Александр Попов: Без изменений в госбюджет обеспечить жизнедеятельность Киева будет невозможно

Целиком подтверждаю сказанное ранее и о прошлогоднем бюджете, и об утвержденных парламентом показателях к бюджету Киева текущего года.

6 декабря Верховная Рада приняла, а после этого президент Виктор Янукович подписал государственный бюджет на 2013 год, которым также одобрил изъятие 50% поступлений, полученных городским бюджетом Киева от налога на доходы физических лиц в пользу госбюджета. Такие действия госвластей привели к тому, что депутаты городского совета отказались принимать в целом бюджет столицы на 2013 год и январь Киев прожил по схеме 1/12 от горбюджета-2012. На сессии в начале февраля столичным депутатам будет вновь представлен проект бюджета Киева на текущий год. О дискуссиях с властью страны и о том, какие договоренности были достигнуты, а также о возможных изменениях в руководящем аппарате города после выборов мэра Українським Новинам рассказал председатель Киевгорадминистрации Александр Попов.

Городской совет и КГГА выступили категорически против принятия горбюджета-2013. Почему именно сейчас киевские власти так безапелляционно раскритиковали действия правительства, ведь норма по изъятию 50% действует не первый год и вы лично неоднократно утверждали, что ежегодный объем субвенций из госбюджета превышает эти изъятия? Да и в прошлом году сумма изъятий также была не маленькой – 7,254 млрд гривен.

Целиком подтверждаю сказанное ранее и о прошлогоднем бюджете, и об утвержденных парламентом показателях к бюджету Киева текущего года. В минувшем году на жизнеобеспечение города было направлено на два млрд больше, чем предусмотрено в утвержденном Верховной Радой бюджете на 2013 год. Мы все понимаем, что за этот период времени запланирован рост заработных плат, социальных выплат. И естественно, бюджет города должен был вырасти, а тут наоборот – он сократился. Понятно, что мы не могли с этим согласиться. И дело не только в инвестиционной составляющей. Прежде всего, мы не могли согласиться с доведенными нам показателями, из-за которых неминуемо возник бы дефицит средств даже на зарплаты бюджетникам – учителям, медикам, работникам учреждений культуры и другим. Такая ситуация возникла, в частности, и по причине неоправданно больших, по моему убеждению, изъятий из доходов городского бюджета в пользу общегосударственного.

И что будет дальше?

Мы сейчас активно проводим переговоры с Минфином о том, чтобы добиться изменений в Бюджетном кодексе, в соответствии с которыми вся сумма – 100% – поступлений от уплаты киевлянами налога на их доходы как физических лиц будет оставаться в Киеве для финансирования общих потребностей горожан. Сейчас у нас изымают в госбюджет половину поступлений от этого налога – значительно больше, чем у любого другого города страны (Киев – единственный город, у которого изымается 50% подоходного налога граждан в пользу госбюджета – ред.). Образующуюся в результате "бюджетную дыру" закрываем, добиваясь субвенций от центральной власти. В прошлом году изъятия по упомянутому налогу составили 7,254 млрд гривен. Но мы эти деньги вернули городу через разные программы. Более того, объем субвенций был даже больше, чем изъятия. Поэтому сказать, что был утрачен городской ресурс – нельзя, но то, что распределял этот ресурс Кабинет Министров, а не территориальная община – это минус. Убежден, что несмотря ни на что, к вопросу по законодательному возврату 50% изъятий от поступлений от налога на доход физлиц в бюджет города нужно обязательно вернуться.

Сейчас в СМИ все чаще связывают последние заявления властей по изъятиям исключительно с приближающимися выборами в Киеве...

На то СМИ или политики и являются СМИ и политиками, чтобы выстраивать разные версии событий. Но в данном случае есть абсолютно простая логика: в соответствии с параметрами государственного бюджета на 2013 год показатели проекта таковы, что на 2013 год Киеву предлагают бюджет меньше на два миллиарда, чем горбюджет-2012. В этих условиях нормальную жизнедеятельность Киева не сможет обеспечить ни Попов, ни Иванов, ни Сидоров... Это просто констатация факта. И, конечно, с этим фактом я смириться не могу, потому что моя задача - обеспечить нормальную жизнедеятельность города и зарплаты бюджетникам в первую очередь, во вторую – дать стимул для развития городской инфраструктуры. Считаю, что изъятие 50% поступлений от налога на доход физлиц – это неправильное решение парламента прошлого созыва, проголосовавшего за такой порядок. Эту "неправильность" надо исправить.

