Как Порошенко и Катеринчук воюют за кресло киевского мэра

И что социологи думают о шансах на победу каждого из потенциальных кандидатов

Есть вопрос, который вот уже несколько месяцев заставляет Виталия Кличко повторять одну и ту же фразу. Речь – о его участии в киевских выборах в качестве кандидата на пост мэра. Последний разговор главы УДАРа с Forbes, состоявшийся 9 июля, не стал исключением. «Я никогда не отказывался участвовать в выборах. Но сначала нужно добиться их назначения», – выпалил заученную фразу Кличко.

Этому его утверждению, похоже, верят все меньше. Социологи уже прикидывают, кто станет столичным мэром, если оппозиционер все же откажется. 8 июля компания «Gfk Украина» обнародовала результаты исследования электоральных предпочтений киевлян с учетом того, что Кличко на выборы не пойдет. На первом месте, прогнозировано – глава КГГА Александр Попов (19%). Следом за ним расположились внефракционный нардеп (№7 в списке 100 богатейших) Петр Порошенко и член фракции «Батьківщина» в парламенте Николай Катеринчук – 17% и 16% голосов соответственно.

Для последнего это неожиданно высокий результат. Согласно предыдущим опросам социологов, рейтинг Катеринчука до недавних пор был минимум в два раза меньше, чем у Порошенко. Почему ситуация изменилась и как кандидатам удается наращивать свою популярность в столице?

Разошлись в оценках

Оценить, насколько результаты исследования Gfk соответствуют действительности, практически невозможно: ранее ни одна из соцконтор не исключала Кличко из списка потенциальных кандидатов в мэры. В июне исследование рейтингов кандидатов на киевских выборах (с учетом главы УДАРа) проводил Центр Разумкова. Но его результаты, по словам директора соцслужбы компании Андрея Быченко, будут обнародованы только на следующей неделе. До этого разумковцы изучали тему в апреле нынешнего года. Социологическая группа «Рейтинг» проводила соответствующие опросы в мае и марте.

Gfk в своем последнем опросе также исследовала рейтинг возможных кандидатов с учетом того, что Кличко пойдет на выборы. Результаты схожи с данными коллег, за исключением одной детали – рейтинга Катеринчука, популярность которого достигла 9%. Это на 3,4 процентного пункта больше, чем в апреле депутату давал Центр Разумкова, и больше на 5,7 п.п., чем в мае прогнозировали социологи из «Рейтинга». 

С таким результатом Катеринчук – реальный конкурент Попову и Порошенко, популярность которых, согласно Gfk – 15% и 12% соответственно. Можно ли верить этим соцзамерам?

Игра цифр

Владимир Головко, эксперт отдела исследования рынков «Gfk Украина», уверяет, что да. По его словам, в отличие от других опросов, этот проводился путем личного анкетирования респондентов, а не по телефону. Всего опросили 2100 человек. Для сравнения, Центр Разумкова опросил 1216 человек, а «Рейтинг» – 1002. В итоге максимальная погрешность исследования Gfk оказалась ниже, чем у коллег  – 2,1%. Тем не менее, объяснить, почему рейтинг Катеринчука ощутимо отличается от предыдущих замеров, Головко не берется. «Наши исследования сравнивать некорректно, поскольку у нас разные выборки респондентов и списки кандидатов», – отмечает он.

Коллеги эксперта по цеху результаты опроса Gfk не ставят под сомнение, но в один голос отмечают, что предпосылок для сокращения разрыва между Порошенко и Катеринчуком не было. «Безусловно, рейтинг Катеринчука вырос, поскольку он ведет активную информационную кампанию. Если сравнивать с нашим последним исследованием, он вырос на пару процентных пунктов, но не больше», – констатирует Алексей Антипович, директор Социологической группы «Рейтинг», добавляя, что у него есть соображения относительно свежих данных социологов, но озвучивать он их не будет. Нет доказательств.

Информационные войны

На вопрос о том, почему Gfk впервые решила исследовать вопрос киевских выборов, Головко отвечает кратко: опрос был проведен по заказу журнала «Эксперт Украина».

