Андрей Пышный: «Для Яценюка с его портфолио не было проблемы стать первым вице-премьером»
Наши представители пойдут в те советы, где «Фронт змин» юридически представлен
Власть услышала молитвы Арсения Яценюка, и, похоже, все-таки позволит его партии принять участие в местных выборах. Норму об обязательной регистрации региональных партийных ячеек за 365 дней до даты выборов, коалиция обещает убрать. Впрочем, «правая рука» Яценюка, его друг и заместитель в партии Андрей Пышный утверждает, что «Фронт змин» был готов к любым вариантам участия в этих выборах. Пышный рассказал «Главкому», зачем его партия меняет цели, как он участвовал в праймериз конкурентов и почему один Яценюк плодовитей всей Администрации Президента.
– Давайте пока исходить из того, что выборы пройдут по еще неисправленному закону, – начал Пышный. – Наши представители пойдут в те советы, где «Фронт змин» юридически представлен. А это по вновь измененному закону всего-навсего 18 областей плюс 10 районов Киева. В тех областях, где мы не зарегистрированы после 31 октября 2009 года, наши представители должны идти и отрабатывать кампанию на мажоритарных округах. В чужих списках наших однопартийцев не будет.
Но есть много мелких партий, зарегистрированных еще в 90-х годах, которые с удовольствием предоставят вам свои услуги, а после выборов вам ничего не мешает оформить в местных советах фракции «Фронта змин».
По поводу технологии можно фантазировать очень долго, но обеспечить партийную дисциплину в случае прохождения через другие партийные списки невозможно. И вот почему: для того чтобы пойти по чужому партийному списку кандидат должен прекратить членство во «Фронте Змин» и стать полноценным членом другой партии приняв на себя безоговорочно обязанность выполнять программу и устав этой партии. Мало того, что такая форма участия в выборах – откровенный обман избирателя еще раз доказывающий, что украинская политика «имела ввиду» такие понятия, как программные принципы и партийную ответственность, так этот депутат, пройдя в совет, не будучи связанным членством в партии, становятся практически неуправляемым. Это дискредитация политической партии которая пойдет по такому пути и ее идеологии. У нас нет задачи просто завести людей в списки любой ценой, у нас есть задача войти в советы, взять участок работы и показать результат. Это будет принципиально другой подход, и в ближайшее время, когда стартует кампания, вы это увидите.
Погодите, но мажоритарщики по новому закону также обязаны быть привязаны к какой-то партии…
Верно, но в мажоритарной кампании есть одно существенное отличие: кандидат –мажоритарщик в отличии списочников становится перед избирателем лицом к лицу и не прячется за партийной вывеской. При такой постановке первична публичная позиция кандидата, а партийность отходит на второй план. Наши же кандидаты будут публично связаны с общественной организацией «Фронт змин».
Она не может выдвигать кандидатов.
Технически вы правы, но политически ничто не мешает «Фронту змин» и кандидату мажоритарщику вести совместную кампанию. Иными слова, функция партии, которая представлена в округе, ограничивается выдвижением. И на этом ее роль закончится в принципе. Дальше мы публично берем за этого кандидата в депутаты всю полноту политической ответственности.
Эти технические партии в каждом регионе будут разными?
Возможно. Это, на самом деле, технический момент, обсуждать который не вижу смысла. Одно точно могу сказать – наших людей в чужих списках не будет.
Значит ли это, что все-таки с кем-то одним об общем проекте не договорились?
Политика сама по себе – это бесконечный переговорный процесс, бесконечный поиск партнеров и бесконечная борьба с оппонентами. На каком этапе переговоры с потенциальными партнерами – не знаю, это у Арсения надо спросить. Вы же интересуетесь принятыми решениями. Так вот, на сегодняшний день, говорить о том, что в рамках избирательной кампании в местные советы пойдет некое политическое слияние, не приходится. Во всяком случае, пока такого решения нет.
Вы сказали, что если проводить по чужим спискам людей, то их потом будет сложно контролировать…
Абсолютно нереально.
