Почему студентов не пускали в Сретенскую церковь
В последние десятилетия распространенным явлением в Киеве стало возвращение разрушенных святынь.
На месте древнего храма возле Львовской площади в центре столицы собираются выстроить ультрасовременный собор.
-- Денег не хватило
Еще в начале позапрошлого столетия старейшую часть Киева окружали крепостные валы, восходящие к временам Ярослава Мудрого. Подобные твердыни проходили и вблизи нынешней Львовской площади, где внутрь города вели Львовские ворота. К ним сходились несколько улиц. Одна из них по сей день называется Сретенская - ведь рядом стояла деревянная церковь Сретения Господня, выстроенная в XVIII веке на месте обветшалой, еще более давней.
Но вот древние валы были срыты. Сретенский храм решили выстроить заново - уже из камня. Архитектор Павел Спарро в 1852 году разработал проект нового двухъярусного строения, увенчанного стройными 35-метровыми башнями. Для оформления фасадов был использован так называемый русско-византийский стиль. Проект, по тогдашним правилам, рассмотрел сам государь Николай Павлович. Он наложил резолюцию: «Согласен, но фасад переделать, очень некрасив». Столичные специалисты подправили чертежи и отослали для исполнения в Киев.
Работы начались. Но Крымская война, разгоревшаяся в то время, вынудила отложить строительство. Финансирование было резко сокращено. В результате пришлось пересмотреть замысел, сделав его намного скромнее. К 1861 году храм построили одноярусным и увенчали несложным деревянным куполом. Такой неказистый вид он имел в течение трех десятилетий.
-- Запрещенное чудо
Впрочем, со временем храмовая община накопила средства. В 1880-е годы зодчий Владимир Николаев значительно расширил Сретенскую церковь - насколько позволяла узкая площадка между Сретенской и Большой Житомирской улицами. Строение обрело монументальные фасады в духе византийского зодчества и было увенчано массивным куполом, спереди была пристроена колокольня.
Спустя еще четверть века рост приходского населения привел к тому, что даже новых размеров Сретенской церкви стало уже недостаточно. Но территории для расширения практически не было. Автор проекта очередной реконструкции Евгений Ермаков в 1911-1912 годах смог только удлинить западную часть храма, переместив колокольню на несколько метров вперед - по сути, впритык к проезжей части.
Храм оставался действующим и в первые советские годы. Тогда по всему Киеву прокатилась молва о событии, совершившемся 19 июля 1923 года. Многие свидетели утверждали, что покрытие колокольни Сретенского храма чудесным образом обновилось, засияв свежей позолотой. К церкви на Львовской площади сразу же устремились толпы верующих.
Понятно, что большевистская власть, которая придерживалась политики государственного атеизма, не обрадовалась чуду. В прессе опубликовали серию интервью с учеными, объяснявшими удивительный факт естественными причинами; здесь же печатались фельетоны, высмеивавшие церковников и суеверных горожан (автором одного из них был знаменитый украинский сатирик Остап Вишня). А потом и самой церкви не стало. Ее снесли в середине 1930-х годов наряду со многими другими киевскими святынями.
-- Эхо прошлого или новое слово?
В последние десятилетия распространенным явлением в Киеве стало возвращение разрушенных святынь. Уже несколько воссозданных храмов снова занимают намоленные места. Так собирались поступить и со Сретенской церковью. Здесь уже стоит часовенка, устроенная православной общиной Киевского патриархата.
Но, как оказалось, на этом участке не так-то просто разместить то, что было утрачено. Если восстанавливать Сретенскую церковь такой, как построил Николаев, а тем более Ермаков, то там просто негде будет повернуться! Ведь значительную часть церковной усадьбы ныне занимает Торгово-промышленная палата. Кроме того, Сретенскому храму некогда принадлежал и участок
№ 36 на противоположной стороне Большой Житомирской улицы, где стоял домик священника. Теперь, понятное дело, никто его не отдаст. Так что при плотном транспортном движении на Львовской площади храм, воссозданный буквально, просто не смог бы действовать. Думали о том, чтобы ограничиться вариантом 1861 года. Однако смешно было бы теперь строить церковь такой, какой она предстала в свое время из-за нехватки средств.
И тут напрашивается вывод: так ли уж необходимо именно воссоздание? К такому способу обычно прибегают, чтобы вернуть в целостную историческую среду утраченный элемент. А что за среда теперь на Львовской площади? Наряду с несколькими уцелевшими доходными домами - громадные постройки из стекла и бетона: Дом торговли, Дом художника, та же Торгово-промышленная палата...
Может быть, в этих условиях разумнее было бы позволить современным зодчим сказать новое слово в сакральной архитектуре? Тогда можно будет вписать храм в небольшой участок так, как будет удобно верующим. Подобное предложение недавно было подготовлено в мастерской киевского архитектора Яноша Вига. Планировка предполагаемой Сретенской церкви соответствует канонам, но ее облик, конструкции, прозрачные стены порождены уже XXI веком. Есть, наверное, смысл обсудить такой нестандартный подход. Разумеется, при условии, что все работы на историческом участке будут вестись при самом пристальном внимании археологов.
-- В тему
«Студентов не пущать!»
В прежние времена святыней Сретенской церкви была чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Она привлекала сюда многочисленных богомольцев. О посещении церкви в народе так и говорили: «Побывать у Скорбящей»; бытовало даже не шибко грамотное название храма «Скорбящая церковь».
Иконе приписывали разные целебные свойства. А среди киевских барышень сложилось поверье, что она якобы способствовала успешному поиску «сердечного друга». По субботам, когда служилось особое молебствие перед чудотворным образом, Сретенский храм переполняли девицы на выданье. Об этом пронюхали некоторые студенты-донжуаны. Они начали похаживать на тот же молебен, надеясь завести удачный флирт. Бдительные мамаши забили тревогу - и власти официально запретили студентам по субботним дням являться к «Скорбящей».