Губернатор Сумской области Юрий Чмырь: Поставили задачу получить большинство в областном совете

Губернатор Сумщины Юрий Чмырь – один из самых молодых в когорте руководителей регионов, моложе него только губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул. В отличие от 36-летнего Вилкула, которому досталась в управление область, где можно насчитать десятки работающих промышленных гигантов, 38-летний Чмырь взялся за регион, который традиционно считается депрессивным.

«Главком» продолжает знакомить читателей с представителями команды Виктора Януковича в регионах. Губернатор Сумщины Юрий Чмырь – один из самых молодых в когорте руководителей регионов, моложе него только губернатор Днепропетровской области Александр Вилкул. В отличие от 36-летнего Вилкула, которому досталась в управление область, где можно насчитать десятки работающих промышленных гигантов, 38-летний Чмырь взялся за регион, который традиционно считается депрессивным.

Есть еще одно обстоятельство, которое могло бы остановить родившегося в Макееевке Юрия Чмыря от того, чтобы принять предложение Януковича возглавить область. Прошло больше пяти лет с того времени, как пост здешнего губернатора покинул Владимир Щербань, но помнят его здесь по-прежнему очень хорошо и любой выходец из Донбасса, попадающий на руководящую должность на Сумщине принимается в штыки. К тому же, Чмырь сам признает, что живет и работает в Сумах уже 10 лет, то есть с 2000 года, тогда как Владимир Щербань бессменно руководил областью с 1999 по 2005 гг. Выходит, к назначению Юрия Чмыря руководителем шосткинского завода «Свема» мог приложить руку тогдашний «хозяин» области.

Юрий Чмырь, достаточно спокойно реагирует на любые другие вопросы, эмоционально отвечает на попытки выяснить, как ему работается в области, где еще долго будет существовать предубеждение к нему и его землякам. Вопреки негативному отношению жителей области к «донецким», которое губернатор, впрочем, считает скорее мифом, он рассчитывает, что Партия регионов сможет взять большинство мандатов в областном совете. Это притом, что Сумщина с 2004 года неизменно голосует за политические силы и кандидатов, представляющих «оранжевый» лагерь, устойчивы позиции ПР лишь на тяготеющем к России севере области.

Выдержки из интервью с губернатором Сумщины было бы интересно прочитать на какой-нибудь встрече украинских чиновников с потенциальными инвесторами. Они, вероятно, были бы неприятно удивлены, что кроме исправной уплаты налогов от них ждут еще и безвозмездной помощи социальной сфере региона: ремонты школ, детских садов, дорог. В противном случае инвесторам не обещают содействие их бизнесу со стороны власти. Президентская программа борьбы с коррупцией в действии...

Как вы оказались в области в 2003 году, когда пришли работать на завод «Свема»?

В области я жил с 2000 года, проживал в городе Сумы. У меня был опыт в производственном направлении – у нас было здесь несколько частных предприятий. Кроме того, мы работали с рядом крупных заводов Сумщины. На некоторых из них мы арендовали цеха и организовывали там производство.

Конечно, Шостка была интересна для меня в части развития я бизнеса и поиска новых участков, где можно открыть производство. Нам было интересно, что можно делать на «Свеме», которая занимает площадь 300 га. Думали, какие цеха можно запустить, какое можно открыть новое производство. Вот таким образом мы расширяли круг своих интересов с точки зрения организации новых производственных мощностей.

Поработав с предприятием «Свема» я увидел, что могу работать на более высоком уровне. У меня, конечно, были хорошие отношения с мэром Шостки Николаем Ногой. Именно от него было предложение сначала поработать заместителем на предприятии, а затем уже возглавить «Свему».

Как вы можете охарактеризовать период в политической истории Сумской области с 1999 по 2005 годы? Для многих жителей области этот период ассоциируется чуть ли не со словом «оккупация», оккупация региона Владимиром Щербанем и его командой.

Скажу честно, до того как я возглавил предприятие в Шостке, я спокойно жил и работал в Сумах. Ущемления прав, непонятных ситуаций в связи с ведением бизнеса я не наблюдал.

