Транспортный коллапс в киевском регионе
Триста маршрутчиков области вчера отказались ехать в столицу. Причины ЧП и пути решения проблемы
Вчера более 100 тысяч жителей Киевщины оказались в заточении из-за бунта маршрутчиков. 300 водителей с 15 маршрутов, которые перевозят людей из Вишневого, Боярки, Тарасовки, Коцюбинского, Петровского, Петропавловской Борщаговки в Киев и обратно, утром просто отказались работать, сели в машины и поехали в столицу бастовать против незаконного, по их мнению, конкурса, проведенного обладминистрацией. Власти обещают, что в четверг проблема разрешится, а пока возить людей попросили других перевозчиков.
Коллапс. Вчерашний день запомнится жителям пригорода надолго. В утренний час пик все остановки Вишневого были забиты. Люди нервничали и штурмовали попутки. «Ну что, ребята, будем сбрасываться по десятке и ловить такси за 40 грн? Хоть до ближайшего метро доедем», — предлагали друг другу в толпе. Одни сбрасывались, а другие, бормоча себе под нос проклятия, шли на электричку. И вдруг толпа замирает — маршрутка! Правда, одинокий бусик не останавливается, а внутри него сидят те самые водители автобусов, которых все ждут.
«Эх, я бы очень хотел сейчас подобрать всех людей. Их тут больше, чем может поместиться в мой автобус», — вздыхает Николай, водитель маршрутки №721 (едет до ст. м. «Святошин»). На самом деле к нему в автобус помещается всего 18 человек (столько сидячих мест), но водитель берет больше 40. Каждый платит по 4 грн, и получается нормальный заработок за один рейс — 160 грн. «Да, сегодня все в убытке: водители не заработают по 500 грн как минимум, еще владельцы автобусов не получат по 400 грн, а владельцы маршрутов — по 200. Но это все равно лучше, чем потом остаться без работы», — поддерживает Николая коллега с другого маршрута.
Протест. В столице водители не теряли времени зря: помитинговали в центре, затем у стен Генпрокуратуры, а закончили перед Областной администрацией. «Мы бастуем против конкурса по определению владельцев маршрута, который руководство ОГА полностью сфальсифицировало. Вместо нас, перевозчиков, работающих на данных направлениях по 10—15 лет, конкурс выиграла одесская компания-новичок», — рассказывает нам учредитель компании-перевозчика Анна Полищук.
Как уже сообщала «Сегодня», перевозчиков выбирает специальная комиссия на конкурсе, подавать заявки на маршрут могут компании со всей Украины, и победителем становится та, у которой в сумме получается больше баллов от жюри. Их начисляют за наличие у компании своей автобазы в 100-киллометровой зоне от места, где будет стартовать маршрутка, за новые автобусы, за штат механиков и врачей, и обязательно — за опыт работы на данном направлении. «Нам же на этом конкурсе просто не учли 11 баллов за то, что мы уже работали на данном маршруте. Более того, мы в прошлом году купили пять новых автобусов, взяли для этого кредит в 1,5 млн грн, заложили под эти деньги дом, а теперь нас просто лишают заработка. Я не говорю уже о том, что у нас работают 500 человек, у которых есть семьи и которые просто лишатся работы. Мы не будем возить людей до тех пор, пока ОГА не пересмотрит результаты», — говорит нам Полищук. К обеду бастующих все-таки услышали. «Учитывая остроту вопроса, прокуратура области уже сегодня начинает проверку, и в ближайшие дни будет дана оценка, насколько законно или незаконно был проведен этот конкурс», — заявил заместитель прокурора Киевской области Сергей Домбровский. По его словам, улаживает такие конфликты он не впервые. «По всем жалобам предприятий, которые к нам обращались, были проведены проверки, все без исключения их требования были удовлетворены», — сказал прокурор.
-- Пассажиров спасут «чужие» маршрутки
Несмотря на то, что вчера конфликт так и не был разрешен, в ОГА нам пообещали, что сегодня все жители области доберутся на работу и обратно. «Мы договорились с другими перевозчиками о том, что они пока заменят митингующих. В четверг же мы созываем комиссию и повторно проведем конкурс, учитывая те 11 баллов, которые не были засчитаны на предыдущем, и выдадим постоянные разрешения на работу», — сказал нам начальник управления транспорта обладминистрации Сергей Диденко. Хотя он заметно сожалел, что придется отказаться от нового перевозчика.
«Я сам не езжу на маршрутках, потому что у меня своя машина, но понимаю, что для пассажиров новые автобусы намного лучше старых. У одесской компании «Севертранс» заказано 150 новых автобусов, и уже куплено 40. Также компания выкупила базу в Белой Церкви, и автобусы могут выезжать оттуда», — говорит Диденко. «Севертранс» входит в состав многопрофильного концерна «Веста», который объединяет больше десятка предприятий в сферах торговли нефтепродуктами (заправки «Веста»), сельского хозяйства, строительства, страхования, транспорта, промышленности, ЖКХ и услуг отдыха.