Но ведь мажоритарщиков – еще сложней. Вот кого регионалы ждут с распростертыми объятиями в свои коалиции на местах.
Это вопрос качества и ответственности людей, которых мы представим. Убежден, что там, где мы публично заявим о поддержке того или иного кандидата по мажоритарному округу, у нас будет и идеологическая, и эмоциональная, и партийная, и мотивационная связь. Человек будет вместе с Фронтом выстраивать свою перспективу. Если такого человека в этом регионе пока нет, мы открыто об этом скажем. Но заводить людей в списки и терять с ними всяческую связь… А потом что – приходить к избирателю и оправдываться? Ой, вы знаете, не сложилось, в следующий раз будем более ответственно подходить к подбору этих людей, а еще в следующий – продумаем головой, как на них влиять, а если и это не поможет – будем придумывать что-то третье.
Куда бы вы не посмотрели, – на оппозицию, на власть – идет постоянный дрейф и нескончаемые дискуссии об императивном мандате, об ответственности депутата, на самом же деле, ключевая проблема в том, что политическая коррупция стала нормой. И корень проблемы – закрытые списки на всех уровнях представительской власти.
Всем известные силы, которые больше всего пострадали от политической коррупции, покаялись и пообещали, что больше ни-ни, никаких лозинских и прочих котов в мешке. Сейчас они громко анонсируют технологию праймериз, чтоб все было на виду… А какие вы собираетесь применять механизмы избавиться от недобросовестных желающих пройти в местные советы на вашем горбу?
Первое – это открытая конкуренция внутри партийной структуры. Территориальные партийные организации во многом сами проведут этот отбор. В списке будут только те, кто ведет открытую политическую деятельность. Там не будет ни «парашютистов», ни «темных лошадок». В публичную политику, с «Фронтом Змин», пойдут люди, которые уже сегодня работают либо в рамках партийных проектов – это и «Школа власти», и региональные представительства «Уряду змин», имеют историю взаимоотношений с партией, общественной организацией «Фронт змин». Те, кто прошел с нами и период роста, и почувствовали вкус проигрыша президентской кампании. Помните – лето прошлого года?
Об этом мы еще поговорим.
За последние 9 месяцев партия прожила непростой, но интереснейший этап в своем развитии – сделали работу над ошибками, приняли непростые решения, изменить ход процесса, по сути, на марше, отделили зерна от плевел… При этом требовательность не уменьшилась, а наоборот, оппозиционная деятельность – это серьезное испытание. Тем не менее, за это время от нас не ушел по собственному желанию ни одни из региональных руководителей. Все замены инициированы Бюро партии. Более того команда пополнилась… А с кем, если не с теми, кто вместе с тобой создавал партию и прожил этот год? Искать кого-то сейчас – это значит вылавливать этих людей потом в местных советах в других фракциях. Еще раз – там, где мы сможем отвечать за людей, мы об этом скажем, там, где нет – тоже откровенно признаемся. Депутаты, которых мы представим, – это будет совершенно иное качество, поверьте. Не хочу сегодня, до официального старта кампании, раскрывать некоторые моменты, но мы подтвердим это не только заявлениями.
А праймериз не собираетесь организовывать?
Я не верю в технологию праймериз по-украински. Это модно, и не более… У нас извращена суть процесса, которая может дискредитировать праймериз как таковой надолго. Что такое праймериз – механизм внутрипартийной конкуренции, при котором члены партии определяют кто из их числа наиболее достоин представить партию на выборах. У нас же праймериз превращен рекламную кампанию и это скорее массовка или если хотите декорация для партийного лидера. Идем дальше. Для чего нужен праймериз? Для того, чтобы определить лучшего кандидата от партии для выдвижения в местные советы. Что нужно человеку для того, чтобы принять решение, кто из предложенных кандидатов по его мнению лучше представит его партийные интересы? Правильно, информация! Будучи в родных Черновцах, я ради интереса сам принял участие в таком праймериз. Молодые люди, которые должны общаются с людьми, голосующими в праймериз, не смогли ответить ни на один вопрос. Мне дали сложенную вчетверо открытку, в которой значился десяток фамилий. На столе, правда, лежала еще и брошюра. В списке я обратил внимание на только окончившего ВУЗ парня 22 лет, который собирается представить мою семью в горсовете. Я спросил: что за ним? Мне ответили: ну возьмите, почитайте, но мы не можем вам дать почитать. Ну так, ребята, это праймериз или театр одного актера? Как в них может участвовать человек, который только сегодня возник и информации о котором нет? По фотографии что ли определять его уровень? Политика по принципу: красивый анфас – отлично, на борды и в праймериз! А дальше что?