Что касается общего мнения, что губернатор нес какой-то негатив, то до моего назначения я такого не встречал. Конечно, после назначения я приезжал в обладминистрацию в качестве руководителя предприятия, я получал задания по вертикали администрации. Я занимался производством, думал, как увеличить объемы выпускаемой продукции, ее реализацию. Поэтому не могу дать характеристику с точки зрения, что это был какой-то особый период под руководством Владимира Петровича.

А все-таки, если оценить этот период одним словом, то это будет «хорошо» или «плохо»?

Давайте оценим по тому, что было сделано за этот период. Все-таки областной центр смог получить новый стадион, украсились по-новому вымощенные и выстроенные улицы, проведена масса культурных мероприятий. Жизнь развивалась, и я не могу понять, что вы конкретно имеете в виду.

Я имею в виду тот стиль, с которым эта команда работала с бизнесом в области, как вела себя в отношениях с политическими силами. Вы считаете, что жесткого административного давления не было?

Стиль руководителя зависит от самого руководителя, от его характера. Свое позиционирование в политической жизни области мы выстраиваем по-другому: мы сегодня выполняем объединяющую роль и, самое главное, находим конструктов с политическими силами, которым небезынтересно развитие области. Мы от имени ОГА предлагаем поучаствовать в развитии области - в культуре, увеличении объемов производства на крупных промышленных предприятиях, сельском хозяйстве. Наша общая линия такова: нам сегодня необходимо создать группу единомышленников, которые будут болеть за развитие области.

Тот стиль, который был в период, о котором вы говорите, был сугубо административным. Но он имеет как плюсы, так и минусы. Всего должно быть в меру.

-- «Это чья-то навязчивая идея смотреть, кто откуда приехал!»

Сумская область с тех пор как Владимир Щербань поруководил регионом, очень чувствительно относится к выходцам из Донбасса. Когда вы здесь соглашались работать губернатором, вы наверняка учитывали этот фактор. Почему вас это не остановило?

Скажу вам честно, я не понимал этого. К тому же, откуда вы это взяли? Это вам так хочется или так было на самом деле? Вы откуда родом?

Из Сум.

Вас принял Киев? Принял. А я живу в Сумах уже 10 лет. У меня здесь дети ходят в школу, у меня здесь друзья, здесь у меня уже корни.

Ну, как же, и в СМИ и на улицах приходилось слышать: «Вот, опять назначили донецкого!».

Это чья-то навязчивая идея смотреть, кто откуда приехал! Я здесь живу давно, у меня здесь очень много друзей, партнеров – как в бизнесе, так и в политике. От округа Шостки я был избран в Верховную Раду. Будучи депутатом, я имел и до сих пор имею общественные приемные в том округе, там оказывается помощь избирателями. Для меня долг чести сделать так, чтобы люди стали жить лучше и счастливее.

Вы знали, что кроме вас Президент рассматривает другие кандидатуры?

Президент самостоятельно определяет кандидатуры менеджеров, в данном случае – на пост главы администрации. Со мной были собеседования, и я видел, как мы будем в этой роли работать с командой профессионалов. Я представил свою программу, доказал, что сегодня есть ряд острых вопросов, есть программа на перспективу и я благодарен Президенту за оказанное доверие.

-- «Мы говорим аграриям: ребята, если вы работаете вместе с нами на территории региона, то, так же как и мы, выполняйте определенные обязательства»

Что вы можете себе записать в актив из того, что уже реально сделали в регионе? Если отбросить все то, что еще только запланировано.

Я на своем представлении в должности губернатора говорил о четырех направлениях: поддержка крупных промышленных предприятий – основных доноров областного бюджета, поддержка сельского хозяйства, поддержка развития малого и среднего бизнеса и создание конкурентноспособной и конкурентнопривлекательной области.

