Александр Омельченко: Пока Черновецкий в бегах, решения Киевсовета – незаконны
Эксклюзивное интервью
В заключительной части интервью с внефракционным народным депутатом Александром Омельченко, бывшим мэром Киева – об особенностях управления столицей Украины, попытке избирательного альянса с Виталием Кличко, а также о новых рулевых Киева и «аморальном и криминальном мэре» Черновецком.
- Александр Александрович, Вы скучаете по мэрской работе? Когда работа приносила Вам большее удовольствие: на посту мэра столицы или все-таки в парламенте?
- Самым полноценным периодом своей жизни я считаю 1996-2006 годы. Это время моего управления столицей. Там была полнота всего: были реальные результаты жизни и развития Киева. Это моя жизнь, моя вечная тревога.
Я много жизни отдал городу. Ежедневно в 7 утра подъем, машина, и до половины девятого проезд по разным дорогам без сопровождения. До девяти часов я знал ситуацию в городе: пожары, аварии. В десять мне докладывали, сколько новорожденных родилось. Это было как Отче наш. Все знал. Этот период моей жизни складывался из множества частичек. Они составили большую и значительную часть всего меня, моей жизни. И эти частички навсегда остались в моем сердце, и будут идти со мной до конца (говорит с болью в голосе – авт.).
- Киевляне считают, что, если бы на выборах мэра Киева Вы объединились с Кличко, к власти бы не пришел Черновецкий. Известно, что у Вас были переговоры с Виталием Кличко на эту тему.
- Были. Во время нашей встречи я нарисовал Виталию реальную картину. Напомнил, что, когда он впервые вышел на ринг, то сразу не стал чемпионом мира. И предложил идти на выборы вместе: я иду мэром, а он первым замом. Объяснил, что за 2-3 года я смогу его обучить: что важно, где надо «видеть через стену». Я хотел, чтобы так же, как он стал чемпионом мира, он стал реальным народным мэром. И выигрывал выборы, как я: в первый раз 76% голосов, во второй – 73%.
Виталий согласился. А потом изменил свое решение.
Теперь я знаю, что спустя некоторое время он получил консультацию лично от Катерины Ющенко (супруга экс-президента Украины Виктора Ющенко – НБН). Она его переубедила, что лучше американский вариант: мэр – артист или спортсмен. Виталий ее послушал. И этим напортил: сам мэром не стал, и мне навредил. В результате, Черновецкий набрал 27%, молодой Кличко – 24%, битый жизнью Омельченко – 21%.
- Как складываются ваши отношения с Виталием Кличко сейчас?
- Сегодня я не мешаю политическому развитию Кличко, но подставить ему плечо пока не готов – не вижу необходимости. Если взял самостоятельный курс, осуществляй его до конца.
Но Вы ведь помните, чем закончились перевыборы Черновецкого в Киеве? Виталий уже проиграл не только Черновецкому, но и Турчинову (Александр Турчинов, первый замглавы партии экс-премьера Юлии Тимошенко «Батькивщина – НБН). А как будет дальше – может станет четвертым, а может и первым.
Я читал в прессе, что Виталий хочет баллотироваться уже не в мэры, а в президенты. Думаю, что это ему внушили. Но если он действительно так решил, то боюсь, как бы не случилось того, что произошло на выборах мэра столицы. Считаю, что сам Кличко не выиграет и ему нужна команда.
- В 2009 г. Вы заявляли, что Киев абсолютно не развивается. Сейчас Ваше мнение изменилось?
- В 2006-2009 годах в Киеве все было заморожено. Пять лет не выполнялся бюджет, программы социального развития! Все целевые программы, которые были утверждены Генеральным планом – тоже не выполнялись.
А 2010 год был годом выполнения части доделок, начатых властью, возглавляемой мною. Например, наконец закончили строительство трех станций метро, множества переездов, переходов. Это была только маленькая часть начатой мною работы. 2011 год – тоже продолжается все то, что начинал я со своей командой. И что 4 года было заморожено Черновецким и его молодой командой. Это – переезды, метро на ВДНХ, которое должны были сдать еще в 2007. Частично выполнены работы по Троещинскому переезду, закончено кольцо электричек (две станции были практически готовы при мне еще в 2005 году). Это все доделывалось в этом году.
И еще много нужно достроить: цирк на Левом берегу, брошенную на Лукьяновке Малую оперу, Театр на Подоле, не закончен Ледовый стадион на ВДНХ. Все это опять-таки начатое мною и замороженное при Черновецком.
Но самое обидное – утвержденный новой киевской властью проект реконструкции Андреевского спуска. В новых зданиях, в новых архитектурных формах. Это значит, что Андреевский спуск фактически исчезнет!
Когда сегодня киевская власть афиширует новый Генеральный план развития стратегии Киева до 2025 года, при том, что даже наполовину не завершены работы по старому, утвержденному Генплану 2000-2020 года, у меня возникает вопрос: что это за новый Генплан, когда еще до выполнения старого осталось 5 лет? Все стратегические планы разрабатываются как минимум на 25 лет! Вот если бы старый план Черновецкий, а теперь Попов закончили досрочно, тогда можно было говорить о новом Генплане. Иначе…
- А, может, новый Генплан сделали более современным?
- Сделали плагиат. Там 80% нашего, плюс некоторые новинки.
