Фест-тест-квест
В Киеве прошел Международный театральный фестиваль «Дом Химер».
Известные международные театральные фестивали в Эдинбурге, Авиньйоне, Цюрихе, в румынском городке Сибиу, чешском Пльзени, немецком Ганновере доказывают уникальность собственного художественного гонора, делают свои маленькие родины более известными, привлекательными и уважаемыми.
Иметь в городе театральный форум международного уровня так же важно, как и иметь дороги, горячую воду, городской теле- или радиоканал. Словом, это элемент самоуважения, доказательство полноценности, признак принадлежности к мировому культурному сообществу.
В этой области состоялось что-то нерядовое и непостижимое в столице Украины. Прошел негосударственный киевский международный театральный фестиваль «Дом Химер». Кто-то скажет: небольшое чудо — на фоне достроек, реставраций, пусков в эксплуатацию застроек и еще много чего, что свидетельствует о новом дыхании нашего города. Те же, кто стал свидетелем гибели «Мистецького Березіля», «Києва Травневого», «Гоголь-фесту», балетного конкурса «Серж Лифар де ла Данс» и Конкурса молодых пианистов им. Владимира Горовица, фестиваля «На Україну повернусь», просто замирают в удивлении...
В течение 16 лет мне посчастливилось страдать, мучаться и все же проводить международные фестивали: моноспектаклей «Київська парусна», камерных театров «Сузір’я» и наконец Фестиваля искусств городов-побратимов «Київ Травневий». В программе последнего побывали звезды мирового театра Ани Жирардо, Марсель Марсо, Софико Чиаурели, Юрий Любимов, Эймунтас Някрошюс, национальные танцевальные коллективы из Кореи, Китая, Японии, певцы Карел Готт и Гелена Вондрачкова, выступали всемирно известные уличные театры «Сайленс» из Италии, «Академия руху» из Польши и еще, еще, еще...
В основе фестиваля городов-побратимов лежали политические амбиции городского головы Александра Омельченко, который со временем стал председателем Ассоциаций городов Украины и достаточно мощно заявил о себе в коллективе руководителей столиц и крупных городов всего мира. У Леонида Черновецкого, как известно, были амбиции космического масштаба. Поэтому те земные фестивали, о которых упоминалось выше, были глубоко закопаны и похоронены, надеюсь, не навсегда.
Роль международных творческих мероприятий в разрушении стен и границ, в налаживании диалога между правительствами, в продвижении демократии и утверждении общечеловеческих гуманистических ценностей может и не определяющая, но точно не такая малая. Понять, насколько мы созвучны цивилизационным процессам, насколько современные наши осмысления бытия да и наше течение жизни полноценно, органично существующее в течении жизни человечества, можно было благодаря художественному диалогу.
Сегодня фестивали приобретают новое, крайне важное назначение. Новая эра в жизни нашей планеты порождает до того невиданные процессы, условия, задачи. Очевидно, происходит процесс формирования новых наций, но не по национальным признакам, а по уровню гуманитарного сознания. Абсолютно по-новому осмысливаются в настоящее время институт семьи, диалог поколений, значение и проявление мужского и женского начал, кстати, не только в межчеловеческих отношениях, а, скажем, в экономике и политике. Поэтому, по-видимому, не благодаря, а, скорее всего, несмотря на... и неизвестно почему, фестивали существуют. Возможно, как имманентная сущность человеческого бытия.
Ради справедливости нужно сказать, что в Киеве все же теплятся несколько маленьких фестивалей: «Німфа», «Подія», женских монодрам «Марія». Носят они театрально-семейный характер, финансируются так, чтобы считалось, что финансируются и держатся на энтузиазме их друзей.
Идею Киевского международного театрального фестиваля «Дом Химер» руководитель Киевского академического молодого театра Станислав Моисеев вынашивал давно. И вот когда пик причудливости фестивальной жизни наступил, все состоялось вполне удивительным образом приличными средствами.
Представьте себе, по поводу председательства Польши в Совете Европейского Союза, эта страна, наиболее успешно среди постсоциалистических стран преодолевающая экономический кризис, профинансировала свои национальные культурные программы в 10 мировых столицах — Лондоне, Брюсселе, Париже, Берлине, Мадриде, Москве, Минске, Пекине, Токио и Киеве. Пишу «представьте», потому что даже на 20-ю годовщину Независимости, даже в столице Украины (Украина больше, чем Польша, по площади и больше по населению на 7 млн. человек!) ничего поражающего не произошло! Тем более, в других городах и селах нашей Отчизны, а за границей и подавно.