По первому пункту. У нас в области есть четыре самых крупных предприятия: СМНПО им. Фрунзе, ПО «Сумыхимпром», два казенных завода в Шостке – «Зирка» и «Импульс». Всем им необходимы госзаказы и поддержка по ряду текущих вопросов. После июньского визита Президента в область было дано поручение разработать программу по поддержке этих предприятий. Используя наше стремление к такой поддержке, мы получили от Кабмина практическую помощь по СМНПО им. Фрунзе - получили госзаказ, и они уже к концу года выйдут на необходимый для интенсивного развития объем производства. На «Сумыхимпроме», который входит в состав концерна «Титан Украина» мы сменили менеджеров, они получили сырье наперед для возобновления производства и сокращения задолженности по зарплате перед работниками. На «Зирку» мы сумели завести $6,2 млн. госзаказа, об «Импульсе» мы ходатайствовали о создании условий для развития завода.

Малый и средний бизнес мы выслушали, они рассказали, что их сегодня волнует. Вместе с ними мы обсудили, приняв все их предложения, проект налогового кодекса и направили эти более 150 предложений в Кабмин и Раду. Сегодня мы создаем для них условия, чтобы они могли на территории области спокойно работать. Постоянно встречаемся с ними, и решаем конкретные вопросы.

По селу у нас более чем яркие примеры и достижения. Мы заключили социально-экономические договора, привязанные к конкретным территориям. Если в прошлом году было таких социальных договоров на сумму около 9 млн. грн., то сегодня мы уже имеем сумму в 34,5 млн. Это когда инвестор сельхозпредприятия берет на себя социальную ответственность по выполнению ряда хозяйственных вопросов: дороги, ремонт крыш, создание ФАПов, ремонт труб, обеспечение транспортом, ремонт школ. Мы проделали огромную работу в этом направлении, и нашли с инвесторами общий язык - совершенно добровольно подписали по всем районам, без исключения, такие договора.

А в чем выгода для этих предприятий?

Мы в результате идем к ним навстречу по ряду вопросов: оформление земли, получение разрешительных документов, выполнение процедурных моментов быстрее, чем это положено.

К тому же мы заранее подготовились к тому, что могут быть колебания на рынке зерна и как результат на рынке хлебобулочных изделий, подписав меморандум с предприятиями этой сферы. Это позволит держать постоянный контакт с производителями хлеба. Мы под меморандум обеспечили трехмесячный запас зерна по тем ценам, которые были на середину-конец августа. В случае повышения цены на хлеб мы сможем делать интервенции, и производители хлеба смогут пользоваться этим запасом для поддержания цены на нормальном уровне.

Кроме того, есть договоренности о том, что в область зайдут предприятия, занимающиеся выращиванием крупного рогатого скота, и мы будем увеличивать объемы производства мяса в области. Кстати, мы по объему выпуска мы на четвертом месте по Украине по этому показателю. Но мы хотим повторить показатели наших российских соседей из Белгородской области России, где они производят такое количество мясной продукции, которого бы хватило на пол-Украины. У нас для этого есть все необходимое: территория, предприятия по переработке.

Можете подробнее рассказать о социально экономических договорах, которые вы заключаете? Какой объем обязательств берут на себя аграрии?

Формула простая: есть территория района, где есть несколько сельских рад. У каждой есть свои проблемы. Например, есть в каком-то сельсовете потребность отремонтировать котел, школу. С инвестором, который работает в пределах этой Рады, мы садимся за стол переговоров. Он берет на себя обязательства по ремонту труб, крыши – небольшие объемы финансирования, обычно это от 100 до 300 тыс. грн. Это не бюджетные деньги, это привлеченные деньги.

А были такие сельхозпроизводители, которые сказали: «Извините, Юрий Павлович, но мы платим налоги в бюджет, откуда пусть и финансируется социальная сфера»?

Были такие в Конотопском районе. Но это решилось путем переговоров и нахождения конструктива. Мы говорим аграриям: ребята, если вы работаете вместе с нами на территории региона, то, так же как и мы, выполняйте определенные обязательства. После недели-двух переговоров был найден компромисс.

Если бы об этой схеме вы рассказали чиновникам в Польше и Германии, как бы они, по-вашему, реагировали на нее? Конечно, есть такое понятие как социальная ответственность бизнеса, но это дело добровольное. А, послушав вас, выходит что производители, которые отказались их подписать, получат препятствия в работе ну или по крайней мере будут поставлены в неравные конкурентные условия.

