Юрий Щербак: «Обама встретился с Януковичем в обмен на уран»
Первая встреча Виктора Януковича с Бараком Обамой ознаменовалась отказом Украины от 90 килограммов обогащенного урана, находящегося на территории Украины.
Первая встреча Виктора Януковича с Бараком Обамой ознаменовалась отказом Украины от 90 килограммов обогащенного урана, находящегося на территории Украины. Такого количества урана вполне достаточно для создания ядерных боеприпасов, что вызывало понятную обеспокоенность закрытого «ядерного клуба». Использование же этого урана в качестве топлива для наших атомных станций, по мнению экс-уполномоченного Президента по энергетической безопасности Богдана Соколовского, сопряжено с технологическими сложностями и не стоит того.
Теперь одной проблемой меньше – Янукович ввел своим указом в действие резолюцию СНБО, который на своем первом заседании в новом составе решил избавить Украину от запасов высокообогащенного урана, использовавшегося для исследовательских целей. До 2012-го года контейнеры с материалом будут доставлены в Россию.
Оппоненты Президента поспешили обвинить его в сдаче национальных интересов. Хотя Украина и обязалась в свое время выполнять Договор о нераспространении ядерного оружия, «выторговать» за свою сговорчивость, по их мнению, она могла больше. Пока же непонятно, что получил Киев взамен, кроме 250 миллионов долларов на обеспечение безопасности ЧАЭС и имиджевой встрече Януковича с Обамой. Зато в ключевом договоре о СНВ Украина, вопреки ожиданиям, не упомянута, и безопасность нашей стране со стороны сверхдержав по-прежнему гарантируется устаревшим Будапештским меморандумом.
Бывший посол Украины в США Юрий Щербак, заявлявший в свое время, что возобновление ядерного статуса добавит Украине авторитета в мире, поделился с «Главкомом» своей версией последствий визита Януковича в Вашингтон.
– Самое странное в этой истории то, что абсолютно непонятно, что мы получаем взамен, – говорит Щербак. – Это продолжение политики угодливости и вассальной политики по отношению к Москве, когда любые ее требования и запросы выполняются немедленно. Почему нужно передавать эти запасы Москве? Какой будет компенсация? Это очень плохой знак, и не стоит таким образом действовать ответственному руководителю государства, если он, конечно, блюдет государственные интересы.
Но ведь информация об отказе Украины от урана была обнародована отнюдь не Москвой, а американцами и они, мягко говоря, не были очень расстроены.
Американцы выполняют свои задачи – они борются с распространением терроризма во всем мире. Но они не должны это делать за счет Украины, потому что мы и так свою лепту давно внесли, не получив особо серьезной компенсации. И не получили сейчас гарантий нашей безопасности при подписании договора по СНВ, хотя это обещал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. А обнародование этих данных – это маневр на упреждение, чтобы нельзя затем было отказаться.
Что обещали нам американцы, трудно сказать. Может, это 250 миллионов долларов на ЧАЭС или что-то еще. Но в ядерном вопросе США должны сконцентрировать свое внимание на Иране и Северной Корее, а не на Украине. Мне кажется, что они просто избрали слабое звено, людей, которые стоят на коленях и молятся каждому ветру с Севера. Представить себе тот же Израиль в такой ситуации просто невозможно, хотя он является клиентом США № 1, получает от них военную и финансовую помощь. Но, тем не менее, никогда не идет на уступки, если это противоречит интересам национальной безопасности.
А какие запросы мог со своей стороны предъявить Киев?
Есть масса предметов торга – и финансовых, и политических. Если Президент принимает участие в переговорах, он должен обязательно иметь при себе все варианты требований, даже максималистские и невыполнимые. Хочу напомнить, что когда Сталин вел переговоры с англичанами и американцами в Ялте, то когда они что-то там потребовали, он в ответ потребовал Гибралтарский пролив в качестве базы для советского флота. И те сразу сняли свои требования, хотя это был блеф, конечно, полный. Наверно, надо учиться немножко быть геополитиком и думать об интересах и чести своей страны.
А вы, в принципе, допускаете, что Янукович мог выторговать вполне достойные компенсаторы?
Руководитель после переговоров всегда старается похвастаться теми успехами, которые он получил. Если говорить о Чемберлене, который бравировал тем, что Мюнхен решает все вопросы безопасности, то он, конечно, глубоко заблуждался. Но всему английскому народу рассказывал, как здорово теперь будет, потому что он получил клочок бумаги от Гитлера. Это, конечно, крайние примеры, но руководитель должен четко заявлять, что получено, если только это не тайные сделки, которые просто немыслимы в этом информационном мире.
И когда эта информация всплывет?
Было очень неопределенное заявление по поводу того, что это произойдет к следующей конференции. Но это я так понял. Может иметь место и попытка со стороны Украины играть на задержку всех этих процессов – сказать «да», но делать все наоборот. Но эта игра очень опасная, потому что с американцами, как показывает опыт, шутить таким образом не следует. Думаю, в ближайшие несколько месяцев этот вопрос прояснится, потому что те же американцы могут кое-что рассказать. К тому же, решается вопрос со старыми ракетами СКАД. Это хлам, конечно, никому не нужный, который лежит еще с 50-х годов, но люди все равно должны знать, что страна получит взамен. Это закон для любого нормального демократического государства.
Вы согласны с распространенным в последнее время мнением, что Штаты и Запад просто закрыли глаза на происходящее в Украине, и тема встречи Обамы с Януковичем – тому подтверждение?
Естественно. Мы скатились до уровня пятидесятых приоритетов для них, если не ниже. Я еще думал: что может интересовать американцев на этих переговорах? Оказывается, их этот уран волнует и как бы он не попал к каким-то «плохим мальчикам». Но это неуважительный подход к пятиразрядной стране, при всех красивых минах, которые Обама умеет делать. Это нельзя назвать стратегическим сотрудничеством.
Зато Обама лично встретился с Януковичем. Может быть, это стоило того?
Очевидно, это и было причиной. Я не очень верил, что им удастся встретиться, потому что конференция огромная. Мы не знаем, сколько времени продолжалась эта встреча, но, слава Богу, что она состоялась, иначе была бы совсем неприятная история. И не исключено, что именно уран подвиг их на эту встречу.