Ну, в закрытых списках даже анфаса не увидишь.
Закрытые списки – беда, не меньше чем подобные праймериз создающие иллюзию выбора! Списки нужно открывать, и людей показывать и нести за них ответственность. В наших списках будут те, кто прошел с нами путь, а мажоритарщики будут открыто бороться на округах.
Почему, кстати, вы так поздно занялись регистрацией региональных ячеек?
Напомню, как развивался процесс: общественная организация была преобразована в политическую партию. Инициатива Арсения Яценюка «Фронт Змин» стартовала в декабре 2008-го. После образования в более чем 700 населенных пунктах были созданы общественных приемных, пошел процесс их преобразования общественной организации в партийную структуру, в первую очередь там, где у нас были активные представители. И этот процесс был проведен в октябре-декабре. Если помните, мы в конце ноября 2009-го провели партийный съезд, на котором были представители партийных организаций уже со всей Украины. Ноябрь – как раз период активной регистрации партийных организаций, и именно это, думаю, стало причиной того, что в закон о местных выборах была внесена норма о регистрации региональных организаций до 31 октября.
Партия – это процесс, а партийное строительство – это постоянная деятельность, поиск, прекращение которого неизменно приводит к краху. Мы проходим, непростой путь становления. В идеале при сформатированном в рамках политической партии социальном запросе партия, чтобы доказать свою жизнеспособность, должна пройти три вехи в своем развитии. Местная, парламентская и президентская кампании. В нашей ситуации все получилось по-особенному. Одновременно с ведением президентской кампанией формировалась общественная организация, по ходу развития которой произошло преобразованная в партию, и только сейчас – местная кампания и в 2012-м – парламентская.
С кем, кстати, вы будете формировать большинство на местах? С кем ни в коем случае не будете?
Местные советы – это совершенно отличный от парламента формат политической деятельности. Там работать надо, а не политикой заигрываться. Пройдем кампанию, увидим результат – тогда и примем решения о форматах нашего участия в решении проблем каждого отдельно взятого региона. А что касается того, с кем нам не по пути, так это, я думаю, с коммунистами.
Один из ваших несостоявшихся партнеров сетовал, что Яценюку на самом деле не особо интересна местная кампания, а основные силы вы собираетесь бросить на парламентскую и затем на президентскую. Насколько после президентских выборов у вас есть мотивация для участия в местной кампании?
Прямая. Более того, мы с этого и начинали. Я скажу про проект «Школа власти», который уже год развивается, а вы сами оцените нашу мотивацию. Еще летом прошлого года на уровне центрального штаба была сформирована группа из 15 ведущих экспертов по разным направлениям (медицина, ЖКХ, соцобеспечение, местные бюджеты, инвестиции, градостроительство), потом по этим направлениям активистам, которые пришли в общественную организацию на уровне областей, было предложено сформировать группы и подготовить проекты изменений. Предложили написать проект, который буквально касается конкретного района, конкретного города – описание проблемы, изучение вопроса и реальное предложение. Конечно, было много имитации деятельности – написано порядка 16 тысяч проектов, в работу было вовлечено порядка 100 000 активистов. Из проектов экспертной группой были отобраны 1200 действительно качественных, по которым хоть сегодня можно готовить проекты решений местных советов и внедрять! К примеру, проект по запуску ледового дворца в Харькове, улучшению качества воды в Днепропетровске, экологии в Кривом Рогу, туризму во Львове, оптимизации бюджета Сум, организации среднего образования в селах Черниговской области и прочие. Идя на выборы, наши люди будут позиционировать себя, как специалистов в определенной сфере и говорить избирателям, о конкретных вещах, о том за что они готовы нести ответственность. И, заметьте, этот проект мы начинали не сегодня, как праймериз, а год тому назад, поэтому, конечно, рассчитывали, что наши люди будут представлены в местных советах. Ведь власть, на самом деле, именно там начинается.