Вы не читаете закона! Сегодня инвестор, который заходит в регион, подписывает договор об аренде земли – обязательства по уплате паев населению в конкретном населенном пункте. Ведь земля распаевана, и люди передают инвестору землю в обработку. Это ведь интересы граждан и власть должна отстаивать их интересы, интересы людей.

Мы исходим как раз из интересов людей и говорим инвесторам: у вас подписан договор аренды? Да, подписан. Там написано, что вы должны платить не менее 3% с аренды земли в районный бюджет. Но если инвестор зашел, пользуется землей и платит менее 3%, то получается, что он только наносит ущерб земле.

Но инвестор платит налоги! Например, налог на прибыль.

Но вы взяли в аренду землю, и с каждым годом работы на земле ухудшается ее плодородность. Вы высасываете из земли полезные вещества и минералы. Есть инспекция по плодородию земли, которая от имени государства должна следить за целостностью принадлежащих народу земель. Сельхозпроизводители заключают договора по аренде по паям и по отчислениям в бюджет. Второе – они обязуются положить в землю столько полезных веществ, чтобы не изменился бал плодородности земли. Инвестор может поработать 2-3 года, уйти с этой территории и пойти в другой район.

Вот эти три процента, о которых вы говорите – это предусмотренные законом отчисления. Но когда вы говорите о договорах по социально-экономическому развитию, то вы имеете ввиду, что это их «добровольные» обязательства? Но ведь нигде законом это не регламентируется.

Это компенсация той территории, которой они наносят вред. Это есть во всех странах – социальная ответственность!

Договора социально-экономического развития региона абсолютно законны. Аналогичные договора заключаются с той же «Укрнафтой».

Получается выдавливать деньги из «Укрнафты»?

Конечно, никто не хочет платить дополнительно деньги на развитие территории. Но здесь уже роль представителей власти проконтролировать нанесение ущерба территории, где добывается нефть. К примеру, в «нефтяных» районах вода из-под земли идет с примесями нефти, ухудшается состояние дорог. Компания должна как-то это компенсировать

-- «Районная РЭС начала «выкаблучиваться», что нужно обеспечить одно, второе третье, и мы посчитали, что если это все выполнить, то мы только в октябре сможем детсад открыть»

Может быть, все-таки это не проблема администрации, решать мелкие проблемы в селах и стоит оставлять больше налоговых денег органам местного самоуправления?

Для того, чтобы иметь достаточно средств для развития территории нужно наполнять местные бюджеты. А они наполняются налогом на землю, подоходным налогом и немного местными налогами и сборами. Здесь нужно разговаривать с представителями центральных органов власти, чтобы они пропорционально выделяли территориям средства. Кстати, мы на 2011 год договорились с Минфином, что мы после выполнения плановых показателей сможем оставлять себе 50% налоговых поступлений. Это очень стимулирует наполнение местного бюджета.

Мы сейчас кроме всего прочего делаем единое инвестиционное окно. Это когда инвестор приходит, принося свой проект, а мы к нему прикрепляем конкретного человека из управления экономики и он обходит с ним все кабинеты, снимая все ограничения, ускоряет процесс. Такого нигде нет!

Некоторые говорят, а почему мы должны с ними ходить? Но если так не будет, то инвестор будет год заходить. А так мы помогаем им, и они очень быстро получают пакет необходимых документов.

Вы сказали, что есть инвесторы, которые готовы развивать животноводчество. Кто эти инвесторы?

Одни работают на Западной Украине, это украинская компания. Они давно уже подбирались, но ожидали стабилизации ситуации в стране. Вторая компания будет работать в районе Кролевца, это иностранцы. База есть, корма – есть, территории хватает.

Уже понятно, какой будет объем производства на этих предприятиях?

Они пока запросили у нас информацию о тех местах и территориях, где могут быть размещены такие комплексы и начинают обсчитывать экономику и сроки, когда это можно сделать.