А самая худшая новинка та, что они исключили присоединение к Киеву прилегающих территорий Киевской области. До рек Стугна и Ирпень, до городов Бровары и Вышгород. А 90% населения сел, прилегающих к Киеву, работают в столице. И для развития Киева это жизненно важные легкие. Это крупнейшая ошибка!
Но они пошли по пути наименьшего сопротивления. Приобщать намного сложнее – никто не хотел отдавать нам свои территории. А ведь Киевский водоканал обеспечивает водой прилегающие села – Вишневое, Борщаговку, Софиевку – там все сети, все водоснабжение киевское. Какая же это Киевская область? Это уже давно Киев!
- То есть, Попов и его подчиненные занимаются популизмом?
- В данном случае, Попова кто-то на это толкнул, объяснив, что новый председатель администрации должен начинать с нового Генплана. Такой его шаг еще можно было бы понять, если бы он победил на выборах в столице и был избран всенародным председателем города. И совмещал должность председателя администрации, имея доверие Президента. Но такого не было.
Более того, в Киеве были ликвидированы районные советы, а новые не созданы, пусть в меньшем составе. Тогда где же народовластие? Я не могу такое одобрить. Могу только критиковать. По-доброму. Потому что, когда что-то разрушаешь, на этом месте необходимо построить новое. Тогда ты творец.
Кроме того, на 3 миллиарда не выполняется бюджет. А в 2011 году это уже бюджет Александра Павловича (Попова – НБН), не чей-то переходящий, разворованный. И бюджет был не тяжелый: неполных 16 миллиардов гривен. Киевский бюджет должен выполняться. А за его невыполнение кому-то надо нести ответственность – политическую, административную.
- Черновецкий, а теперь Попов с Вами в чем-то советовались? Ведь у Вас действительно большой опыт управления столицей.
- У нас бывали немногие личные встречи, обмен мнениями. Советовать надо тем, кто хочет совета. И кто потом воспользуется этим советом. А новая власть это делает периодически и не в полной мере.
К примеру, я высказывал свое мнение Попову: пока бытует бездействующий Черновецкий, гуляя по всему миру (де-юре в Киеве есть мэр, де-факто – нет), пока проходят незаконные сессии – раньше без Черновецкого, сейчас без Попова, – фактически все решения сессий незаконны!
Говорил и то, что Черновецкий – аморальный и криминальный мэр – в бегах. Его команда или разбежалась, или сидит. Но новая власть на это не обращает внимание. А это не прибавляет ей авторитета, при всем моем уважении к Александру Павловичу.
- Много разговоров было о продаже Киевгорстроя. Вскоре Александр Попов заявил, что холдинг вернули городу. Тогда почему в Наблюдательном совете Киевгорстроя остаются представители иностранных фирм? Вы что-то знаете по этому вопросу?
- Через суды Киевгорстрой вернули в город. Но фактически, материально – нет. Нет возврата акций – они и сегодня в оффшорах. Все знают, что эта продажа не состоялась бы без Черновецкого, его зятя Супруненко и Чуба – председателя Наблюдательного совета холдинга, руководителя Управления коммунальной собственности Киевгорадминистрации. Они воспользовались уходом с должности президента Киевгорстроя Владимира Поляченко, тем периодом, когда новые руководители еще не получили полномочия – и незаконно продали главк. За это должны ответить лично Черновецкий, его зять и Чуб! Там, где положено. Но почему-то этого нет.
О том, что Попов был сторонником возврата главка, и о том, что по бумагам главк вернули – это формальная часть. А полноты результата нет. Попову надо объявить аукцион по продаже Киевгорстроя, проголосовать на сессии Киевсовета. И цивилизованно, с аукциона, его снова продать. К примеру, за 4 миллиарда гривен, а не за 120 миллионов, как продал Черновецкий. Но Александру Павловичу, наверное, кто-то не советует это делать. Поэтому его заявление – полузаявление.
То же самое по землям, Киевводоканалу, Киевгазу, Киевэнэрго, банку «Крещатик» и многим другим объектам недвижимости Киева. А сколько еще будет стоять разрушенное здание на Крещатике, 5? Оно пять лет, как разрушено – дырка в центре столицы! А по Институтской, 3-А? Продали землю по дешевке, на ней стоит разрушенное здание, и никто за это не в ответе! И таких примеров я могу назвать десятки. Потому что глубоко владею ситуацией в этом городе. Он мне дорог.
- Поделитесь секретом своей активности и молодости.
- Надо много трудиться. Считаю, что мозги, как и мышцы, надо постоянно тренировать. Я до сих пор пользуюсь мобильным без записной книжки. Ведь человеческая память загружена на 3% – ее можно и нужно наполнять. Утро всегда начинаю с гимнастики, занимаюсь спортом.
Поскольку имею государственную дачу, сделал при ней крытый бассейн. Для здоровья. Там и плаваю круглый год. Имею 12 соток земли, на которой собственноручно посадил больше 60 деревьев – от вишни до абрикоса. Имею пасеку - угощаю медом.
Видите мои руки? Это руки шахтера. И я могу еще прижать так, что не вырвешься. Все делаю сам. Сам себе все выбираю костюмы, рубашки, галстуки. Это все так просто. Никто за мной не носит зонтик и не открывает дверь в машине. Мне это все неприятно. Может быть, в этом и весь секрет?