Давайте о другом вашем проекте – оппозиционном правительстве. Смысл «Уряду змин», как я его понимаю, был в раскрутке новых лиц, но эта задача так и не была выполнена.
Рано вы подводите итоги проекта, который рассчитан как минимум до 2012 года. А давайте вместе посмотрим на этих лиц, и вы сами их оцените. Генерал-майор Башкиров, с которым вы только, что пересеклись у входа – боевой генерал, награжденный орденом «Красного звезды», который руководил дивизией стратегической ядерной авиации. Человек, знающий суть вопроса, умеющий принимать достаточно жесткие решения, прошедший с нами всю кампанию, оставшийся с нами, и готовый отвечать своей репутацией и своими знаниями. Гриневич Лилия – педагог от Бога, автор системы независимого тестирования…
Но я спрашиваю не о качестве, а об известности.
А вы считаете, что известность свидетельствует о качестве?
Для оппозиции, может быть, да.
Не соглашусь. Качество должно быть всегда в основе любой деятельности. Нет прямой связи между известностью и профессионализмом. Я могу с вами согласиться, что внимания этим людям нужно уделять больше, потому что им есть что сказать и, если хотите, у них есть чему поучиться. В повестке дня вопросом номер один у нас стоял вопрос запуска реальной экспертной работы, что наполнит содержанием оппозиционную деятельность, а вопрос раскрутки, пиара – на этом мы сконцентрируемся ближе к избирательной кампании.
Но ведь вы фактически варитесь в собственном соку. Кто знает о заседаниях вашего правительства, о решениях, которые вы там принимаете?
И снова готов с вами поспорить. За два с половиной месяца работы народный депутат Арсений Яценюк внес в парламент комплексные законопроекты практически по всем направлениям деятельности «Уряду змин». Антикорупционный пакет, защита свободы слова, образование, внешняя политика, бюджетная и налоговая сфера… И это один депутат, у которого нет комитетов и фракции в 150 человек. Мы даем в количестве и, главное, в качестве законопроектов фору Администрации Президента и Кабмину!
Это было бы прекрасно, если бы АП приглашала Яценюка, вас, Башкирова и обсуждала ваши предложения. Но ведь никакого диалога нет. Вся ваша деятельность направлена на то, чтобы писать эти законопроекты в стол?
Законопроекты поданы в парламент, являются политической позицией партии по тем или иным направлениям, отстаиваются в комитетах. А ваш вопрос переадресую на Банковую, хотя ответ понятен – просто власть, в принципе, не готова никого другого слушать. Например, Яценюк предложил вариант выхода из ситуации с 5-м каналом и ТВі, чтобы прекратить дискредитацию государства. Внес законопроект о «нулевом варианте», чтобы закрыть эту тему. Внес по свободе слова законопроекты, Налоговый кодекс… Берите и пользуйтесь. Власть ведь наплодила такой колоссальный объем бесполезных бестолковых документов.
Возвращаясь к известности и количеству – эти вопросы для нас второстепенные. Мы доказываем, что даже один оппозиционный депутат, пользующийся поддержкой, может организовать свою деятельность таким образом, чтобы было о чем конструктивно поговорить в зале парламента. И не просто бла-бла, а по конкретным предложениям. Время попсовой политики пройдет очень быстро, и люди вынуждено вернутся к содержанию. У страны выбора нет – захлебнемся ведь. В 2012 году мы должны будем 3,5 миллиарда заплатить только по кредитам МВФ, в 2013-м – 6 миллиардов. Внутренний производитель лежит. И еще хотим повесить себе на шею китайский кредит в 8 миллиардов. Политическая попса скоро отойдет, можете не сомневаться.
