Николай Орленко: Для всех очевидно, что Гостиный двор нужно реставрировать
С Николаем Орленко - героем Украины и заслуженным архитектором Украины - мы беседуем на втором этаже Гостиного двора.
Именно здесь до последнего времени находилась проектно-строительная корпорация "Укрреставрация", которую он возглавляет многие годы. Несмотря на то, что самому Орленко, вряд ли хочется переезжать из нажитого места, он констатирует: Гостиный двор нужно реконструировать! И даже рад, что наконец-то к этому объекту дошли руки.
Николай Иванович, ваша корпорация находится в этом здании уже десятки лет. А сейчас и вас, и массу других арендаторов выселяют ради реконструкции. Вы не думаете, что вернетесь совсем в другое здание или вовсе больше не вернетесь?
У нас сейчас в корпорации – 17 организаций. Раньше все были государственными, но когда началась приватизация, и Верховная Рада решила, что нас надо снять с государственного довольствия, – оставили только два проектных института и одну лабораторию. С 1992-го года корпорация стала как добровольная ассоциация, а организовались мы для защиты реставрационной отрасли. Сейчас, конечно, мы уезжаем из Гостиного двора, где я, например, работаю уже десятки лет, но нам обещали, что это на время реставрации.
Я понимаю: реставрация Гостиного двора действительно необходима. Вы же знаете, что на Подоле стоит церковь Пирогощи. В 30-х годах она была разрушена, но позже восстановлена. Так вот – по царским канонам - ни у кого карниз не мог быть выше, чем у этой церкви. И наше здание, и многие другие на Подоле не выше, чем было установлено тогдашними канонами.
А это очень важно. Для нас пока это просто немыслимо, но, скажем, в Англии в любом районном центре есть историко-архитектурный план, где расписано все: каким должен быть фасад здания, в какую сторону открываться двери, какие петли должны быть на этих дверях! И там государство следит за всеми этими вещами, чтобы памятник был аутентчиным. То есть, неважно даже, кто владелец объекта – даже если это частное лицо, он не может делать с ним, все, что ему заблагорассудится.
Но мы же не в Англии. Думаете, и с Гостиным двором так будет?
Раз уж мы заговорили об Англии, то и там, и в других странах действуют законы о реставрации, которые мы должны выполнять, так как обязались выполнять все соответствующие конвенции. В общем, проекту реставрации Гостиного двора нужно пройти все согласования и он должен соответствовать всем хартиям по реставрации. Есть законы о реставрации, которые что у нас, что в Англии, что в Германии трактуются одинаково, потому что Украина подписала все соответствующие конвенции.
И они у нас будут выполняться?
Конечно, нам нужно сохранить внешний вид Гостиного двора. Но многое нужно поменять – например, уже 20 лет трубами никто не занимался. Если вспомнить историю, то при согласовании проекта 1809-го года царь разрешил двухэтажные гостиные ряды только в трех городах – Киеве, а также Москве и Питере. Другие города также их реконструировали, но внешний вид оставили неизменным. А то, что Гостиный двор после почти трех десятков лет нужно ставить на реставрацию – очевидно.
Многие с этим не согласны…
Я как специалист это утверждаю. Те наши коллеги, которые будут заниматься этим проектом, просто должны соблюдать установленные законом требования. Проекту нужно пройти адаптацию, и он должен был проведен в установленном порядке.
Посмотрите на отреставрированный Успенский собор – всем он хорош. Мы когда-то подготовили проект его реставрации, который просто был отложен до лучших времен. Через 16 лет был объявлен новый тендер, и мы выставили на него тот самый наш проект. Всему свое время.
А вас не смущает, что в историческом центре может возникнуть торгово-офисный центр?
Считаю, что архитектор, который отвечает за реконструкцию, обязан детально все разъяснить киевлянам. Давайте скажем откровенно: по сей момент в Гостином дворе были институт, лаборатория, библиотека и корпорация «Укрреставрация». Все это занимало где-то треть этого здания. Поэтому к искусству это здание имело разве что косвенное отношение – в основном, это был центр научной реставрации.
Нынешняя ситуация с Гостиным двором во многом связана с тем, что недавно он был исключен из реестра памятников архитектуры.
Понятно, что у государства сейчас есть более насущные задачи вроде Евро-2012, но, к сожалению, можно констатировать, что охрана культурного наследия сегодня мало кого волнует. Органов охраны этого самого культурного наследия на сегодня в стране фактически нет, и с реставрационными работами сейчас просто беда. Например, наша корпорация сейчас по сравнению с прошлыми временами делает только 9 % работ. И даже не о Киеве сейчас речь, а о городах вроде Луцка или Каменец-Подольского – это же сокровищницы просто, но они приходят в упадок. Есть выражение о том, что архитектура – это застывшая музыка. И согласитесь, что столица совсем по-другому задышала и зазвучала, когда были отреставрированы десятки здешних легендарных памятников.
Как обычно, всех интересует денежный вопрос. Во сколько может обойтись реставрация Гостиного двора и когда он снова откроет двери и ворота для киевлян?
Реставрация начинается с того, что объект сначала надо диагностировать, «полечить», а потом приспособить, под что вы хотите. Реставрировать Гостиный ряд не так сложно, как, скажем, филармонию с ее акустикой. Но этим нужно заниматься.