По словам главного редактора издания Андрея Блинова, эта социология будет опубликована в следующем номере журнала, который выйдет 15 июля. Зачем результаты опроса публично озвучили еще до выхода соответствующего материала? Блинов говорит, что это связано с началом сезона отпусков у политиков. Дескать, те активно разъезжаются, и в случае промедления не смогли бы узнать данные свежей социологии.

Причину исключения Кличко из списка кандидатов главред объясняет тем, что ранее ударовец заявлял, что он – политик национального масштаба и «вроде не планирует баллотироваться».

Любопытный факт – анонс результатов выгодного для Катеринчука опроса практически совпал с выходом очередного номера журнала «Корреспондент» с его потенциальным конкурентом – Порошенко – на обложке. Интервью с политиком было центральным материалом номера.

Сергей Гайдай, политконсультант Катеринчука, считает, что интервью, которые бизнесмен и политик, несмотря на постоянные просьбы журналистов, дает редко – часть его информационной кампании в рамках подготовки к киевским выборам. «Город буквально заполонили билборды с изображением Порошенко на обложках разных изданий», – подчеркивает политтехнолог (речь о билбордах с изображением обложки «Корреспондента» и первой полосы газеты «Комсомольская правда», на которой Порошенко изображен рядом с Поповым, и представлен как его главный конкурент). 

«Порошенко не ведет прямую коммуникацию с избирателями, но отчетливо видна работа его пиарщиков. Его предположительные расходы на имидж, размещение материалов в прессе (речь не идет об изданиях уровня «Корреспондента») – 200-300 тыс. гривен», – рассказывает глава Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко, и тут же добавляет, что кампания Катеринчука еще более агрессивная.

Чужой для своих

Наружная реклама с изображением Катеринчука появилась в столице еще в марте нынешнего года. По оценкам Биденко, за это время потенциальный кандидат в мэры потратил на информационную кампанию 2-2,5 млн гривен. «Моя экспертная оценка – Катеринчук тратит от 700 000 до 900 000 гривен в месяц на наружную рекламу, уличные акции, промоутеров, прессу и интернет», – говорит Биденко. С этой оценкой согласен Гайдай.

В 2012 году Катеринчук предоставил в ЦИК декларацию о доходах, согласно которой за 2011 год он заработал 223 000 гривен. Сбережений, согласно документу, у политика не было. Вопрос об источниках финансирования масштабной кампании сам депутат не уточнил – в течение двух дней он не отвечал на звонки Forbes. Но, по словам его политконсультанта, глава Европейской партии Украины привлек спонсоров из числа мелких и средних бизнесменов, которые разделяют его политические взгляды. Кто конкретно эти люди, Гайдай не уточнил.

Это дает повод некоторым соратникам Катеринчука по фракции «Батьківщина» обвинять его в том, что его кампанию финансирует власть. В частности, близкий к Порошенко нардеп Владимир Бондаренко напоминает, что Катеринчук еще в январе заявил о том, что примет участие в выборах независимо от того, выдвинет ли его кандидатуру оппозиция. Учитывая, что кампания Катеринчука построена на оппозиционных лозунгах, логично предположить, что он отберет голоса у своих условных единомышленников.

Некоторые действия Катеринчука действительно противоречат позиции оппонентов власти. Четвертого июля в эфире программы «Сьогодні про головне» на телеканале TBi политик заявил, что верит в стремление главы МВД Виталия Захарченко, которого в последнее время активно критикует оппозиция, реформировать силовое ведомство. Бондаренко предполагает, что это заявление было сделано неслучайно. Из разных источников он слышал, что Захарченко имеет отношение к кампании Катеринчука. Но утверждать это нардеп не берется. Доказательств данной информации у него нет. Катеринчук любые обвинения в сотрудничестве с властью ранее отрицал, называя их попытками потенциальных конкурентов дискредитировать его как оппозиционного кандидата в мэры.

Будут ли Порошенко и Катеринчук конкурировать за кресло столичного головы с Александром Поповым – станет понятно не раньше осени, когда откроется третья сессия Рады. По словам Бондаренко, члены комитета Верховной рады по вопросам государственного строительства и местного самоуправления в качестве возможной даты киевских выборов обсуждают 15 декабря 2013 года. У главы комитета Давида Жвании возражений нет.