Буквально год назад Яценюк был однозначным №1 из когорты относительно новых политиков, его заявления лучились оптимизмом, многие в нем видели едва не готового Президента. А теперь с местными выборами у вас известные проблемы, и не факт, что партия преодолела бы барьер, будь сейчас парламентские. Кто несет за это ответственность? И верите ли вы в Яценюка в долгосрочной перспективе?
За все, что происходило и происходит с партией, ответственность несем мы. Арсений, я, члены политсовета, люди, которые принимают решения в партии. Я не просто верю в Яценюка, мы делаем все, чтобы он состоялся, как национальный лидер. Знаю его практически всю сознательную жизнь и могу уверенно сказать, что это человек, который в состоянии вырабатывать и принимать решения и по масштабу, и по сложности сопоставимые с теми вызовами, которые стоят перед страной сегодня. Политик – это человек, который в своем активе имеет и победы, и поражения, который в состоянии проанализировать ошибки, принять непопулярные решения, понести ответственность, сформировать команду. Сегодня Арсений прошел большую часть этапа становления национального лидера. Мы будем в парламенте, можете даже не сомневаться. Яценюк – самодостаточная величина в украинской политике, и эта величина будет только расти.
И что ж на президентских выборах не получилось? Ошиблись только в стратегии и позиционировании?
Да уже девять месяцев почти прошло, и каждый раз все к этому возвращаются. Это говорит о том, что люди были определенным образом разочарованы. А я считаю, что в этом разочаровании заложен колоссальный потенциал. Люди сегодня смотрят на Арсения и думают: «Ты же можешь больше!» И он даст больше. О кампании 2009 года можно уже не вспоминать, мы из нее вынесли колоссальный багаж опыта. Это была первая кампания для него и практически для команды. Назовите мне еще одну политическую команду в этой стране, которая начинала с президентской кампании.
Гриценко.
(улыбается) Ну, хорошо.
Многие ваши потенциальные союзники жалуются, что Яценюк слишком недоговороспособен. Почему у вас, скажем так, ни с кем не получается?
Знаете, проблема нашей политики как раз в том, что все чересчур договороспособны. Нельзя путать недоговороспособность с принципиальностью. Для людей, которые в украинской политике давно, грани между этими вещами практически не существует. Договориться и поделить – не вопрос, а дальше что? Что со страной делать будем? Дальше – долги перед МВФ, дефицит Пенсионного фонда, дефицит бюджета, МВФ, как теневое правительство … Нам глубоко не безразлично, что в какой стране жить. Хочу, чтобы мои дочки жили в этой стране, убежден, Арсений – точно так же.
Бывший руководитель крымского «Фронта змин» Сергей Василенко, ныне пребывающий в группе «Право выбора», в интервью нашему изданию утверждал, что в процессе формирования коалиции Яценюку сулили должность первого вице-премьера с контролем над экономическим блоком, а нунсовцам обещали отдать Минфин и Минэкономики. Почему сорвалось? Что за амбиции и у кого взыграли?
Я – не депутат и не являлся, слава Богу, участником этих переговоров. Поэтому комментировать слова Сергея Василенко не могу. Одно знаю точно, для Яценюка с его портфолио не было проблемы стать первым вице-премьером. Если бы, конечно, стояла такая задача. Но дальше что? С кем? Над чем работать? А вот тут Арсений, я так понимаю, ответов не получил, поэтому сказал: «Ребята, у каждого свой путь».
«Мы пойдем другим путем»… И не считаете ли теперь ошибкой уход в оппозицию? Имели бы сейчас, как Тигипко, более видную площадку для пиара. Если не нравится слово «пиар», то для донесения какого-то своего видения. Законопроектам бы вашим больше внимания уделялось.
