Почему «Яндекс.Пробки» могут ошибаться и как высчитываются баллы городских пробок
Журналисты разобрались, как сервис «Яндекс.Пробки» собирает информацию о загруженности дорог, присваивает пробкам баллы и борется с дезинформацией на картах.
-- Откуда Яндекс знает о пробках?
Водители, которые пользуются «Яндекс.Картами», и сам сервис образуют такую себе экосистему: водители сообщают сервису о локальных пробках и ДТП (как это делается - далее в тексте), а потом сами же потребляют эту информацию.
Данные о том, где и с какой скоростью едет автомобиль, передает по GPSу навигатор или смартфон. По этой причине на карте могут быть некоторые погрешности - получается, что дедушку на «Жигулях», у которого нет смартфона, «Яндекс-Карты» не увидят, а если таких дедушек на дороге много, то зеленая линия на карте может вполне обернуться затором в реальности.
Затем сигнал, полученный от водтительского смартфона, обрабатывает специальный робот «Яндекса» – с помощью определенных алгоритмов робот выясняет, передала ли сигнал именно машина - ведь пользоваться сервисом могут и пешеходы, и велосипедисты.
Если с одной улицы поступает много сигналов – Яндекс определяет, что там образовалась пробка. Если сигнал один (или несколько) – пробку, конечно, же на картах сразу не рисуют. Ведь автомобилист, например, может искать место, где припарковаться.
-- Как считают баллы?
Шкала баллов у Яндекса разрабатывалась под каждый город отдельно. Что для Киева пробка – для Москвы может быть небольшой тянучкой. Присваивает баллы пробкам робот. Он высчитывает эталонное время, за которое автомобиль должен преодолеть ту или иную дорогу. Насколько отличается реальное время преодоления того или иного маршрута от идеального – и есть пробочный балл. Кстати, при расчете балла «Яндекс.Пробок» в расчет берут только оживленные дороги - тупики и переулки отбраковываются.
-- Как часто обновляются показания карт?
С карманных устройств или с навигаторов «Яндекс.Карты» обновляются раз в две минуты, а на сайте - чуть реже. Это объясняют тем, что пока пользователь выключит компьютер, соберется и выйдет из дома, пройдет достаточно много времени, и ситуация на дорогах может значительно измениться. А вот в дороге автомобилистам нужны самые свежие данные – это поможет им объехать возникающие пробки.
-- Могут ли юзеры отмечать аварии и дорожные события «от балды»?
Как рассказывают эксперты «Яндекса», отметить дорожное событие на карте может любой автолюбитель (или пешеход), но у каждого события есть определенный рейтинг: если он низкий, значок ДТП быстро исчезает с карты. Рейтинг событию присваивают другие автомобилисты. Допустим, едет водитель по дороге с навигатором и видит, что на карте в навигаторе на этом месте авария, а на самом деле ее нет. Автолюбитель отмечает, что это событие неактуально или неправдиво. И наоборот – если водители видят указанную отметку, они подтверждают событие, добавляют к нему детали и комментарии. То есть, чем больше людей пользуется этим сервисом, тем более достоверная информация отображается на карте.
У каждого пользователя «Яндекс.Карт» есть собственный рейтинг: тех, чей рейтинг уходит в «минус», банят. Но чтобы тебя забанили, нужно хорошо постараться – например, гонять по ночному городу и отмечать везде аварии.