Киев: два с половиной года условно

Киев осудили. Процесс был закрытый и циничный.

При этом и сторона обвинения — власть и сторона защиты — оппозиция предательски синхронно двигались в сторону обоюдовыгодного приговора. Но дошли ли, как о том успели заявить СМИ? Не факт. Давайте по порядку.

Итак, власть, желающая контролировать столицу накануне президентской кампании и, по-видимому, не доверившаяся даже такой компромиссной фигуре, как Петр Порошенко, пошла ва-банк, наплевала на Европу вместе с ее выборной демократией и продиктовала суду решение, которое якобы переносит выборы в Киеве на 2015 г. и гарантирует ей спокойную президентскую кампанию. Ввиду того, что подсудимый — Киев — молчал и не трепыхался.

Регионал Владимир Макеенко уже заявил, что депутаты большинства готовят проект постановления о назначении выборов в Киеве на 2015 г. Как и предписал Конституционный суд, решивший, что "следующие после вступления в силу Закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики, Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей" от 1 февраля 2011 г. все очередные выборы депутатов, избранных на очередных или внеочередных выборах, происходят одновременно на всей территории Украины в последнее воскресенье октября пятого года полномочий советов или голов, избранных на очередных выборах 31 октября 2010 г".

Оппозиция? Уже обличила Банковую в узурпации власти в столице и заявила о неконституционности решения КСУ. Партия Виталия Кличко УДАРила по прогнившей судебной системе, объявила Киевсовет нелегитимным. Арсений Яценюк эффектно предложил свернуть гору — распустить Конституционный суд. Однако удосужатся ли оппозиционные лидеры хотя бы поднять с дороги легкий камень, на котором, по мнению оперативно опрошенных нами экспертов, большими буквами написано: Верховная Рада, исходя из решения КСУ, обязана объявить внеочередные выборы в столице.

Является ли постановление о внеочередных выборах, поданное оперативно в ВР депутатами "Батьківщины" и УДАРа, подтверждением того, что оппозиция готова это сделать? Готова исправить роковую ошибку, когда голосовала вместе с властью в первом чтении постановление Кличко об очередных выборах в Киеве. На котором, собственно, и базировалось представление регионалов в КС и теперь уже решение КС.

Есть резон послушать и экспертов, и самих политиков.

Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ:

—СМИ, как я и ожидал, неверно передали суть решения КСУ. Ключевое в решении — очередные выборы. Депутаты обратились с просьбой растолковать нормы, касающиеся проведения очередных выборов местных советов и городских голов, а не ситуацию, сложившуюся в Киеве. Что касается очередных выборов, то никаких вопросов на этот счет быть не может. КСУ достаточно правильно все трактует на этот счет. Согласно внесенным в Конституцию изменениям, очередные выборы должны состояться в последнее воскресенье пятого года полномочий после очередных выборов. Таким образом, никак нельзя считать, что КСУ запретил проводить выборы в Киеве сейчас. Здесь вообще ничего не сказано о выборах в Киеве.

Непонятным можно считать только предпоследний абзац мотивировочной части решения:
"…продолжение или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления, избранных на внеочередных выборах, является временным мероприятием, направленным на реализацию механизма одновременного проведения всех очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, что не препятствует реализации конституционного права граждан принимать участие в управлении государственными делами".

Этим суд, образно говоря, протянул некую руку помощи власти. Именно на этот абзац она будет опираться, назначая выборы на 2015 г. Однако тот же КСУ предусмотрительно не закрепил эту норму в резолютивной части решения. По сути, отдав право принять решение о выборах Верховной Раде.

Что касается городского головы, то его нет уже почти год. О чем вообще говорить? Сегодня обязанность ВР — объявить внеочередные выборы мэра. Киевсовет: решение КСУ не дает ответа, сейчас нужно выбирать совет или нет. Речь идет только о том, что очередные выборы будут в 2015 г. Так записано в Конституции. Но исходя из того, что этот совет был избран на пять лет, его конституционные полномочия истекли. Руководствуясь другими решениями КСУ (2009 г. в отношении выборов в Тернополе), периодичность выборов органов власти — гарантия реализации права граждан на участие в управлении. И потому отсрочка или продление полномочий — это прямое ограничение конституционных прав граждан. Таким образом, вышеупомянутый абзац ограничивает конституционные права граждан. Он противоречит принципам конституции — ст. 6,19, 92, где сказано, что органы местного самоуправления действуют исключительно на основании и способом, закрепленном законом. Назначить выборы в Киевсовет — это обязанность ВР. Решение КСУ говорит об очередных выборах. А это будут внеочередные.