Что лучше – быть в оппозиции или во власти? Однозначно, во власти, потому что мы ведем политическую деятельность не ради того, чтобы находиться в оппозиции. Цель любой политической деятельности – власть и реализация программы, своего понимания вектора развития. Но если две эти составляющие не складываются, то остается власть, как самоцель. А теперь сами оцените, есть ли эти составляющие у Тигипко. Власть есть, камеры есть, а результат, действия где? Вот я в нашем оппозиционном правительстве отвечаю за экономический блок, банковскую сферу, слежу за оптимизацией государственных финансов, всю свою сознательную жизнь проработал банкиром. Дайте мне что-то проанализировать! Пусто. Они проработали полгода – и что на выходе? Пустые политические заявления. Налоговый кодекс – туши свет, бросай гранату. Программа социально-экономического развития – вообще не о чем говорить. Возможно, есть некоторые подвижки в вопросах дерегуляции, но я посмотрю, как это будет реализовано. Ведь мало принять закон, если чиновничий корпус некачественный. А с ним что делать? Внутренний саботаж тоже нужно продавливать, и тут нужно действовать, а не пиариться.
Исключительно ваше личное мнение: Тигипко хлопнет дверью перед местными выборами?
У Тигипко полно консультантов, уверен они найдут решение.
А кто у вас сейчас консультанты?
Рассматриваем несколько концептуальных решений, предложенных разными командами. За несколько дней определимся и, если будет интерес, объявим. Могу сказать, что в команду вернулись люди, с которыми мы начинали. Да и свои кадры удалось за этот год неплохо подготовить.
Почему недавно в уставе «Фронта змин» поменялись цели на более привычные для большинства партий? Уже нет желания сделать Киев центром цивилизаций, а Украину сильной страной? Или не захотели возможной конкуренции с «Сильной Украиной»?
Речь не в конкуренции. В первую очередь, это связано с тем, что внутри партии есть дискуссия. Если вы вспомните еще хотя бы один пример изменения целей и задач функционирования партии у наших коллег, то напомните мне.
Не вспомню, потому что на уставы партий редко кто обращает внимание.
Верно. К сожалению, в Украине уставы и программы это формальность. Мы прошли президентскую кампанию, которая была выстроена в некой позиционной рамке. Эта рамка воспринималась далеко не однозначно. Проанализировав эту кампанию, обсудив этот вопрос на совете партии и проведя съезд, мы приняли решение об изменении целей. Были такие же позиции, как у вас: мол, разница в деталях, которых никто не заметит, а заметят больше сам факт изменения устава. А в нашей ситуации это может рассматриваться как посыпание головы пеплом. А честным когда быть, если не сейчас?
Мы изменили структуру управления, состав руководящих органов партии, ввели систему внутрипартийного контроля, провели внутрипартийную дискуссию и выработали другой формат целей и задач. Мы об этом открыто заявили. Политическая партия – это не АО, где главное – получение прибыли и все решает мажоритарный акционер. Почему никто больше не меняет цели и задачи, а сам факт регистрации уже говорит о том, что цель – создание партии – выполнена? У нас же и тот устав, и этот являются предметом дискуссии. Яценюк – лидер, носитель рейтинга, публичный политик, который является основой политического движения. Но сегодня – он далеко не один. Яценюк – это 26 организаций, 700 политических структур, совет, съезд партии, люди, которые могут оппонировать, аргументировать свою позицию.
А знают все равно одного Яценюка. И по поводу партии как «живого организма». Всегда есть опасность, что излишняя демократия в партии может привести к тому, к чему пришла «Наша Украина».
А что из себя представляла «Наша Украина»? Всегда ведь путают партию и блок НУНС – это абсолютно разные вещи.
Там и до блока были проблемы.
Решение о конфигурации блока практически похоронило перспективы «Нашей Украины» как политической партии. Да, там было достаточно много демократизма, но были и «царьки», «лидерки». А в нашей ситуации есть некое единоначалие, некая базовая позиция, но она не является аксиомой. И чтобы позиция лидера стала позицией партии, лидеру надо донести и объяснить ее.
Кстати, насколько сейчас сопоставимы рейтинги вашего лидера и партии?
Практически без погрешности. Если говорить технологическим языком, электоральная конвертация рейтинга политического лидера в рейтинг партии проходит практически без потерь. И это, на самом деле, наш результат, потому что год назад политической партии «Фронт змин» не существовало.