Но почему при этой же норме Бюджетного кодекса, что действовала и в минувшем году, возникла угроза сокращения бюджета Киева в этом году? Как это произошло? Вы знаете, накануне принятия бюджета всегда проводились консультации с регионами, а со столицей – в первую очередь. На исходе минувшего года, когда готовился и принимался госбюджет-2013, то ли потому, что правительство готовилось к отставке, то ли потому, что Верховный Совет доживал свою каденцию, таких консультаций проведено не было. Потому и возникли наши серьезные принципиальные разногласия с уже ушедшим в отставку правительством и с парламентом прошлого созыва, проголосовавшим за правительственный проект главного финансового закона страны. Поэтому у меня другого варианта, кроме как поднять проблему, обсудить ее с общественностью и перевести в формат дискуссии с центральной властью, не было. Убежден, что в этой ситуации поступил так, как должен был поступить.

Ввиду сложившихся разногласий с госвластью — отказом правительства найти компромисс, не передумали ли Вы относительно участия в выборах?

И в отношении отстаивания перед централььной властью прав и интересов киевлян, и в отношении участия в выборах моя позиция одинаково принципиальна и неизменна.

Вы говорили не так давно, что, возможно, в случае победы на выборах мэра, вы готовы приостановить членство в ПР. Вы все еще склонны к такому решению?

Я уже не первый год руковожу городским хозяйством, и не только в Киеве. Руководитель, который избирается всеми жителями города, должен работать в интересах всей территориальной громады, независимо от того, каковы его личные и любого другого горожанина партийные предпочтения. Мое глубокое убеждение, что городской голова на период избрания должен отказаться от каких-либо партийно-политических приоритетов в своей работе. И я не хочу, чтобы это связывали с какими-то политтехнологиями или строили домыслы, поскольку я не только не скрываю, что я член партии, я – активный член партии, но моя принципиальная позиция заключается в том, что на период мэрства партийность необходимо приостановить. Так и буду поступать.

Александр Павлович, попрошу вас прокомментировать несколько слухов. Первый, о том, что вы, якобы, написали заявление об отставке с должности после выборов Рады и хотите вернуться в ряды министров и работать в МинЖКХ.

Это неправда, всего лишь слухи. И речь не о том, хочу или не хочу. У меня даже таких мыслей не было. Работа, которую сейчас исполняю, – очень сложная и ответственная, и при этом очень интересная. За время, в течение которого работаю, в Киеве заметны перемены к лучшему. Много их или мало – судить киевлянам. Говорить же о результатах по ряду вопросов можно лишь спустя время, и период, когда мы реализуем запланированные проекты, должен быть стабильным для города. Ведь изначально необходимо понять проблему, организовать пути ее теоретического разрешения, мобилизировать все силы и средства для этого, и уже потом показать положительный результат. Это не месяц и не два, на решение сложных стратегических задач всегда уходит некоторое время. Мы на высоком уровне подготовили и провели чемпионат Европы по футболу в 2012 году, как раз благодаря тому, что два года был период стабильности. В условиях дальнейшей стабильности мы гарантировано дадим возможность, и я к этому хотел бы быть причастен, интенсивному развитию Киева в разных направлениях.

Мы с вами всегда рассматривали лишь один вариант итога выборов – ваша победа. Но это ведь палка двух концов. Давайте рассмотрим вариант поражения. Где вы себя видите дальше в таком случае: останетесь на должности председателя КГГА или решите сменить место работы?

Уверен, что одержу победу на выборах. А уж быть мне только городским головой или объединить мэрские полномочия с полномочиями руководителя горадминистрации – это, согласно закону, должен решить президент. Я не проигрывал ни одни выборы и не собираюсь проигрывать эти. У меня есть и будет возможность заслужить доверие большинства киевлян.

А вы уже готовитесь к избирательной кампании?

Ну как же я могу заниматься избирательной кампанией, если я не знаю, когда выборы.

А вот давайте теперь и вернемся к уже долгое время актуальному и не решенному вопросу – дате выборов мэра столицы.

Юридически, каденция действующего городского совета заканчивается в конце мая – начале июня. Плюс-минус какое-то время должны пройти и выборы нового состава горсовета и одновременно мэра. 26 мая – День Киева. Было бы нелогично совмещать это событие с днем выборов. А вот после праздника – возможна любая дата. Но это мои размышления, как решит Верховная Рада – неизвестно. Я бы сказал так: конец первого полугодия – наиболее вероятное время проведения выборов.

Александр Павлович, есть еще один слух. Есть информация, что на недавнем закрытом совещании у президента речь шла об увольнении трех ваших заместителей: Михаила Кучука, Руслана Крамаренко и Александра Пузанова. А также, говорили об альтернативной кандидатуре на должность первого зама вместо Александра Мазурчака. Это лишь слухи или все же есть доля правды?

Если такое совещание и было, то оно было без моего участия, и я о нем ничего не знаю. У меня с президентом такой встречи и такого разговора не было.

А что касается вообще возможных ротаций среди ваших замов? Что будет после выборов? Рассматриваете ли вы замещение кандидатур, возможно сокращение или увеличение количества замов?

Возможны разные варианты: как увеличение их количества, так и замещение определенных людей.

А работой всех своих замов вы довольны?