Виктор Мусияка, профессор права:

—КСУ в очередной раз исхитрился спрятать все свои иезуитские штучки за формулами, которые опять надо трактовать. Сразу скажу, что депутаты обратились в КС не по поводу выборов мэра и Киевсовета, а поводу проведения очередных выборов вообще. Теперь по сути решения. Судьи, как обычно, походили вокруг да около, перечислили несметное количество законов, норм, и, так сказать, по ходу сделали несколько скользких замечаний, которые по существу и дали им возможность где-то там намекнуть, что на два с половиной года увеличиваются полномочия Киевсовета.

Давайте по пунктам.

Во-первых, КС отмечает, что Конституцией установлено одновременное проведение очередных выборов для обеспечения стабильности и непрерывности власти. Но посмотрите 141 ст. Конституции. Где там сказано, что выборы одновременны?! Да, об этом говорится, но в ст.14 закона о выборах. Т.е. одновременность вытекает не из Конституции, а из закона о выборах.

Более того, в этой же ст. 14 закона о выборах сказано, что она действует, если "другое не предусмотрено другими законами и Конституцией". Вы понимаете? Т.е. сегодня можно отдельным законом назначить очередные выборы. И до 2015 г. Даже сейчас ВР может принять закон о проведении очередных выборов любого мэра и любой рады. Но КС об этом умалчивает.

Во-вторых, даже если бы суд все это зафиксировал, то нам особо не к чему было бы и придраться. Но по ходу суд вспомнил, что депутаты Киева были избраны в 2008-м на внеочередных выборах. А общие очередные выборы местных советов были в 2010-м. Тогда ведь тоже иезуитствовали и в законе о выборах в переходных положениях забыли уточнить, что делать с теми, кто избирался на внеочередных выборах. А ведь по старой Конституции полномочия рад были пять лет — независимо от того, на каких выборах они избирались. Но раз внесли изменения — пять лет только для избранных на очередных, то скажите четко: после того, как истекает срок рады, проводятся внеочередные выборы на срок, оставшийся до очередных выборов. Точка. Но Киев предусмотрительно пролетел мимо унификации — 2010. А ведь уже тогда можно было все привести в норму. И сейчас без всяких решений суда мы бы готовились к внеочередным выборам в Киеве. Но и сегодня КСУ красиво обходит тему, говоря только об очередных выборах. А надо было четко сказать, что если истекает срок избранных на внеоочередных раньше 2015 г., то новая рада избирается только на срок до очередных. То есть объявляем внеочередные выборы.

Самое же отвратительное то, что КС дал карт-бланш продолжению сроков полномочий органов местного самоуправления. Последний абзац мотивировочной части. Иезуитство. Продлять полномочия ни для какой унификации нельзя —Конституция запрещает. Сокращать — да.

Более того, получается, что теперь, по мнению КС, внеочередных выборов вообще быть не может? А ВР уже приняла 1291 решение о назначении внеочередных выборов!

Но даже, если суд сказал, что можно продолжить полномочия, это не исключает обязанности ВР назначить досрочные выборы. Основания были всегда — нарушения мэра и Киеврады, работали парламентские комиссии. Все это было. Известное постановление Яворивского о досрочных выборах, проваленное и оппозицией в том числе год назад, и в апреле этого года, на этом и базировалось.

Но оппозиция играла в очередные выборы. Постановление Кличко в первом чтении было проголосовано с участием оппозиции. Да, теперь у них есть все основания критиковать власть. Проблема решена чужими руками.

На самом деле сейчас нужно жестко (а не для галочки и соблюдения процедуры, чтобы никто пальцем не ткнул) ставить вопрос о проведении внеочередных выборов. Железное конституционное основание — пять лет полномочия. Точка.

Виталий Кличко, лидер партии УДАР:

— Виталий, вас можно поздравить с тем, что выборов в Киеве не будет. Наконец-то вас оставят в покое — пойдете вы в мэры, не пойдете…

—Не думаю, что здесь есть с чем поздравлять. На самом деле в случае выборов любой из кандидатов от объединенной оппозиции мог заблокировать для Януковича не только Киев, но и, в сущности, президентский проект-2015. Однако КСУ вынес это абсолютно абсурдное решение, опровергнув самого себя. Ведь в 2009 г. тот же Конституционный суд думал иначе. Однако, как оказалось, в нашей стране любой абсурд можно сделать государственной политикой, если он соотносится с желаниями хозяина Банковой. В данном случае — контролировать Киев накануне президентских выборов. Янукович помнит 2004 г., когда благодаря столице он не стал президентом. Он также понимает, что сегодня любой представитель власти проигрывает оппозиционному кандидату в мэры Киева. Более того, Киевсовет в результате перевыборов на 90% будет сформирован из оппозиционных сил. Все это — истинные причины решения Конституционного суда перенести выборы в столице на 2015 г. Это решение еще раз продемонстрировало полную зависимость судебной системы от власти. Сегодня искать правды и закона в судах, увы, не имеет никакого смысла.

