Символы вечной любви на столичном мосту
Миниатюрный пешеходный мостик, всего около 10 метров в длину, не просто связывает два центральных киевских парка. Он объединяет тысячи сердец людей, которые однажды защелкнули замок на его перилах.
Являясь чуть ли не культовым местом для романтиков, киевский Мост любви снова ждет ежегодного паломничества 14 февраля, в День Святого Валентина.
Увлечение замками началось не с Украины: миллионы таких символов вечной любви можно увидеть на заборах и мостах в разных уголках мира – в Москве, Вероне, Брюсселе, и даже в китайском городе Хуаншань, не говоря о многих других городах. Именами, высеченными на грубом металле замка - этого стального символа взаимной преданности – они закрепляют союз в избранном месте, и бросают ключ в пропасть – ну, или то, что находится под мостом.
Выбрасывать ключи, стоя на киевском мостике, к сожалению, не слишком романтично. Построенный в 1912 году по проекту Евгения Патона, известного киевского инженера-мостостроителя и родоначальника электросварки, мост возвышается над широкой автотрассой Петровской аллеи.
Раньше Мост Влюбленных, киевский Парковый мостик, был известен и под именем Чертов мост. Хрупкий и дрожащий на ветру, он не пользовался популярностью у прохожих начала 20 века. А после ремонтных работ стал местом, где разбитые сердца искали свой последний приют.
Существует легенда о несчастном гимназисте, который прыгнул с моста кногам своей возлюбленной. Другая история гласит о молодой паре, решившей свести счеты с жизнью, поскольку их семьи были против их союза.
Некоторые экскурсоводы упоминают, что к мосту был даже приставлен охранник, чтобы пресекать попытки самоубийств, но идея не принесла результата.
Однако культуролог и преподаватель Киево-Могилянской Академии Юлия Никишенко утверждает, что все эти рассказы не имеют под собой исторической основы.
В 1970-1990 годы прохожие привязывали на мосту разноцветные ленты.
«Я помню эти ленты, простые разноцветные ленточки без надписей,- говорит Никишенко. - Хотя, когда их было слишком много, мост выглядел не очень привлекательно.»
Замки пришли на смену лентам в конце 1990х. К тому времени в мире уже существовало множество мостов, увешанных стальными символами вечной преданности. Считается, что эта традиция пришла из Китая, где влюбленные жители Поднебесной обвешивали замками тросы, протянутые вдоль Великой Китайской стены.
В отличие от Великой Стены в Китае, киевский парковый мостик выглядит довольно неустойчиво под килограммами любви.
Городская служба по содержанию мостов и дорог, Киевавтодормост, пару лет назад начала срезать замки с перил. Первая партия срезанных замков с романтическими надписями весила около тонны, говорит директор Киевартодормост Александр Левченко. «Нравится это кому-то или нет, мы будем срезать их каждый год. Любовь не должна зависеть от замка,» резюмирует он.
Культуролог Никишенко тоже не одобряет такую традицию проявления любви: «Почему именно замок? Это украинская черта – перенесение романтических чувств в грубый практицизм. Это материализация любви.»
Замки, возможно, лишены привлекательности для Юлии Никишенко, но тысячи украинцев явно верят в их символизм, и им не нужно для этого приезжать в столицу – свои мосты любви выросли в Черновцах, Одессе, Черкассах,Харькове и других украинских городах. Елена Бондарева, менеджер одной из киевских фирм, занимающейся ручной гравировкой замков, говорит, что 80 процентов заказов на гравировку замков поступает от молодых девушек, 16-25 лет. Самые популярные надписи – имена, а между ними сердечки или плюсики, хотя иногда встречаются довольно странные любовные послания.
Надпись на замке «Все пройдет, и это тоже» была одним из таких странных заказов компании.
«Традиция, может и романтическая, - размышляет Бондарева, - но это - выброшенные деньги. Ведь замки все равно срезают.»
Правда, срезают не везде. Татьяна Грановская, старший диспетчер Управления по ремонту и эксплуатации дорог г. Днепропетровска очень обрадовалась возможности рассказать о городском мосте влюбленных.
«Мы тоже вешали замок. Муж заказал, и мы повесили его на годовщину свадьбы на нашем мосту,» – говорит 49-летняя Грановская. Она отметила, днепропетровская служба еще не срезала замки. «Зачем, это же прикольно! Мост весь увешан этими замками, можно даже найти большие амбарные замки».
Директор Киевавтодормост абсолютно другого мнения.
«В прошлом году у них была одна любовь, в этом году – другая, в следующем будет третья. А мост должен оставаться в надлежащем состоянии,»говорит Левченко. В Киевавтодормост беспокоятся, что дорожные вибрации могут струсить ненадежно закрепленные замки и повредить проезжающие под мостом машины.
Однако киевский мостик продолжает притягивать тысячи пар, желающих скрепить символическим замком клятву в вечной любви. И даже если такие вот мосты не оправдывают чьих-то ожиданий, бытует мнение, что они хранят историю и память об ушедшем чувстве, которую многие не хотели бы утратить.