Гибель чиновника в ДТП остро поставила проблему нелегальных гонок в Киеве
Смерть крупного чиновника Сергея Чекашкина показала, что в нелегальных гонках участвуют «большие люди», с которыми трудно совладать даже гаишникам.
В минувший вторник хоронили жертв резонансного ДТП, случившегося в ночь на 23 сентября на Бориспольской трассе. Больше всего людей собрали проводы Сергея Чекашкина, руководителя финдепартамента Минэкономики. Перед зданием, где он работал, – на ул. Горького, 174, весь двор был завален венками от его ведомства. Публику на похоронах можно было условно разделить на три группы: родные, коллеги по работе и друзья по автоспорту. Коллег подвезли централизованно на большом автобусе. Гонщики прибыли на эксклюзивных моделях Mustang, Toyota, BMW... Никто из узнаваемых политиков, включая министра экономики Петра Порошенко, на церемонии так и не появился.
В толпе бурно обсуждали обстоятельства аварии. Часто чиновники восклицали, что пресса раздула обычное ДТП. Хотя сложно назвать обычным, когда на спортивной машине, предназначенной для спорт-треков, гоняют по дорогам общего пользования. Напомним, дорогой спорткар Сергея разбился об отбойник, вместе с ним погиб пассажир – Ярослав Сорокин. Позже в карету «скорой», примчавшуюся на вызов, на скорости влетел мотоциклист – Валентин Самойленко, и тоже погиб.
Последняя гонка – с Ferrari
На автофорумах аудитории разделились: одни кляли мажоров-гонщиков, другие недоумевали – почему среди аматоров на машинах, прокачанных «в гараже у дяди Васи», оказались владельцы эксклюзивных каров. Знакомые Чекашкина на похоронах говорили, что уже получили записи с видеокамер на Бориспольской. Там видно, что машина Сергея – Dodge Viper – соревновалась с Ferrari. Однако перед самым финишем на какую-то долю секунды у машины Чекашкина загорелись стоп-сигналы. Вероятно, он нажал на тормоз, машина потеряла управление и врезалась в отбойник. То ли по договоренности между собой, то ли по незнанию никто из друзей не захотел говорить, кто же был водителем злополучной Ferrari. Да и на похоронах никто на такой машине не появился. Возможно, гонщик побоялся реакции родственников погибшего. Парни, которые не раз участвовали в легальных гонках с Чекашкиным, говорят, что он был большим профессионалом и вряд ли мог допустить такую детскую ошибку – на скорости резко выжать тормоз.
На его Viper можно было ездить только на закрытых треках
– Я не верю, что Сергей участвовал в гонках со стритрейсерами, возможно, он просто оказался вместе с ними в одном месте, потому что решил продемонстрировать кому-то из друзей возможности своей машины, – рассказал нам Дмитрий Филин, гонщик и друг покойного. – Поймите, у Чекашкина было столько денег, что он сам мог кому угодно выплатить любые призовые, ему не нужны были несколько тысяч гривен, за которые соревнуются малолетки-рейсеры на Бажана. Он сам часто выплачивал призовые на автодроме «Чайка».
Друг-гонщик говорит, что машина у Чекашкина была такая мощная, что на ней можно было ездить только на автодроме, а не на Бориспольской трассе.
Андрей Гальчинский, председатель Комитета по гонкам с ускорением, утверждает, что к нелегальным перекрытиям дорог его погибший коллега никакого отношения не имел. Чекашкина похоронили на Лесном кладбище. Его коллегу – фотографа и оператора, снимавшего гонки, 23-летнего Ярослава Сорокина, – на Берковецком. Друзья говорили, что Ярик редко ездил с гонщиками, в основном работал с камерой на земле, но в ту ночь решил поснимать Сергея. На этой же неделе похоронили и мотоциклиста Валентина Самойленко, работавшего в одной из столичных фирм водителем.
Чекашкин не признавал подушек безопасности
В свои 38 лет Чекашкин сумел сделать успешную карьеру на госслужбе, работал в нескольких министерствах и налоговой. Спортивные автомобили были его страстью. Но не просто спорткары с конвейера, а эксклюзивные модели, доработанные в дорогих тюннинговых ателье. После такого усовершенствования машины превращались в настоящие гоночные, которые могли развивать скорости болидов «Формулы-1». В автопарке чиновника были: Dodge Viper SRT10, два Ford Mustang, Jeep Grand Cherokee SRT8 Hennesy, Nissan GT-R.