— Но в решении КСУ речь идет исключительно об очередных местных выборах. Эксперты дружно заявляют, что по причине истечения конституционного срока полномочий Киевсовета и мэра ВР обязана назначить внеочередные выборы. У вас открыта дорога отстаивать выборы.

—Да поймите: власть не хочет никаких выборов! И решение КСУ — запрещающий знак. На это и был расчет. И первые заявления регионалов это подтверждают. Они играют в очередные выборы и назначат их на 2015 г. Точка.

— А по-моему, вы им неплохо подыграли, когда подали в парламент и проголосовали вместе с властью за постановление об очередных выборах в первом чтении, по сути, легитимизировав сегодняшнюю историю, тогда как известное постановление Владимира Яворивского о внеочередных выборах в столице оппозиция проигнорировала еще год
назад.

—Вы что, на самом деле думаете, что постановление Яворивского или Кличко могло что-то изменить? Давайте реально смотреть на вещи и не строить воздушных замков для отвода глаз. Сегодня у оппозиции нет необходимого количества голосов. Было бы другое решение КСУ — с другими нужными власти формулировками. Очередные, внеочередные — все это отговорки, за которыми все пытаются спрятать смысл. А смысл в том, что изменить ситуацию и провести демократические выборы в столице можно только путем смены власти в стране.

Да, мы будем продолжать отстаивать выборы в столице, при этом, повторяю, абсолютно четко осознавая, что решить проблему — это значит сменить власть. И я уверен, что вы сами это прекрасно понимаете. Как понимаете и то, что, подавая в очередной раз законопроекты о дате выборов, которые уже были неоднократно поданы, мы в очередной раз нарвемся на мобилизацию Партией регионов голосов, которые заблокируют решение этого вопроса. Поэтому — только смена власти, все остальное — имитация. (Уже после разговора с лидером УДАРа стало известно, что депутаты УДАРа и "Батьківщини" подали в парламент проект постановления о назначении внеочередных выборов мэра и Киеврады на 25 октября.)

— Публично обещанное вами блокирование Киевсовета — тоже?

—Еще раз заявляю, что Киевсовет второго июня становится нелегитимен, в силу чего депутаты нашей фракции не будут принимать участие в голосованиях. Однако по закону до начала работы следующего совета будут исполнять депутатские полномочия и исполнять контролирующие функции — за личным голосованием провластных депутатов, за тем, что они принимают. Мы будем информировать киевлян, общественность о том, что происходит в Киевсовете.

Петр Порошенко, народный депутат:

— Петр Алексеевич, насколько кардинально, по вашему мнению, изменилась ситуация в Киеве после решения КСУ?

—Не надо иметь юридического образования, чтобы увидеть, что это решение не имеет отношения к выборам киевского городского головы. Полномочия Леонида Черновецкого прекращены досрочно, и, соответственно, выборы в Киеве — это внеочередные выборы, а решение КС регулирует вопрос о проведении очередных выборов. Именно поэтому перенос выборов в Киеве на 2015 г. будет противоречить и этому решению Конституционного суда. Настораживает другое: тенденция, когда КС используют в политических целях.

Теперь в отношении оппозиции. Я еще раз повторяю, что у оппозиции большой и, к сожалению, горький опыт поражений через несогласование единой кандидатуры на выборах в Киеве. Со своей стороны могу заявить, что я готов взять ответственность за успех будущих выборов на себя при условии поддержки моей кандидатуры всеми оппозиционными партиями. В то же время я так же открыто и честно поддержу любого другого согласованного оппозиционными силами кандидата.

— Но и Арсений Яценюк, и УДАР уже гневно обличили власть и суд в неконституционном решении. Чем, по сути, с одной стороны, расширили себе площадку для критики власти, а с другой — отчасти согласились с тем, что выборов не будет.

