Власти обещают киевлянам новые паркинги. Решит ли это транспортную проблему столицы?

К Евро-2012 власти обещают построить лишь часть парковок, которые будут расположены в центральной части города, общим количеством 2 тысячи машиномест. Одна из парковок будет расположена возле НСК «Олимпийский».

В тесноте и в обиде

В Киеве уже сейчас ощущается острый дефицит парковочных стоянок, особенно в центральной части города. Это очевидно каждому, кто хоть раз пытался припарковать машину в центре. В проектных институтах говорят, что только центру необходимо около 10 тыс паркомест. Однако чиновники из мэрии подтвердить данные расчеты не могут, дело в том, что они пока не обладают точной информацией, сколько парковок в городе всего. На официальном сайте КП «Киевтранспарксервис», обслуживающем парковки в столице, 8 октября 2009 г. была размещена информация о том, что количество машиномест в Киеве увеличено до 7,4 тысяч. Но месяцем ранее со страниц газеты «Хрещатик» Ирэна Кильчицкая, на то время первый заммэра Киева, сказала, что в столице работает 17 тыс. машиномест. Все дело в том, что 80% парковок не подконтрольны «Киевпарксервису» и работают нелегально, причем свыше 90% так называемых паркингов обустроены на проезжей части или тротуаре. Из-за этого бюджет Киева ежегодно теряет около 160-170 млн грн.

Кроме того, это мешает движению на дорогах. По Правилам дорожного движения, в центре города на большинстве улиц парковка в правом ряду запрещена, но автовладельцы все равно паркуют там свои авто. Яркий пример - улица Жилянская. Несколько лет назад ее реконструировали, она стала шире: сейчас там шесть полос в одну сторону вместо двух. Но когда едешь по Жилянской в разгар рабочего дня, видно, что реально на некоторых участках проездными остаются две полосы, всё остальное заставлено машинами.

По данным коммунальной организации «Центр градостроительства и архитектуры», на начало 2010 года количество автотранспорта достигло 315 единиц на тысячу жителей. Согласно расчетам, проведенным при разработке Концепции стратегического развития Киева до 2025 года, прогнозируется увеличение количества автотранспорта до 1,3 миллиона единиц, или 400 машин на тысячу жителей (прогноз численности постоянного населения — 3,1 миллиона человек). Такие цифры действительно говорят о том, что без строительства паркингов ситуация в Киеве будет только ухудшаться.

Дорого и сердито

Строительство парковок – достаточно затратное мероприятие. «На сегодняшний день стоимость 1 кв. м паркоместа в паркинге равна стоимости 1 кв. м жилья в городе, а стоимость целого паркоместа приравнивается к средней стоимости автомобиля», - говорит Юрий Дмитрук, председатель временной контрольной комиссии Киевсовета по вопросам контроля целевого использования средств «Киевпарктранссервис». Иными словами, себестоимость машиноместа колеблется в пределах 6-15 тыс долларов. По словам Дмитрука, строительство подземных и многоэтажных паркингов в ближайшей перспективе не планируется, поскольку бюджет Киева не выдержит такой нагрузки. «За бюджетные средства построить такие паркинги нереально. Поэтому комиссия пришла к выводу, что наиболее реальным направлением решения проблем парковки на ближайшие 5-10 лет останется организация парковки на второстепенных полосах противоположных к центральной части города, возле бизнес-центров, развлекательных заведений, на конечных станциях метрополитена, так называемые перехватывающие стоянки, и организация ночных автостоянок в микрорайона», - отмечается в выводах данной комиссии. Это означает, что строительство парковок на вышеупомянутых 79 участках не решит даже половины существующей транспортной проблемы города.

Впрочем, рассказывая о больших затратах на такое строительство, чиновники немного лукавят. Возведение парковки, конечно же, удовольствие не дешевое, однако при этом у парковок сроки окупаемости довольно короткие: при сдаче в аренду паркинг окупается за 3-7 лет. А его рентабельность может достигать 70%. Скорее всего, чиновники стопорят строительство нормальных парковочных мест в связи с земельными проблемами – сейчас им куда выгоднее отвести участок под строительство торгового или офисного центра, чем под паркинг. Эти варианты лучше отработаны на практике, а вот историй успеха, когда инвестор строил паркинг и без проблем по прозрачным механизмам возвращал вложенные в него средства, в Киеве нет.

Впрочем, такая непродуманная транспортная политика уже в скором времени может обернуться и против самих чиновников. Ярчайший тому пример – Москва, там даже самым важным руководителям приходится стоять в пробках порой по пять часов в день. При этом на протяжении последних десяти лет там настроили скоростных «колец», туннелей, мостов, но забыли о логичном размещении парковок