И именно польская театральная программа «Конфронтация театральная» стала весомой частью новорожденного фестиваля. Директор Института театра им. Збигнева Рашевского Мацей Новак при случае заметил, что поляки традиционно живут, ожидая новую пьесу.
По-видимому, так же, как россияне, живут ожиданием романа, а украинцы — поэта. Так у нас повелось со времен Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Леси Украинки до сих пор. В доказательство избрания народом многих поэтов в депутаты, что, к сожалению, не привело к судьбоносным сдвигам в отношении государства к культуре. В Польше сегодня поддерживается государством 300 театров (в Украине — 150), сравнивать количество фестивалей просто неудобно.
Первым спектаклем были «Братья Карамазовы» по Ф.Достоевскому в постановке театра «Провизориум» из Люблина. Такое ожидаемое со времен фильма И. Пырьева по этому роману исследование любви как страсти и страсти как дарования, отмеченности и проклятия одновременно оказалось практически вне поля зрения режиссера Януша Опринского.
А вот конфронтации человека и Бога, праведности и грешности, равенства и избранности вышли на первый план. Калейдоскоп судеб, карусель бытия наглядно демонстрируются декорациями Ежи Рудзкого и Роберта Кушмировского. Накладное колесо крутится усилиями Рока. В центре круга — квадратная шкатулка со сдвоенными дверцами на каждой стороне. Через их тканьевую обшивку, когда провозглашается неверие в Бога и декларируется присвоение богопохожести, вседозволенности, проявленные светом сверху, становятся видимыми голые люди. Когда же туда с шумом накачивается дым, возникает газовая камера и становится понятным — какое мировоззрение порождает фашизм. Виражи интеллектуальности поражали и в других спектаклях. «Фердидурке» по В. Гомбровичу театра «Провизориум» — безоговорочно жестокая пародия поляков на самих себя; этот спектакль до сих пор часто путешествует по миру.
Интересные мастер-классы режиссеров Рышарда Калиновского, Януша Опринского, Марты Гурницкой, Петра Грущинского, Игоря Стокфишевского и Анны Бужинской продемонстрировали традицию и эксперимент во всегда поисковом польском театре. Его вмонтированность в общественную жизнь проанализировал директор Института театра им. Збигнева Рашевского Мацей Новак в лекции «Польша — страна театров».
Эдинбургский фестивальный триумф закрепили в Киеве артисты «neTTheatre» и «Grupa Coincidentia» спектаклем «Турандот» режиссера Павла Пасини. Прибавилась Софийская площадь к списку наиболее освоенных пришельцами из спектакля «Планета Лем» по мотивам прозы С. Лема (Творческая группа театра «Biuro Podrozy»). Порадовал возрождением и переосмыслением почему-то запрещенный товарищем Сталиным жанр хоровой мелодикломации «Хор женщин» института Театра им. З. Рашевсьского и наконец-то ослепили молнией драматургического замыкания К.Гамсуна и Т.Дорста в спектакле «Голод Кнута Гамсуна» театра «Centralny».
Украинская часть фестиваля «Дом Химер» состояла из спектаклей «Депо Північне» по В.Сигареву Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я», «Поки мама не прийшла» Реми де Воса Киевского академического Молодого театра, «Шоша» по И.Б.Зингеру Херсонского центра им. Мейерхольда и чтение современных пьес Н. Ворожбит «Змішані почуття», «Клас Бенто Бончева» Максима Курочкина и «Кольори» Павла Арье.
Кажется, именно их идейное направление, оригинальность актерских наблюдений и режиссерских осмыслений послужили расшифровке, трактовке и обыгрыванию названия фестиваля, иногда очень близкого, а иногда совсем далекого от формулировок из словаря. Химера в древнегреческой мифологии — «страшилище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, или удивительная фантазия, неосуществимая мечта, творение воображения».
Сам президент фестиваля Станислав Моисеев говорит так: «Я убежден, что театр в нашей стране является социально важным фактором развития человеческого сообщества и что взгляд на украинский театр в европейском контексте даст возможность понять нам всем, что театральные химеры могут быть реальнее какой-либо политики».
Так что тест на новый фестиваль пройден — каким бы квестом это сегодня ни казалось.