Три слабых места в бюджете Киева

Столице не удастся выполнить финплан без помощи правительства

На заседании Киевсовета 8 февраля руководителю финуправления Киевской городской государственной администрации Руслану Крамаренко пришлось быть очень красноречивым. Дело в том, что в декабре, выступая перед депутатами Киевсовета, он и глава КГГА Александр Попов призывали бойкотировать проект бюджета Киева, разработанный с учетом положений госбюджета на 2013 год. Спустя два месяца в документе – почти те же цифры, но тональность речей руководства города изменилась кардинально.

«Хочу вас поблагодарить. Тем, что мы с вами не приняли бюджет в декабре прошлого года, мы оказали городу большую услугу – ведь смогли из монолога перейти в режим диалога с правительством», – говорил депутатам в пятницу при принятии финплана Киева на 2013 год Крамаренко. Что за диалог? Киев убедил Кабмин уже по результатам первого квартала пересмотреть госбюджет.

Но у правительства и так вряд ли были альтернативы.

В прошлом году Киев несколько раз пересматривал свой бюджет – увеличив его доходную и расходную часть на 5,8 млрд и 11,4 млрд гривен соответственно. Финансировать эту щедрость пришлось из казны государства. Если изначально Кабмин должен был предоставить Киеву в виде субвенций и дотаций лишь 2,6 млрд гривен, то в итоге перечислил 8,7 млрд гривен.

В 2013 году даже нынешний скромный финплан украинской столицы выглядит нереалистичным: Forbes насчитал для этого по меньшей мере три предпосылки. И это при том, что столице предложили потратить на треть меньше, чем в прошлом году: 18,5 млрд гривен против 27,8 млрд гривен, заложенных в бюджет Киева-2012.

-- 1. Излишне оптимистичные планы по сбору налогов

В правительстве считают, что в 2013-м экономика сможет вырасти на 3,4%, инфляция – на 4,8%. Экономисты – пессимистичнее. ЕБРР верит в 1% роста экономики, Всемирный банк – в 2,2%. Инфляция, согласно консенсус-прогнозу Forbes, составит 6,9%.

Составляя финплан на текущий год, Кабмин не повышал, а напротив, снижал прогноз по росту налогов в сравнении с планом на 2012-й. КГГА идет против тренда – и планирует, что объем налоговых поступлений (по общему фонду бюджета) увеличится на 19,7%.

В чем логика руководителей города?

65% налоговых поступлений в столичный бюджет – или 8,2 млрд гривен – должен обеспечить налог с доходов физических лиц (НДФЛ). Это – на 1,2 млрд гривен, или на 15,3% больше, чем фактически было собрано в прошлом году. «Мы исходим из того, что реальные зарплаты в столице вырастут на 7%, номинальные – на 15,1%», – поясняет замглавы КГГА Руслан Крамаренко. Он называет показатели совершенно реалистичными.

Эксперты сомневаются в этом. Александра Бетлий, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций, считает, что рост реальных доходов составит всего 4,4%.

-- 2. Беспорядок в земельном вопросе

Вторая ахиллесова пята бюджета – планы по сбору платы за землю.

Из всего объема земли, которая находится в пользовании в украинской столице, лишь 17% пользователей оформили свое право на нее и платят в адрес КГГА земельный сбор. Остальные его попросту игнорируют – а законодательные коллизии дают им на это карт-бланш.

«Все субъекты хозяйствования, в зависимости от вида их деятельности, должны платить за землю 3-12%. Но если у тебя не оформлены документы на землю, то налоговая начисляет за пользование землей лишь 1% – то есть столько, сколько платят за пользование простые граждане», – подчеркивает собеседник в финуправлении КГГА. Оформлять документы на землю попросту никому не выгодно.

Из года в год руководство столицы надеется, что сможет заставить бизнес справедливо платить за пользование этим ресурсом. В прошлом году надежды оправдались лишь на 72,1%, в позапрошлом – лишь на 64%.

Наступая на те же грабли, КГГА опять заложила в финплан на 2013 год нереалистичные суммы. Она рассчитывает, что пользователи земельных участков в столице выложат из кармана 4,1 млрд гривен – на 38,3% больше, чем было запланировано в бюджете-2012. И почти вдвое больше, чем они фактически заплатили в прошлом году.

В руководстве столицы надеются, что теперь эти планы осуществятся.

«Мы достигли договоренности, что коллизия будет устранена. На предстоящих заседаниях Киевсовет должен разрешить начислять адекватный процент платы за землю на хозсубъекты даже без оформленных документов», – объясняет Руслан Крамаренко. Провести такое решение в прошлом году руководству столицы не удалось. Но если выполнение этих планов будет на уровне текущего года, недостача столичного бюджета может достичь 2 млрд гривен.

-- 3. Невыполнение программы приватизации

После сезона распродаж, устроенного в Киеве мэром Леонидом Черновецким в 2007-2010 годах, приватизация в украинской столице стала больной мозолью. Последние три года планы по ней и близко не выполняются. В прошлом году от приватизации коммунального имущества и продажи земли планировали привлечь 653 млн гривен, но по факту смогли собрать лишь 49,6% от этой суммы. В 2013-м в бюджет от приватизации должно поступить 820 млн гривен, но шансов на то, что план будет выполнен – не больше, чем в 2012-м.

Программу приватизации коммунальных активов на нынешний год Киевсовет должен принять на следующем своем заседании 21 февраля. Потенциально интересный и крупный актив у него лишь один – Борщаговский химико-фармацевтический завод, в котором КГГА владеет пакетом в размере 29,9%. Но последний аукцион по продаже этого пакета, в октябре 2012 года, провалился. Замглавы КГГА Александр Пузанов объяснял это желанием покупателей сбить цену на пакет акций завода – пятого по величине производителя лекарственных средств в Украине.

У инвесторов есть и другие мотивы не форсировать коммунальные аукционы. После активных процессов по распродаже активов при Черновецком любой вопрос приватизации коммунальной собственности или земли в столице становится объектом пристального внимания проверяющих органов. «Если прокуратура решить опротестовать какое-то решение по приватизации, мы опять можем застрять в выполнении доходов бюджета», – резюмирует собеседник в финуправлении КГГА.