направлений: формирует реализует государственную политику экономического, социального развития и торговли, государственную промышленную, инвестиционную, внешнеэкономическую политику, политику в сфере технического регулирования, занимается вопросами качества продукции и ее стандартизации, управлением объектами госсобственности, развитием предпринимательства, госзакупок. Но по факту оказалось, что в каждом из этих направлений – серьезнейшие проколы. Чего стоят только провалы в сфере защиты прав потребителей. А о контроле за ценами вообще говорить не приходится. Минэкономразвития на фоне тотального падения, фактически, не предложило ни одного действенного шага вывода экономики Украины из кризиса.
Тех, кто подписался за его отставку, Абромавичус назвал депутатами, «подконтрольными Кононенко». В чем заключается, этот контроль? Как вас Кононенко контролирует? Почему тогда Айварас Абромавичус вас так называет?
Этот вопрос стоит адресовать Айварасу Абромавичусу.
Айварас Абромавичус рассказал в интервью «НВ», что вы лоббировали своих людей на внутренних совещаниях в министерстве. Вы же у себя на Facebook написали в ответ пост, где сказали: «Что ж, если защита металлургической отрасли Украины, протест против отмены сертификации на экспортируемые нашей страной продукты питания – лоббизм, тогда да. Я лоббист». В то же время, отмену обязательной сертификации на внутреннем рынке, приписывают к основным заслугам Абромавичуса.
А к чему это привело? Отмена сертификации повлекла за собой коллапс украинского продуктового рынка. (6 мая 2015 Минэкономразвития приказом 451 отменил обязательную сертификацию пищевой продукции, в том числе детского питания. Этим приказом были отменены и правила обязательной сертификации пищевых продуктов, утвержденные приказом Госкомитета по стандартизации, метрологии и сертификации еще 2 июня 1997 (под №322). Также МЭРТ исключило ряд товарных позиций из списка обязательных к сертификации на территории Украины, включая транспортные средства и комплектующие. При этом для транспортных средств приказ вступает в силу с 1 января 2016 года. По мнению Минэкономики, такими действиями «убили» коррупцию в отрасли - Главком)
Уже сегодня складывается ситуация, когда рынок наполняют опасные для жизни продукты питания, за качеством которых никто не следит, отечественные производители лишаются возможностей сбыта своего товара за рубежом, а поставщики - ввозить товар в Украину. Из-за отмены сертификации при отсутствии технических регламентов потребительский рынок Украины становится открытым для фальсифицированной продукции, в т.ч. алкогольной, а недобросовестные производители будут поставлять продукцию с синтетическими консервантами и красителями, поскольку это удешевляет ее стоимость.
Это касается и транспортных средств, сертификация которых прекращена с 01 января 2016 года. Появление на дорогах несертифицированных автомобилей грозит увеличением количества аварий и гибелью людей.
Как вы пытались решить эти ваши разногласия с Абромавичусом? В чем эти попытки заключались? Как искали консенсус?
Исключительно в пределах полномочий, предусмотренных Законом о статусе народного депутата.
Вы сами написали, что присутствовали на заседании конкурсной комиссии по выбору директора предприятия ГП «Завод порошковой металлургии» в Броварах, во время назначения там директора. Почему вы там присутствовали? В качестве кого?
Да, на заседании этой комиссии я присутствовал. И право народного депутата принимать участие в рассмотрении органами государственной власти вопросов, связанных с осуществлением депутатских полномочий, предусмотрено, опять-таки, Законом о статусе народного депутата. По этому закону основная депутатская обязанность – это защита интересов избирателей и государства. "Завод порошковой металлургии" - очень важное для металлургии и машиностроения бюджетообразующее предприятие. И его эффективная работа в интересах людей (а в отрасли работает около 500 тыс. человек) очень важна для интересов государства. Как Вы полагаете, есть за что бороться? (ГП «Завод порошковой металлургии» работает с 1958 года. В СМИ пишут о «мутной истории», которая происходит вокруг завода последние 10 лет. В начале 2000-х годов «Завод порошковой металлургии» выполнял госзаказ на продукцию оборонки. Тогда руководство завода настаивало на приватизации из-за многомиллионных долгов государства перед предприятием. В 2006-и году правительство Юлии Тимошенко рекомендовало его к приватизации. Но при власти Виктора Януковича о приватизации забыли, а директором поставили Владимира Писоцкого, который, якобы, был ставленником экс-регионала Олега Царева. Много лет завод работал на Россию: производил комплектующие для двигателей российских танков. После начала войны на Донбассе торговлю с Россией остановили, но на новые рынки сбыта предприятие не переориентировали. Хотя ранее завод работал с Германией и сбывал продукцию в Азию. Завод не имеет госзаказов, не смотря на то, что может производить бронежилеты. 1 февраля 2016 года Минэкономики назначило руководителем предприятия Александра Адонина. Известно, что в прошлом году Кабмин рекомендовал приватизировать завод. Но 15 января этого года Верховная рада отправила на доработку правительственный законопроект о перечне объектов к приватизации. По мнению экспертов, таким образом госбюджет не получил средств от продажи убыточного для бюджета госпредприятия, в то же время контролирующие завод менеджеры получают сверхприбыли – Главком)
Вы же ранее уговаривали Айвараса Абромавичуса сменить директора. Мог ли он расценить ваше неравнодушие к работе предприятия как давление? Имею в виду, что ранее говорили о необходимости смены директора, тут еще и вы пришли на заседание комиссии. Абромавичус мог действительно воспринять ваше частое присутствие как давление. Возможно, ему это очень не нравилось?