Есть еще третий инвестор – из Эстонии, у которого есть новая технология, где на тысячу голов работает всего 6 человек. Но это все пока в стадии переговоров.

Вы заявляли недавно, что планируете создать совет региона, который будет состоять из «старейшин». Они будут вместе обсуждать проблемы региона. Кого вы туда пригласили?

Действительно есть такая идея. Это своего рода как землячество в Киеве, но этот орган будет работать у нас на территории. Мы приглашаем всех, кто имеет опыт, знания, стремление улучшать жизнь. Этот орган будет иметь статус общественной организации.

Туда мы уже пригласили руководителей крупных предприятий, ректоров университетов, ученых. Все они уже приносят очень интересные идеи.

Как часто будет собираться этот совет?

Настолько часто, насколько будет необходимо для решения тех или иных проблем.

При формировании его состава вы учитывали баланс политических сил?

Нет, абсолютно. В этом и есть плюсы. Мы туда приглашали, как и к участию в формировании программы «Новая Сумщина - 2015», всех желающих.

Кстати, об этой программе. Вы заявили, что Сумщина стала первым регионом в СНГ, который применяет метод устранения ограничений. О каких ограничениях идет речь?

Снятие ограничений для быстрого роста – это наш главный лозунг. Эти ограничения связаны начиная с получением разрешений и всех процедурных моментов. К примеру, у нас в одном себе был ремонт детского сада, который мы обязали за лето сделать. При этом получили очень много предписаний, моментов связанных с открытием этого детского сада, подключением к электроэнергии и т.д. – целый ворох бумаг!

Нам сегодня главное решить проблему, не используя все механизмы получения разрешений и выполнения всех обязательных процедур, а самое главное – достичь результата. Если мы видим, что кому-то нужно обойти с бумагой восемь этажей, то мы сокращаем этот путь и говорим: слушайте, в данном случае мы подойдем по-новому. Вот в Европе, вы же слышали, есть единое окно, которое снимает все ограничения по получению разрешений. Такой же подход мы используем и здесь. Это ускорение, отказ от нормативных документов, которые загромождают весь процесс.

Ну а как вы можете отказаться от нормативов, когда они предусмотрены, если не законами, то постановлениями правительства и обойти их – значит нарушить закон?

Поэтому и прописываем программу, чтобы где-то отойти от общепринятых норм.

Не кажется ли вам, что это какая-то пустая трата времени облгосадминистрацией. С теми же детскими садами, не лучше ли отдать эту проблему в руки громады сел, и просто поспособствовать им в открытии частных детских садов?

Мы пока помогаем только на уровне государственных организаций. Вот есть проблема подключения электроэнергии. Районная РЭС начала «выкаблучиваться», что нужно обеспечить одно, второе третье, и мы посчитали, что если это все выполнить, то мы только в октябре сможем детсад открыть. Тогда мы подключились на уровне власти, и повлияли на ситуацию. РЭС пошла на уступки, и быстро подключила там электричество.

А кто поможет частным инициативам по созданию детсадов, школ, больниц?

Мы абсолютно нормально к этому относимся. Вот, к примеру, сейчас мы создаем диагностический центр, в котором будет 30% платных услуг, а 70% услуг будут предоставляться за счет государства. Мы будем давать малоимущим слоям населения медпомощь от государства. Но в балансе расчетов этого диагностического центра 30% от общего объема будут составлять платные услуги. Вот, например, есть МРТ, на которое всегда очередь, но платно его очень быстро можно будет пройти.

У нас в Украине часто так бывает, что оборудования в такие центры закупает государство, а потом там главврач или кто-то повыше создает частное предприятие и на этом же оборудовании оказывает платные услуги.

Тот центр, о котором мы говорим, это коммунальное предприятие, ему просто можно оказывать платные услуги. Они могут зарабатывать себе деньги на развитие.

Я - чиновник, я отстаиваю интересы государства и людей.

Вас не расстроило то, что государство решило пока отказаться от идеи СЭЗ и ТПР?