Мои заместители, как и главы администраций, люди не случайные. Они прошли большой путь административной деятельности. Это было доказано и тем же Евро, ведь люди в короткие сроки смогли подготовиться и на достойном уровне обеспечить проведение чемпионата. Что касается недавно уволенных глав администраций, то произошло так, что кто-то расслабился в момент, когда нужно было консолидировать усилия, мобилизовать других, поэтому и случились ротации среди глав администраций.

Вы подали ходатайство об увольнении трех глав районов. Определены ли кандидатуры тех, кто займет вакансии, и не предвидятся ли еще какие-либо увольнения среди других руководителей райадминистраций?

Я начал заниматься подбором кандидатов на замещение сразу же после того, как принял решение подать представление об увольнении. Кандидаты уже есть, но сказать, что кто-то определен окончательно, я не могу. Мы точно не будем задерживать назначение новых глав. Я думаю, на следующей неделе они уже будут назначены.

К тому же, есть также главы районов, которые сами хотят уйти на заслуженный отдых. Конкретный пример – Сидоров Иван Петрович (председатель Соломенской райадминистрации). Я думаю, что в отношении него указ будет подписан одновременно с тремя уволенными.

Настоящий же вопрос в том, что желающих работать на руководящих должностях много, а умеющих – намного меньше. Опыт тех людей, которые есть или даже тех, кого подал на увольнение, я высоко ценю и найду, где можно задействовать их потенциал.

На прошлой неделе с правительством обсуждались вопросы горбюджета и изъятий и, как известно, таки не договорились об отмене. Если Рада и примет изменения в Бюджетный кодекс, то действовать они начнут лишь с 2014 года, ведь обратной силы закон не имеет.

Настаивал и буду настаивать на том, чтобы изменения в Бюджетный кодекс были внесены, и те доходы, которые изымаются, поступали в городской бюджет. Есть такой механизм: Министерство финансов и город формируют рабочую группу, которая нарабатывает предложения. Эти предложения идут от Кабмина в Верховную Раду и уже потом проходят на законодательном уровне. Но независимо от того, как скоро мы добьемся решения этого принципиального вопроса, бюджет 2013 года для Киева мы существенно увеличим по сравнению с тем, как нам его предложили на исходе года минувшего.

Скажите, а если таки отменят данную норму, повлияет ли это каким-то образом на объем субвенций из госбюджета?

Убежден, что в текущем году мы примерно такую же сумму, как изымается, сможем вернуть по разным программам, которые финансируются правительством. Это и строительство доступного жилья, строительство метро, объектов дорожно-транспортной инфраструктуры, спорткомплексов, школ, детских садиков и ряда других стратегически важных объектов. Поэтому я уверен в том, что мы добьемся в этом году возврата суммы посредством субвенций. Конечно, если отменят изъятия, то, вероятно, будет пересмотрен и объем субвенций из госбюджета Киеву. Разница лишь в том, что сейчас нам приходится договариваться с правительством, а после отмены киевляне сами будут распределять заработанные ими средства. Однако субвенции Киев также должен получать.

Кстати, то, что город живет пока без бюджета на 2013 год, как-то влияет на деятельность коммунальных предприятий?

Не только коммунальных. Это влияет на социальную защиту работников коммунальной сферы. Мы сейчас живем по схеме 1/12 бюджета от 2012 года. Каждый месяц мы будем обеспечивать этот средний показатель. Но если мы примем бюджет, тогда пересчитаем ресурсы за январь и в феврале сможем выплатить киевлянам зарплату гораздо больше. Тот проект, который мы предложим, является компромиссным и отображает интересы территориальной громады.

Сейчас, без принятого бюджета, мы полностью замораживаем инвестиционные проекты. Это и метро, и реконструкция Почтовой площади и ряда других ключевых проектов. Как только мы примем бюджет, эти объекты сразу же разморозятся, а на новых начнутся работы. У нас уже есть около 1,5 млрд гривен, которые мы можем инвестировать, но пока бюджет не принят, мы не можем этого сделать. Для получения указанных средств необходимо принять бюджет, внести изменения в него и получить субвенцию, и уже после этого начать осваивать эти средства.

Кроме того, у нас есть договоренности с правительством по изменению горбюджета в сторону увеличения. Опять же, чтобы вносить изменения по увеличению, для начала нужно принять сам бюджет. Кстати, проект бюджета, который мы сейчас вынесем на рассмотрение горсоветом, отличается от того который был предложен в декабре почти на два млрд гривен в сторону увеличения.

Вы на сессию придете для презентации бюджета?

Обычно докладывает профильный заместитель Руслан Крамаренко, но я думаю, что буду присутствовать при презентации.

И напоследок, расскажите, как провели новогодние праздники.

Праздники провел хорошо. Никуда не ездил. Отдыхал дома, в кругу семьи. Высыпался. 31 декабря был на зажжении главной елки. Потом, до 5 января, были выходные. Общался с семьей, с детьми, с внучкой. Это были замечательные дни.