Возможно. Но опять-таки, на этот вопрос лучше ответит сам Абромавичус, а я свою точку зрения объяснил.
1 февраля на заседании этой конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора директором ГП «Завод порошковой металлургии» был признан Александр Адонин – действующий директор. Почему, по-вашему, этот директор не подходит и его надо менять?
Судите сами. Летом по согласованию с местной властью Минэкономики назначило на завод нового руководителя. За 2 месяца предприятие показало прибыль почти в полмиллиона гривен. Но по какому-то наитию Абромавичус решает заменить этого руководителя другим – не имеющим никого отношения к отрасли, без руководящего опыта - сотрудником подразделения по безопасности Минэкономики – того самого Адонина, о котором Вы спрашиваете. Снова - долги по зарплате, перед Пенсионным фондом. Да, я настоял на проведении конкурса по отбору претендентов на должности руководителей предприятий. Конкурс провели дважды, безрезультатно для Адонина. Тогда в министерстве решили проводить конкурс в третий раз, где его таки протащили. На это-то заседание я и пошел. («"Два дня назад на конкурс (по отбору руководителя - ред.) предприятия порошковой металлургии (госпредприятие "Завод порошковой металлургии" - ред.) ходит друг от БПП под контролем Игоря Кононенко - Геннадий Чекита. Ходит здесь, лоббирует своих людей", - сообщил министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус, информирует Интерфакс-Украина. А чуть позже, народный депутат Сергей Лещенко сообщил, что г-н Чекита угрожал министру расправой - Главком)
Инициатором конкурсного отбора на должность нового директора были именно вы. Кого вы предлагали вместо Адонина? Почему нигде не называют его фамилии? Лишь говорят, что он 1960 года рождения?
В том-то и дело, что я не предлагал ни одной кандидатуры. Я настаивал на назначении по-настоящему эффективного руководителя. Без фамилий.
Кононенко вас просил присутствовать на этой комиссии?
Нет.
Как часто вам лично приходилось общаться с Айварасом Абромавичусом до его отставки? Пытались поговорить с ним после отставки?
Лично мы общались. Но до отставки. После – нет. На заседаниях профильного парламентского комитета в присутствии Абромавичуса на вопросы депутатов отвечали его заместители.
Айварас Абромавичус в интервью указал, что Кононенко пытается влиять на Укрхимтрансамиак, Госвнешинформ, Нацагенство по аккредитации Украины. Вы туда также ходите? Абромавичус сказал, что вы «приходите и сидите».
Еще раз: мое присутствие на заседаниях комиссий обусловлено полномочиями народного депутата и прямыми обязанностями защищать интересы избирателей и государства. А то, что я «прихожу и сижу»… Я же не Карлсон, чтобы летать.
Когда вы были депутатом в Одесском городском совете VI созыва, то возглавляли фракцию «Батькивщина». Почему в этом созыве парламента вы не в «Батькивщине», а в БПП?
Я был в «Батькивщине», но наступил момент, когда у нас возникли принципиальные разногласия по ряду серьезных вопросов. И «Батькивщина» и БПП были и остаются демократическими силами, реально отстаивающими интересы Украины.
Как считаете, после этого скандала Украине будет оказывать материальную помощь мировое сообщество?
Подобные скандалы не добавляют плюсов имиджу Украины. И люди, которые их провоцируют, должны это осознавать. Это и есть политическая ответственность.