Вот именно что «пока». Правительство сегодня борется над тем, чтобы как можно быстрее из тени вывести капитал. Нам нужно эту тень победить, или, по крайней мере – уменьшить. Создание СЭЗ и ТПР может не дать возможность убрать «налоговые ямы», скрытие доходов. Эта идея просто отодвинута, но она жива, она будет восстановлена.

Вы читали обновленный проект налогового кодекса? Губернаторов с ним знакомят? Потому что нас, вот, журналистов, ознакомили только с какой-то бумажкой, а не с самим проектом.

Было несколько версий. Сегодня мы ждем, когда будет последняя версия, хотелось бы с ней ознакомиться. Мы ждем, когда законодатель окончательно определится с текстом.

Но мы готовили предложения к кодексу, причем весьма оригинально. Были возмущения оппозиции, причем по ряду пунктов. Мы собрали представителей оппозиции здесь в обладминистрации на 7-м этаже за круглым столом. Была дискуссия, правда было очень жарко. Но мы учли все предложения и направили их через комитет ВР.

-- «Сегодня заправки «ANP» и «Авиас» могут спокойно брать бензин у других поставщиков и продавать его. Но они продолжают шантажировать прокуратуру и не отпускают топливо»

Как вам удалось к сегодняшнему дню справиться с топливным кризисом в некоторых районах Сумщины? Найдены ли виновники перебоев в поставках бензина на АЗС?

Сегодня сети АЗС «ANP» и «Авиас» – это 53 заправки в области – теряют доход, причем по собственной вине. Когда мы провели совещание с налоговиками, на которых ссылались эти сети АЗС, были найдены пути решения. Налоговая администрация вернула все документы и печати этим фирмам-поставщикам этих заправок. Но представители заправок поставили ультиматум: закрытие уголовного дела прокуратурой по факту фиктивности фирм, с которыми эти заправки работали. Ведь сами разбирательства были не по АЗС, а по фирмам-поставщикам, которые имеют признаки фиктивности. Ведь оказалось, что это фирмы-однодневки и по ним были возбуждены уголовные дела.

Сегодня «ANP» и «Авиас» могут спокойно брать бензин у других поставщиков и продавать его. Но они продолжают шантажировать прокуратуру и не отпускают топливо. В то время как сегодня никаких препятствий со стороны прокуратуры и налоговой нет к тому, чтобы сети работали.

С нашей стороны мы провели переговоры с рядом заправочных станций и торговых марок, пригласили их работать. Если они найдут общий язык с «ANP» и «Авиас», то пусть с ними работают в качестве поставщиков.

Но со стороны это выглядит так: были какие-то поставщики у «ANP» и «Авиас», но налоговая и прокуратура фактически оттерла от них этих поставщиков, и навязываются другие поставщики. Чем прокуратуре, например, не угодили эти поставщики?

Как чем? Они не платят налоги, это просто были предприятия для «обналички»! Я же вам говорю, там были признаки фиктивности. Пожалуйста, пусть берут своих же, но других поставщиков, у них их достаточно. Но они пытаются нам сказать: «Пожалуйста, позакрывайте уголовные дела по тем нашим фирмам, потому что они нам дороги». Вот и все.

У Сумской области одна из самых длинных границ с Россией из украинских областей. Как вы планируете развивать приграничное сотрудничество? Есть ли какие-то установки по развитию этого направления от правительства и Администрации Президента?

Установки свыше есть. Вы помните Харьковскую встречу президентов России и Украины. Там были кроме всего прочего подписаны соглашения пяти областей Украины с Россией по приграничному сотрудничеству и развитию торгово-экономических отношений. Эти документы позволяют упростить переход границы, упросить обмен товарами между областями, поддерживать развития духовных и культурных ценностей – ведь корни то у нас одни.

Кроме того, мы с губернатором Курской области Александром Михайловым подписали ряд дополнительных соглашений. Сегодня на территории области необходимо сделать дополнительные пункты перехода в расчете на тех, кто проживает на приграничных территориях. Мы договорились создать еще 11 пунктов упрощенного перехода. Это для того, чтобы не оформлять никаких документов, а просто регистрировать на границе свой переход, потому что особенно на северных территориях области у населения до 50% родственников живут в России. Мы не можем просто так взять и разорвать человеческие родственные связи, потому то мы и создаем все условия для того, чтобы они общались, поддерживали отношения.

