Опасные «Бортничи»: что ожидает станцию
Авария на станции аэрации Бортничи, которая случилась в Киеве во вторник, 17 января, - событие давно прогнозируемое и даже ожидаемое.
По словам специалистов, провал коллектора мог привести к довольно серьезным экологическим последствиям. В этот раз, утверждают в дирекции "Киевводоканала", все обошлось. Однако гарантировать, что подобная авария снова не случится уже завтра, никто не берется.
При въезде на территорию Бортнической станции журналистов строго предупреждают: к краю провала не подходите – есть риск дальнейшего обрушения! Провал на коллекторе, действительно, впечатляет: в яму глубиной 8 метров и диаметром 10 метров провалилось даже одно из хозяйственных сооружений. В этой бытовке работники станции обычно переодеваются. Начальство станции говорит: слава богу, что авария случилась ночью, когда в пристройке никого не было.
По словам председателя правления компании "Киевводоканал" Валерия Чечневого, причиной аварии стала газовая коррозия. Другими словами, испарения сточных вод разрушили железобетонные своды конструкций коллектора, а вытекшая вода подмыла грунт в месте провала. Валерий Чечневой также утверждает, что подобная причина аварии – не только украинская экзотика. С этой же проблемой сталкиваются также в других странах. Поэтому в Европе коллекторы давно стараются делать из менее разрушаемых материалов.
Авария на коллекторе привела к тому, что система решеток насосной станции БСА засорилась и уровень стоков в системе начал повышаться. Чтобы избежать выхода нечистот на поверхность, ночью аварийные бригады переключили потоки на Позняковскую насосную станцию. Это позволило избежать более серьезных последствий, о которых дирекция "Киевводоканала" на брифинге по поводу аварии старалась не говорить.
Впрочем, одна из версий, которую озвучили специалисты, такова: если бы вытекание сточных вод на поверхность произошло, Харьковский массив залило бы нечистотами.
Днем, 17 января, по словам представителей "Киевводоканала", аварию удалось локализировать. А вот на то, чтобы полностью ее ликвидировать уйдет около двух месяцев и четырех миллионов гривен. Как заявил Валерий Чечневой, ни экологической, ни технологической катастрофой авария Киеву не грозит.
Экологи же, которые комментируют инцидент, настроены более пессимистично. Например, директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко уверен, что прорыв в коллекторе на Бортнической станции аэрации может обернуться массовым отравлением рыбы.
"Для Киева это – ничего. Все эти нечистоты пойдут на Канев, на Черкассы. И проблема будет у тех городов, которые будут пить испражнения киевлян. Ну, еще и для рыбы, которая сейчас находится из-за морозов подо льдом. Нет подпитки кислорода из-за льда, и любое загрязнение воды для них вылезет боком, так что можно ожидать массового отравления рыбы. Все зависит, конечно, от того, в каком количество будет вытекать", - говорит эколог.
По словам Борейко, несмотря на заверения "Киевводоканала" о том, что для ликвидации прорыва делается все возможное, это делается лишь для того, чтобы "успокоить общественное мнение".
В то же время и дирекция "Киевводоканала", и экологи сходятся в одном – о возможности аварии на Бортнической станции говорят уже давно и много. Специалисты утверждают, что предприятие находится в критическом состоянии и уже в ближайшем будущем может стать причиной не только неприятных запахов, но и экологической катастрофы в Киеве.
Почти все очистительные сооружения давно отработали свое - срок эксплуатации многих из них достигает 30-40 лет. Иловые поля, на которые для сушки перекачивается осадок после очистки воды, переполнены. Объемы осадков, которые сейчас находятся на полях, почти в три раза превышают проектные.
Единственный выход из ситуации - масштабная реконструкция, о которой чиновники говорят уже не первый год. В случае, если она не будет проведена, Киеву грозит экологическая катастрофа - неочищенные стоки могут попасть в Днепр. Однако установка нового очистительного оборудования, подсыпка иловых полей и строительство илосжигательного завода - удовольствие не из дешевых. "Киевводоканал" оценивает общую стоимость необходимой реконструкции более чем в 5 млрд гривен.
По словам Валерия Чечневого, это самая большая авария на БСА за последние годы. Более мелкие аварии на других коллекторах проходят раз в 3-4 месяца. Предугадать, где именно может случится следующая авария, никто не в силах. Специалисты не могут гарантировать, что нечто подобное, если не хуже, не случится уже завтра.