Инвесторы хотят превратить аэропорт «Киев» в украинский Хитроу (Фото)
Перспективы аэропорта «Киев» велики. Осталось правильно воспользоваться существующими возможностями и определится, когда мечты воплотятся в реальность
Мужчина в деловом костюме уверенно пересекает холл одного из зданий современного аэропорта. Он бодро катит свой чемодан по «глянцевому» полу, параллельно наслаждаясь интерьером нового терминального комплекса аэропорта «Киев». Здесь много света и воздуха, хромированным блеском отливают металлические детали.
Особенно хорошо это видно на мониторе с приличным разрешением: все вышеописанное всего лишь одна из многочисленных компьютерных визуализаций проекта нового международного терминала в аэропорту «Киев». Реальность от картинки существенно отличается.
Международного терминала нет и в помине, а все рейсы принимаются через старенький, построенный еще в 1950-ые, аэровокзал. Здесь есть несколько окошек для продажи билетов, пара стоек для регистрации, лоток, с которого втридорога можно купить кофе и бутерброд, а ждать прилетевших пассажиров приходится иногда просто на улице.
При этом стратегическое месторасположение аэропорта позволяет ему, по мнению аналитиков, перетянуть на себя 30% пассажиропотока Борисполя, а это около 300 тыс. человек. «Судите сами, он в Киеве, почти в центре города, с прекрасной транспортной развязкой. Троллейбус существует, маршрутное такси существует, связь между ж/д вокзалом и Жулянами открыта, - перечисляет преимущества Олег Петровский, первый заместитель гендиректора аэропорта «Киев». - На такси, например, в Борисполь вас меньше, чем за 160 гривен, никто не повезет. В Жулянах цены будут совсем другие».
Однако аэропорт особой популярностью не пользуется. В прошлом году он принял всего 15 тыс. человек. В этом году после того, как свои рейсы перевела сюда из загородного Борисполя бюджетная компания Wizzair, картина немного улучшилась — только в августе через аэропорт прошли около 32 тысячи туристов. Сейчас его услугами, помимо клиентов Wizzair, пользуются пассажиры Khors и Мотор Сич, частные авиакомпании, для которых аэропорт является «домашним».
Руководство Жулян ведет переговоры и с несколькими европейскими компаниями, а также с арабскими лоукостерами, рассказывает Петровский. Но для них существует весомый сдерживающий фактор - старый аэровокзал.
ТЦ Аэропорт
Но ветер перемен уже дует. Если все пойдет по плану, воспользоваться его удобными, почти стратегическими, преимуществами пассажиры смогут уже в апреле следующего года, когда к Евро-2012 будет открыт новый международный терминал — его строительство ведется неподалеку.
У него, правда, есть пока только металлический каркас, хотя скоро обещают установить кровлю. Инвестор проекта, компания «Мастер-Авиа», могла бы взяться за возведение здания еще летом прошлого года, после того, как Киевсовет передал ей имущественный комплекс аэропорта «Киев» в аренду на 49 лет.
Однако тем, как именно происходила эта передача, остались недовольны в Киевской городской госадминистрации, которая и подала в суд на арендатора. Лишь после завершения всех судебных тяжб, практически через год, «Мастер-Авиа» приступила к работе.
Отношение к строительству нового терминала имеет скандально известный Юрий Иванющенко, депутат от Партии Регионов и второй по влиятельности человек в Украине по версии журнала «Корреспондент».
В результате, неподалеку от взлетной полосы появляется новое, общей площадью в 14 тыс. квадратных метров, трехэтажное здание — международный терминал аэропорта «Киев». За один час он будет в состоянии принять 320 пассажиров на вылет и 320 пассажиров на прилет, а в случае необходимости — даже больше, рассказывает Петровский. С вводом нового терминала аэропорт рассчитывает обслуживать 1,5 млн. человек в год.
Аэропортные сборы, которые заплатят пассажиры в Жулянах, могут колебаться между $10 и $30 (более точную цифру установит государство), но не покроют расходы по его эксплуатации. Чтобы заполнить разницу, аэропорт будет предоставлять сервисные, коммерческие, развлекательные услуги, объясняет Виталий Бойко, управляющий партнер Украинской торговой гильдии - агента по набору арендаторов в новый терминал «Киева».
«После прохождения паспортного контроля будет большая зона duty free. Все остальные площади — это товары первой необходимости: аптеки, сувенирные магазины, пресса, отделения банков и обмена валют, продукты питания и много общепита», - говорит Бойко.
Информацию о том, какие конкретно компании интересуются арендой площадей в новом терминале, Бойко пока не открывает, хотя признает, что многие известные бренды уже начали постепенно «столбить места».
«Мы пытаемся найти бренды, которые традиционно работают в аэропортах, чтоб иностранный турист или бизнесмен, попав в фойе аэропорта, увидел привычный для себя набор. Ведь, скажем, кофеен может быть много, но Costa Coffeе у всех вызывает приятные ассоциации, потому что в Амстердаме или Лондоне ты уже видел эту же кофейню. Или, например, Nordsee [одна из крупнейших в мире сетей «рыбных» фастфудов]. Мы находим их, с ними договариваемся и приглашаем в Украину», - рассказывает он.
Обычно схема попадания в Украину знаменитых компаний и сетей — это простая аренда или франчайзинг.
Прекрасное далеко
Эксперты не берутся пока прогнозировать, какие прибыли принесет коммерческая деятельность Жулянам. Некоторые международные аэропорты, например, лондонский Хитроу, получают от половины до 70% дохода именно от коммерческой деятельности, рассказал Филипп Мизонов, руководитель проекта в Жулянах. Нашему аэропорту до общемировых показателей пока далеко. По крайней мере до тех пор, пока не будут достроены другие объекты.
Помимо современного международного терминала, «Мастер-Авиа» вместе с арендой земли взяла на себя обязательство построить бизнес-терминал, гостиницу, а также реконструировать существующий аэровокзал, который будет обслуживать внутренние рейсы. По данным Петровского, дополнительно будут построены ангары для техобслуживания и ремонта самолетов типа Boeing-737 и Airbus-320, для хранения небольших реактивных самолетов.
В бизнес-терминале помимо магазинов, разместятся офисные помещения и конференц-залы. Петровский надеется, что это привлечет в Жуляны представителей бизнеса. «Им не обязательно будет даже выезжать в город, за пределы аэропорта», - говорит он.
Старый аэровокзал, обслуживающий внутренние рейсы, реконструируют самым последним. Но конкретных сроков на него, как и на возведение гостиниц, ангаров и прочего, пока нет.