—Выборы в Киеве должны быть в этом году. Точка. Что касается выборов в Киевсовет, то Конституционный суд выписал решение так, что почти не оставил никаких шансов сменить депутатский корпус. В силу чего, я думаю, страну ожидают оглушительные последствия. И те, кто диктовал, и те, кто подписывал это решение, еще не раз пожалеют об этом. Я не хочу пугать, но разговоры о липовых каштанах и разбитых дорогах в Киеве будут выглядеть бледно на фоне того, что решения Киевсовета — нелегитимны, и ни один здравомыслящий инвестор не захочет иметь с нами дело. Как при этом будут решаться вопросы приватизации, инвестиций, долгов и так далее — вопрос к авторам проекта "Выборы Киевсовета-2015". По-моему, исполнители и организаторы этого правового шабаша не отдают себе отчет о реальных последствиях данного прецедента не только для Киева, но и для всей страны.

— Это ваше напутствие оппозиции?

—Я абсолютно убежден, что и Арсений Яценюк, и Виталий Кличко, и Олег Тягнибок займут такую же позицию по выборам в городе Киеве.

— Но эксперты не видят проблемы с возможностью борьбы за выборы Киевсовета тоже.

—Если такой проект постановления появится и в отношении Киевсовета, то я буду за него голосовать.

А вот выборам мэра — точно быть. И, насколько мне известно, киевские мажоритарщики уже подготовили проект постановления о выборах, которое необходимо проголосовать. Президент обязан поступить цивилизованно, отказавшись от узурпации власти в столице и сохранив за гражданами конституционное право выбирать и быть избранными.

…Как будет разворачиваться ситуация станет понятно уже в ближайшие дни. Власть устами Макеенко бросила первый пробный камень — выборы в 2015. Александр Ефремов и Владимир Рыбак на наши звонки не откликнулись. Логично пытаясь вывести из под обстрела партию. Мол, это все КС… Филиал партии. Оппозиция — зависла. С одной стороны, выборы не выгодны Яценюку — он обязан Петру Порошенко, но не обязан растить из него конкурента на президентские выборы. Понятно, не нужны выборы и Кличко. С его-то вознесшимся над Януковичем рейтингом. С другой стороны, перед оппозицией вдруг четко предстала ясная перспектива остаться на президенсткие выборы без столицы. И это, похоже, всерьез пошатнуло ее лидеров в уверенности правильности избранной стратегии двойных стандартов. Возможно, потому и появился законопроект — о внеочередных выборах в Киеве. Как по заказу умных экспертов. Которые, в тоже время, не отбрасывают мысли, что оппозиционеры хотят всего лишь соблюсти процедуру и лицо.

Однако, если эксперты и оппозиция говорят о дубле — выборы мэра и совета, то Петр Алексеевич, если вы заметили только о выборах мэра. И это свидетельствует о том, что торги еще не закончены. Распустить ручной совет Банковая, понятно, не решится. Что же касается выборов городского головы, то кандидатура Петра Порошенко, который по его же словам "играет то белыми, то черными в зависимости от разыгрываемой партии", теоретически может всех примирить.

Мало кто воспринимает всерьез Катеринчука, чьи многочисленные борды позволяют говорить о наличии спонсоров. Пока враги лидера Европейской партии ищут источники его доходов на Банковой, его наперсники намекают на то, что Катеринчука якобы поддерживает Юлия Тимошенко. Можно предположить, что Юлии Владимировне ни к чему усилению позиций как Порошенко, так и Яценюка. Последние ее письма — яркое тому подтверждение. Но не блефует ли Катеринчук, чьи три депутата из пяти во фракции Киевсовета, кстати, в первый же день работы Совета перешли в большинство Черновецкого?

Продолжается и дискуссия об изменении системы власти в столице. Совмещать или не совмещать должности главы администрации и городского головы? Теоретически оппозиция могла бы стать инициатором создания прозрачной европейской системы: назначенный президентом префект осуществляет надзорные функции; избранный мэр — руководит исполнительным органом. Одухотворенный подобной идеей Юрий Ганущак продолжает ее лоббировать и объясняет товарищам на пальцах, насколько это правильно. Товарищи же, по нашей информации, намерены поддерживать законопроект Кличко об объединении должностей. О недостатках подобное модели можно долго спорить, но к чему? Поскольку почти невероятно, что подобное новшество поддержит Янукович. Разделение полномочий позволит ему в любом случае сохранить контроль над столицей.

У власти своего проходного кандидата нет, и решиться на выборы столичного городского головы Банковая сможет только в том случае, если поверит Петру Алексеевичу, и не будет видеть в нем потенциальной угрозы. А если таковой угрозы в нем не увидит и оппозиция, у него появится шанс на успех. И режим, и его противники рассматривают Киев исключительно как стартовую площадку для выборов-2015. В отличие от киевлян, которые хотят видеть в кресле городского головы человека, для которого пост мэра — потолок амбиций. Вот только есть ли такой человек?