Причем подушек безопасности коллекционер не признавал. Автогонщик говаривал, что даже из тяжелого джипа Grand Cherokee демонтировал их, потому как «при срабатывании могли разбить нос». Особой любовью Сергея пользовался именно Dodge Viper, который и сыграл роковую роль в его судьбе. Предыдущий владелец-американец, как рассказывал в одной из телепрограмм сам Чекашкин, продал эту машину, потому что понял: на ней ездить опасно. Но украинскому чиновнику-гонщику она пришлась в самый раз. В рейсерских кругах все знали его под прозвищем Че Гевара.
Чуть не устроили новые гонки в память о погибших
– Водитель Вайпера (Чекашкин) предложил погоняться, я отказался, потому что скользкий был асфальт, да и организация хреновая – зрители по трассе бегали, – вспоминал на форуме один из рейсеров, ездивших в ту ночь. – Он поехал с Ferrari. Снес на финише метров двести отбойника и покувыркался. Гаишники пытались помешать, но не вышло.
Научила ли кого-то эта трагедия – большой вопрос. После нее никто из участников главных стритрейсерских клубов (в Киеве их семь: Streetspirits, Hotwheels, Skyracing, Streetpride, VR Club, Firestreet, Illegal Racing Club) не заявил о закрытии ночных гонок по Киеву. Наоборот, даже предлагалось устроить автопробег со свечами в память о погибших. Слава Богу, друзья жертв ДТП урезонили активистов, а то, не дай Бог, свечи пришлось бы зажигать по новым погибшим.
Как заявил Николай Жукович, начальник пресс-службы милиции Киевщины, нет доказательств, что это были гонки, да и скорость по видео нельзя определить. Мол, это задачи автотехнической экспертизы. Водителя Ferrari пока не ищут. Милиция проверяет три версии: либо авария случилась по вине Чекашкина – тогда дело будет закрыто в связи с его гибелью. Либо была техническая неисправность, и тогда дело тоже будет закрыто, так как за техсостояние авто отвечает водитель. Или же причиной ДТП стал другой автомобиль – только в этом случае в уголовном деле может появиться обвиняемый. Но, судя по безразличию к водителю Ferrari, этого не случится. Если же говорить глобально о проблеме, то у МВД достаточно сил, чтобы заставить зарвавшихся гонщиков уйти с дорог общего пользования. Тем более, если речь идет о Бориспольской трассе – дороге, по которой люди ездят в аэропорт. Сколько еще нужно трупов на дорогах, чтобы загнать стритрейсеров на закрытые автотреки?
Официально. Излюбленные места рейсеров – мост Кирпы, проспект Бажана, ВДНХ
Юрий Лукиша, командир полка ДПС ГАИ Киева:
– Нелегальные гонки – большая проблема для Киева. Мы стараемся с ними бороться, составляем списки автомобилей гонщиков, проводим профбеседы, операции типа «Форсаж». К примеру, останавливаем машину, которая по виду напоминает гоночную, и обследуем на предмет несанкционированного переоборудования двигателей. Но ночью в каждом районе всего по два патруля. А у них может быть по 300-400 машин за раз. До 2008 года по Админкодексу была ответственность за участие в групповых передвижениях. Тогда можно было штрафовать только за то, что они ездят наперегонки по дорогам. Сейчас эта статья изъята из кодекса, но мы все равно штрафуем за превышение скорости и создание аварийной ситуации.
Излюбленные места рейсеров: мост Кирпы, проспект Бажана, ВДНХ и недостроенный участок новой Кольцевой дороги. Они собираются около 10 вечера на парковке возле ТЦ «Новус» на Бажана или возле площади ВОВ. Мы следим за местами сборов – подъезжает машина ГАИ без опознавательных знаков и по радио сообщает патрулям их маршруты. Я в минувшую пятницу сам выезжал на мост Кирпы и беседовал с большой группой гонщиков. Наши шесть экипажей сорвали им гонки тогда. На треки они идти не хотят, там по 100 грн нужно с автомобиля платить, им интереснее гонять по Киеву. Средний возраст гонщиков – до 30 лет. Организаторы нам известны – это одни и те же люди, они рассылают смс-ки о времени и месте гонок участникам. Но мы же не можем прослушивать их телефоны.