Глава ГНАУ Александр Папаика: «Мы не должны создать концлагерь с неплательщиков»
Я не хочу говорить о том, что выгодно налоговой или нет.
Главный налоговик Александр Папаика – один из широкой когорты «донецких» во власти, пользуется репутацией «стопроцентного человека» Никола Азарова, который предсказуемо не стал отдавать ключевое ведомство в чужие руки. К фискальным методам, присущим Азарову, у предпринимателей накопилась масса претензий, которая вылилась в общий гул недовольства и «похороны» правительственного проекта Налогового кодекса. Сегодня стартовало всенародное обсуждение нового проекта, в котором убраны наиболее одиозные нормы. Папаика рассказал «Главкому», что ГНАУ будет рада любому варианту кодекса, который появится в результате.
Вам лично этот вариант кодекса нравится?
Я не хочу говорить о том, что выгодно налоговой или нет. Я – государственный человек и должен мыслить с позиций государства. В любом случае, я жду от этого кодекса положительного эффекта. И буду крайне доволен, если будет принят этот документ. Другое дело, удовлетворяет ли он потребности всего народно-хозяйственного комплекса и нас, как налоговиков, для выполнения финзадач. Но, в целом, я буду рад и счастлив, если такой документ будет принят. Это будут единые правила игры, и никому не будет дано право менять их по своему желанию. Во всем мире такое существует, и чем мы должны отличаться?
Так никто не спорит. Вопрос в том, какие это будут правила?
Другое дело, дадут ли те правила и нормы нужный экономический эффект и обеспечат ли выполнение социальных программ. Тут нужен обсчет, макроэкономические показатели. Почему сегодня возникают все эти страхи? Потому что мы сейчас делаем оценки, исходя из нынешнего состояния государства. И где-то ослабевают рычаги наполнения бюджета, где-то мы ждем, наоборот, улучшений.
Я сам из народного хозяйства и считаю, что любой налоговый механизм должен дать уверенность в ведении бизнеса и завтра, и послезавтра. И если бизнес будет хорошо работать, то за счет ускорения оборачиваемости восполнит те потери, которые были. Яркий пример тому – в свое время была прогрессивная ставка подоходного налога с граждан – 15 %.
Сейчас ее зафиксировали…
Я когда был депутатом, инициировал уменьшение этой ставки. После того как стало 13 %, мы получили колоссальный всплеск поступлений в местный бюджет. Мы вывели много средств из тени, из конвертов. И на каждом этапе экономического развития любая норма может сыграть колоссальную пользу и для одной, и другой стороны.
А с вами вообще советовались при подготовке этого кодекса?
Я как человек от науки, много читающий, эти знания держу для себя. Как у администратора, у меня есть аппарат, который участвует в экспертизе предложений, разрабатываемых Министерством финансов. Налоговая администрация сегодня по полномочиям – фискальный орган. Вы же знаете, как нас критикуют: мол, налоговая для себя записала какие-то нормы…
Но разве ГНАУ, как любой орган, не заинтересована в широких полномочиях?
Они забыли, что налоговая – это не отдельная контора. Это орган, которому доверено собирать платежи. Раздавать есть кому, а мы собираем, работаем на острие с налогоплательщиками. Убеждаем, рассказываем, показываем, где у него есть резервы, а если он будет нерачительно хозяйствовать, должны применить к нему такую-то норму закона, что будет такая-то ответственность. Но мы не должны быть пугалом, не должны создать концлагерь с неплательщиков. Налоговый кодекс должен урегулировать эти вопросы, и в первую очередь дать толчок нормальному ведению хозяйства.
И что вы собираетесь предпринимать, чтобы налоговую не считали «пугалом»?
Это культура, мы работаем над ней. Многие говорят – вот вы коррумпированные. А я спрашиваю – а вы не коррумпированные? И вы коррумпированные! Говорят – ваши взятки берут. Так не давайте! Он что – решает что-то? Решает руководитель, и если руководитель берет взятки, он несет ответственность по закону, и мы его хлопнем. А обычному инспектору зачем давать и развращать его этим?