Платить или не платить: как в Киеве выполняются новые правила парковки

Постановление Кабинета Министров о новых правилах парковки уже за две недели после своего вступления в силу подняло на ноги не только водителей.

Но и парковщиков, коммунальные предприятия и даже народных депутатов.

Никто не может разобраться в новом документе правительства и понять, как собирать плату за парковку авто.

Ведь, согласно постановлению, все парковки должны быть оборудованы паркоматами. А их сегодня днем с огнем не найти на киевских улицах. Не говоря уже о регионах.

В результате – водители платить по-старинке, в руки парковщикам – отказываются. Юристы уверяют, что автовладельцы имеют на это право.

Как на деле работают, а вернее, не работают новые правила парковки, - решили проверить журналисты PROXIMAИнформ, пройдясь по киевским улицам

Напомним, что еще в декабре 2009 года Кабинет Министров Украины принял постановление, которым обязал владельцев всех парковок привести парковочные территории в соответствии с нормами. Так, с 1 января 2012 года на всех парковках в обязательном порядке должны быть установлены паркоматы.

Парковщики теперь должны исполнять не роль кассира, который собирает плату с автовладельцев, а роль контролёра.

На то, чтобы оборудовать все парковки паркоматами, правительство дало два года. Но за это время такие автоматы появились на единичных парковках.

Первый паркомат с помпой установили в Киеве еще в 2008 году. Почему с помпой? Да потому что именно паркомат назвали одним из способов борьбы с коррупцией. Ведь он позволяет полностью исключить человеческий фактор при оплате за парковку.

Так, согласно официальным данным, парковщики не доносят до киевского бюджета около 50% своей выручки. Для борьбы с парковочной коррупцией в столице планировали установить около полусотни паркоматов. И это только в 2008 году.

При этом в год, как планировали киевские чиновники, паркоматы приносили бы в бюджет около 200 миллионов гривен. Для сравнения: в 2008 году киевские парковки пополнили городской бюджет чуть больше, чем на 16 миллионов гривен.

Казалось бы, постановление Кабмина о новых правилах парковки разрешит проблему коррупции и сделает парковку более удобной и мобильной для водителей.

Спустя две недели после вступления в силу нового постановления журналисты PROXIMAИнформ решили проверить, как на самом деле работает нашумевший документ.

Так, в двух шагах от киевской мэрии, считай в самом сердце столицы Украины, на улице Богдана Хмельницкого, паркомат мы нашли всего на одной парковке. Хотя их тут десятки.

Над паркоматом на синем знаке большими буквами надпись - "Тут працює паркомат". Внешне он похож на терминал. Да только грязный и обрисованный граффити.

Хотя стоит такой автомат не менее 100 тысяч гривен. Но, видимо, в задачи парковщиков не входит содержание паркоматов в надлежащем состоянии.

На остальных парковках плату с водителей исправно собирают все же те же парковщики в ядовито-оранжевой форме. Такие парковки определены дорожными знаками, под которыми указан владелец парковки - коммунальное предприятие "Коммунтранспарксервис" - и цена парковки в 10 гривен.

Еще один паркомат нам удалось найти в районе Бессарабского рынка. Правда, здешним водителям для, того, чтобы найти паркомат и оплатить парковку, нужно изрядно постараться.

Паркомат стоит за пешеходным подземным переходом, за столбом. Потому, для того, чтобы определиться, кому оплачивать парковку, водителю нужно внимательно осматривать окрестности.

Но даже после того, как водители находят паркомат, возникают проблемы. Ведь они просто не знают, как пользоваться автоматом.

Не удивительно, что мы стали свидетелями того, как парковщики сами берут деньги у водителей, а потом несут их в паркомат. Так что человеческий фактор все равно присутствует.

Еще один паркомат установлен в районе Южного железнодорожного вокзала. Здесь даже при наличии паркомата с водителей плату снимают все те же парковщики! Так что, о какой борьбе с коррупцией идет речь?

То есть, по большому счету, паркоматы установлены только для "галочки". А собирать с автовладельцев плату коммунальное предприятие почему-то предпочитает старым, проверенным методом. О причинах такого поведения остается только догадываться.

Но отсутствие паркоматов далеко не самый противоречивый момент нового постановления Кабинета Министров. Так, юристы трактуют документ таким образом, что, если на парковке нет паркомата или она по каким-то другим причинам не соответствует нормам постановления, то можно не платить деньги на таких парковках.

Не удивительно, что многие водители уже сегодня отказываются оплачивать парковочное место, требуя оплаты через паркомат.

В свою очередь Киевтранспарксервис, которое отвечает за парковки в Киеве, объясняет, что водители неверно поняли постановление правительства.

Так, согласно пункту 29 постановления, оплата стоимости услуг по содержанию площадок для платной парковки осуществляется как через парковочные автоматы, так и путем приобретения парковочного талона. То есть водитель все равно должен оплатить услугу, уверены в коммунальном предприятии.

Хотя юристы в данном споре все-таки на стороне водителей. И советуют коммунальному предприятию начинать выполнение постановление Кабмина – то есть закупать паркоматы.

Сегодня точку в данном споре может поставить лишь сам Кабинет Министров. Водители и владельцы парковок ждут разъяснений правительства касательно выполнения документа.

На днях вице-спикер Николай Томенко направил соответствующее обращение премьер-министру Николаю Азарову с просьбой предоставить официальные разъяснения.

При этом эксперты только руками разводят: зачем было принимать новые правила парковки, если они сегодня фактически не выполняются?