Если в ходе дискуссии был изменен устав партии, то не стоит ли задачи сделать полный ребрендинг? Не ассоциируется «очкарик»-экономист Яценюк с «фронтовиком». Вам же об этом уже наверняка говорили.
Да, многие об этом говорят. Очень многие воспринимают слово «фронт», и это подтверждено фокус-группами, исходя из визуальной кампании, которую мы вели на президентских выборах. Военные действия, борьба… «Фронт» же имеет несколько другое содержание.
Типа фронт действий?
Абсолютно правильно. Как «авангард»… Поэтому ребрендинг и некое позиционирование уже ведется. Пусть будет фронт действий, а если возникает необходимость вести открытую политическую борьбу, значит тогда «фронт» в значении борьба, оппонирование, «кость в кость». На самом деле, это очень глубокое слово.
Электоральное ядро «Фронта змин» – это до сих пор западные области. Это соответствует вашей стратегии? Не тесно ли вам на поле, где очень много конкурентов?
Наша стратегия – это вся Украина. Да, сегодня уровень поддержки на Западной и Центральной Украине выше. Будем ли мы заигрывать с этими регионами в ущерб Востоку? Мы заигрывать вообще не будем. Политическая попса, о которой мы говорим, уничтожит нашу перспективу как таковую.
Во время своей президентской кампании Яценюк относил к такой попсе вопросы русского языка и НАТО. Как вы считаете, они уже отошли на второй план или будут актуальны и на следующих выборах?
Они никогда и не были на первом плане. Это продукт фабрики политического ширпотреба. У темы русского языка – сумасшедшая капитализация, в нее вложили не одну сотню миллионов долларов, но ее не существует, как первоочередной проблемы. Это как гастроль – с артистом «Русский язык» будут ездить по всей Украине еще не один год. Давайте лучше поговорим о налоговой реформе. Но вопрос – с кем? Я был на таком обсуждении Налогового кодекса с предпринимателями и много интересного для себя вынес. Этот разговор проходил в режимном объекте, а его участников отбирала районная налоговая администрация. Все выступления были под бумажку и четко регламентированы. Резолюция роздана до обсуждения. Вот и обсудили. Так мы еще обсудим пенсионную реформу, медицину, образование. И о чем дальше говорить?
У Яценюка на президентских выборах было достаточно неплохое финансирование. Вы проводили аудит, насколько средства эффективно были использованы, потому что много слухов ходило о нецелевых растратах? И почему сейчас спонсоры отвернулись от партии?
Не верьте слухам. А почему вы считаете, что отвернулись?
Была информация о задержках зарплат, причем выплеснувшаяся наружу, когда на вас хотели подать в суд ваши же юристы.
Долгов не было и нет. Как не было и нет исков. Есть очередная интернет-кампания. Была запущена информационная волна, которая привлекла больше внимания, чем политическая позиция. Могу сказать, что все расчеты в рамках президентской кампании закрыты. После выборов мы провели аудит, отчитались о деньгах, потраченных на кампанию, – за отчетом, пожалуйста, в ЦИК. И эффективность трат оценили, и выводы, безусловно, сделали. Конечно, в дальнейшем будем тратить по-другому.
По-другому – это как?
Правильно. Сейчас с финансированием все абсолютно нормально. Но помните старую пословицу: денег и патронов много не бывает. Партия функционирует, избирательную кампанию в местные советы проводим, бюджет имеем.
И какой это бюджет?
Стартует кампания, приходите – отвечу.
А кто сейчас финансирует партию? Когда проект только начинался, то весь такой независимый Яценюк говорил, что будет, как Обама, собирать с миру по нитке – посредством тех же СМС. И как – получается собирать с «миноритариев» и не зависеть от крупных инвесторов?
По-разному. Фамилии всех этих людей опубликованы на сайте. Позвоните этим людям и проверьте. Помню, был случай, когда один человек перечислил нам полторы или две тысячи гривен, но потом у него произошел конфликт с руководством местной организации и он потребовал эти деньги вернуть. Сошлись на том, что я перечислил их в детский дом. Обратная связь с этими людьми у нас всегда существовала.
