На сцене сыграли «таинство любви»
Новый спектакль Театра драмы и комедии
Под конец года Театр драмы и комедии выпустил новый спектакль «Высшее благо на свете» (следующий показ — 12 января, билеты: 30—80 грн). Мы побывали на премьере, поставленной по классической пьесе Тургенева «Месяц в деревне».
В основе сюжета — несколько любовных треугольников. Жена богатого помещика Ислаева (его играет Михаил Кукуюк) — Наталья Петровна (Анастасия Тритенко) влюбляется в молодого домашнего учителя (Алексей Тритенко). К слову, последние — муж и жена в жизни. В свою очередь в учителя влюблена и 17-летняя воспитанница Ислаевых — Верочка (Ольга Лукьяненко). Еще есть давний друг семьи — Ракитин и доктор Шпигельский, которые тоже неровно дышат к главной героине. Действие происходит в конце XIX века. Из декораций — воздушный змей, сделанный из прозрачной пленки, который то накрывает героев с головой (в любовных сценах), то просто висит в воздухе, а еще есть скромная железная конструкция, служащая артистам одновременно и комнатами, и кроватями. Последнее показалось слишком скупым, как и невнятное музыкальное оформление. Жанр спектакля, по словам режиссера Андрея Билоуса, — «таинство любви», у Тургенева же — комедия…
Прямо скажем, пьеса, за которую взялся Билоус, при прочтении скучна и малособытийна. Что же видим на сцене? Все герои на протяжении трех часов философствуют на темы любви («Быть любимым женщиной, которую любишь, великое счастье»), и при этом практически ничего ради нее не совершают. Даже наоборот. Ислаев, узнав об измене супруги, мстит ей, насилуя безответно влюбленную в него компаньонку. Юный учитель, оказавшись объектом любви сразу двоих женщин, бежит из деревни, словно испугавшийся кролик. Вообще, все мужские персонажи — сплошь хлюпики и боягузы, и еще — унижающие женщин. «Не могу придумать, о чем можно с особой женского пола поговорить — и при том наедине», — возмущается старик Большинцов, который имеет планы на 17-летнюю Верочку. Правда, и та в долгу не остается: «Разве в его лета еще женятся?»…
В целом спектакль мне понравился, ведь, несмотря на малособытийность, — режиссеру удалось зацепить за живое. Здесь тебе и плевки актеров в лицо друг другу, истерики героинь из-за неразделенных чувств, даже любовные сцены получились на грани: между романтикой и пошлостью... А вот с опаской ожидаемых мной тургеневских «ахов-вздохов» в диалогах было на удивление мало. Кстати, будьте внимательны, в спектакле заняты два состава, и, по отзывам зрителей, разница между ними существенная.