Тариф на квартплату должен соответствовать уровню комфорта
Идея начисления подомовой квартирной платы возникла в Украине не вчера.
К такой практике расчетов за услуги обслуживания придомовых территорий, инфраструктуры жилого фонда, лифтового хозяйства, которые являются основными при формировании кварплаты, уже перешли Харьков, Ивано-Франковск, Херсон.
Законодательными основаниями для введения в стране механизма подомового начисления квартирной платы являются постановления Кабинета Министров №529, которым утвержден типовой договор о предоставлении услуг по содержанию придомовых территорий, а также – постановление №869, которым утвержден единый подход к тарифообразованию.
О перспективах и последствиях внедрения аналогичной системы сбора квартплаты в столице с «У.К.» поделилась директор ООО «Институт местного развития» Алена Бабак:
- Разработка подомовых тарифов на услуги по содержанию домов и придомовых территорий в Киеве ведется еще с весны 2010 года. На данный момент специалистами Главного информационно-вычислительного центра КГГА уже полностью разработано программное обеспечение, необходимое для расчета тарифов по каждому конкретному дому, которых в столице более 10 тысяч. Оно протестировано, учтено большинство замечаний. Управление ценовой политики КГГА выполнило всю работу, связанную с подготовкой распоряжения КГГА об установлении тарифов и их структуры на услуги содержания домов и придомовой территории. Но на практике эти тарифы пока не применяются, поскольку ожидают согласования в главном управлении юстиции столичной госадминистрации.
Очевидно, что люди, проживающие в элитном доме, оборудованном сверхсовременными системами жизнеобеспечения, не могут платить за квадратный метр столько же, сколько и обитатели простой «хрущевки». Будет весьма справедливо, если тарифы будут сформированы исходя из особенностей жилья и его состояния, а также тех удобств, которыми имеют возможность пользоваться жильцы. В нашей практике даже был случай, когда в одном из домов на ул. Городецкого в Киеве один из подъездов оборудован лифтом, а другой – нет. Соответственно, у жильцов этих двух подъездов размер квартплаты будет отличаться.
В отличие от коммунальных услуг, таких как водоснабжение, водоотведение, тепловая энергия, цена за единицу которых (или тариф) усредняется для всех жителей города, так как инженерные сети имеют одного собственника – территориальную общину, квартирная плата должна формироваться индивидуально для каждого дома. Это связано с тем, что жилой дом – это объект собственности совладельцев жилых и нежилых помещений, и экономически не справедливо усреднять между всеми плату за содержание этого объекта собственности.
К сожалению, тарифы все больше становятся вопросом политическим. И поэтому любые новшества воспринимаются и властью, и населением через призму политических интересов, что заметно притормаживает внедрение новых перспективных методик. Также очевидно, что при любом пересчете не приходится уповать на какое-то ощутимое снижение стоимости услуг, учитывая экономическую ситуацию в стране, удорожание ресурсов и прогрессирующую инфляцию.
Говоря же о возможных путях защиты населения от неправомерных тарифов на услуги и решения проблемы их качества, не соответствующего цене, могу посоветовать лишь одно: создавать объединения совладельцев многоквартирных домов и на правах коллективного собственника налаживать отношения с поставщиками услуг. Вопросы же соответствия тарифов услугам и доведения их до ведома потребителей достаточно четко регламентированы на законодательном уровне, в частности, законом «О жилищно-коммунальных услугах». При этом хочу подчеркнуть, что жильцы могут рассчитывать на реализацию своих прав исключительно при условии подписанного договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг. В случае же его отсутствия говорить о корректных и равноправных взаимоотношениях «потребитель-поставщик ЖКУ» не приходится, каким бы тариф ни был – хоть подомовым, хоть общим для целого населенного пункта.