Чем запомнится, на ваш взгляд, будущая парламентская сессия? Будут ли регионалы окончательно переписывать законодательство под себя и как оппозиция может им воспрепятствовать?
Я могу сказать, чем не хочу, чтобы она запомнилась. Не хочу, чтобы она запомнилась потерянным шансом, потому что у этой Верховной Рады еще есть шанс внести изменения в закон о местных выборах. Сегодня практически все ведущие мировые политики и эксперты высказались по поводу антидемократичности этого закона. Мы прошли испытание 2004-го года, когда с третьего захода сдали экзамен на демократию, прошли президентскую кампанию, которая была признана демократической. Разве вопрос стоит того, чтобы местная кампания обнулила наш демократический багаж?
Второе – Налоговый кодекс. Политическая возня отходит, а такие документы формируют основу экономического благосостояния страны. Не хочу, чтобы его общественное обсуждение превратилось в окончательную профанацию, в которую оно сейчас превращается.
Вы говорите о шансах парламента. А давайте о шансах оппозиции. Одни говорят, что эта власть пришла надолго и дальше будет идти бульдозером, другие – что она может уйти так же быстро, как и пришла. Но для этого должна появиться альтернатива. Откуда ей взяться? Вы в одиночку ничего не можете сделать, а объединяться с другими желанием не горите.
Некий формат совместной деятельности оппозиционных партий мы вынуждены будем найти. Но все очень непросто. Того, кто в состоянии был бы консолидировать сегодняшнюю оппозицию, я не вижу.
А Яценюк?
Ну, мы же с вами говорим реально. Яценюк в состоянии и оппозицию возглавить, и эффективную власть построить, но нормальный этап оппозиционной работы начнется тогда, когда изменится отношение к оппозиционной деятельности, как к деятельности отдельно взятого человека. Сегодня есть оппозиционная деятельность имени Юлии Тимошенко, Анатолия Гриценко, наверно, и Арсения Яценюка. Мы готовы к переговорам, для нас это деятельность с чистого листа, но все зависит от того, готовы ли наши коллеги по оппозиции, приложившие руку к сегодняшнему плачевному состоянию страны, согласиться на альтернативное видение. И если за столом переговоров, становится очевидно, что ничего не меняется в принципе и никакого движения вперед быть не может, тогда и разговор преждевременный.
Как минимум, позиция ваших оппозиционных коллег-конкурентов не меняется в том, что Яценюк – конформист и «карманная оппозиция».
Что вы называете конформизмом: 700 000 подписей протеста собранных нами против Налогового кодекса, более 30 законопроектов за полгода, более чем однозначную и жесткую политическую позицию по вопросам внешней политики, газовых соглашений, прописки Черноморского флота? Ни по одному из резонансных вопросов Яценюк не промолчал, а более того, предложил решение. Упрекать всегда легче, чем делать. Время и народ всех рассудит.
При нынешней поступи регионалов не боитесь, что украинскую оппозицию ждет судьба российской в лице бутафорских ЛДПР, м «Справедливой России»?
Боюсь. Как гражданин, я хочу, чтобы в стране были эффективная власть и сильная оппозиция. Конечно, власть будет стараться давить на оппозицию, поскольку любая эффективная оппозиция неизбежно становится властью. Но если действия власти и позиция парламентской оппозиции будут такими, как сейчас, то, угроза вполне реальна. Возьмите опять же закон о местных выборах. БЮТ не сильно волнует, что из подсчета, да в принципе из избирательного процесса, выбиты Гриценко, Яценюк, Кириленко. Главное, что они в порядке. Давайте сейчас поговорим о конформизме… Нельзя позволять власти делать базовые вещи, которые действительно угрожают превращению оппозиции в карманную, и возвращают в страну феодализм. В конце июля Арсений призвал депутатов поставить подписи под обращением в КС о неконституционности нового закона о местных выборах. Разве депутаты от оппозиционных фракций не понимают, что закон о выборах уничтожает избирательную систему? Так почему не подписывают? Смешные люди.