У нас кроме сотрудничества школ есть в ряде экономических вопросов сотрудничество, работаем по сельскому хозяйству, смотрели, как у них выполняется ремонт дорог. Также обмениваются вузы - ректоры между собой великолепно общаются. Но самое главное, что общается депутатский корпус, это вообще двигатель развития Курской и Сумской областей! Мы вот сейчас ожидаем делегацию парламентариев из Курской области. Выходит, что сегодня минимум раз в месяц мы проводит совместное мероприятие, то ли на территории России, то ли у нас в области.

Подтверждается ли намерение президентов Украины и России провести встречу в Шостке?

Сегодня рабочие группы России и Украины отрабатывают маршрут движения делегаций. Пока окончательного протокола нет. Я думаю, что они в любом случае будут останавливаться, мы готовим мероприятия. Но сейчас рабочая группа как раз работает там, на севере и определяет, где это будет.

Мы не слышали ничего о каких-то громких коррупционных скандалах у вас в области. Выходит, вы не считаете антикоррупционную политику приоритетом?

Считаю ее приоритетом. Я провел с силовым блоком в области совещании и был подписан протокол об активизации действий по выявлении взяточничества, особенно среди чиновников. Если надо – будем пиарить это. Выявленных фактов, кстати, много. Вам дать сводку?

Кричать, что мы всех пересажаем, мы не будем.

Вам нравится, как сегодня работают частные и государственные СМИ в регионе? (Интервью записывалось до скандала с рассылкой писем руководителям коммунальных СМИ от имени Сумской ОГА – «Главком»)

Они очень активно работают. Огромный им плюс, за то, что они очень хорошо раскрывают темы, не просто показывая ситуацию, а делая свои комментарии, освещая практически все аспекты деятельности власти и людей.

-- «Мы ставим задачу победить на местных выборах по итогам голосования»

Какой результат на выборах в областной совет устроил бы областную организацию Партии Регионов?

Максимальный. Мы ставим задачу победить на местных выборах по итогам голосования.

То есть вы планируете взять большинство мандатов в облсовете?

Конечно.

Кто будет возглавлять список ПР на выборах в облсовет?

Это решит областная конференция, которая будет в начале октября.

Будет ли ПР выдвигать своего кандидата в мэры Сум?

Обязательно будет. Сейчас мы работаем с городской организацией ПР. они совещаются между собой, какую кандидатуру необходимо поддержать и выдвинуть от партии.

То есть это будет человек из числа членов ПР?

Да. У нас обязательно будет свой кандидат.

Много ли сейчас претендентов?

В данный момент мы просто обсуждаем среди коллег, кто бы мог пойти: у кого выше рейтинг, кто хорошо умеет способность презентовать себя. Ведь сегодня мы не должны забывать, что выборы – это не просто красивые выступления, а, прежде всего, оценка кандидата с точки зрения умения организовать процесс и добиться результата.

У нас будет кандидат, который достигал в своей жизни результатов и доказывал делом, что он достоин быть мэром.

Как у вас сегодня складываются отношения с действующим мэром Сум Геннадием Минаевым?

У нас рабочие отношения.

Вам с ним комфортно работать?

Удобно, скажем так.

Но он ведь достаточно независимая фигура не только по закону, но и фактически.

Работаем конструктивно. Более того, он хоть и независимый человек, но городская и районная власть в любом случае зависит от ситуации в области. Вопросы мелкие на уровне города всегда можно решать самостоятельно, но вопросы глобального характера – государственного и областного уровня – тут им не обойтись без помощи губернатора.

Вы предлагали Геннадию Минаеву выдвигаться от Партии регионов?

А это он сам пусть решит.

Но он же не может сам в отсутствии вашего предложения пойти от ПР на выборы. Предложение от вас должно поступить!

Мы сегодня имеем достаточное количество весомых людей, мы всех принимаем, кто к нам приходит. Если он придет, то – пожалуйста.