Метро, которого нет: «Выставочный центр», «Ипподром» и «Теремки»

Как строились и проектировались новые станции "синей" линии Киевского метрополитена.

В обзор попали и "Теремки", которые еще находятся в стадии строительства. Тем не менее, уже сейчас можно уверенно сказать о том, какой эта станция уже никогда не будет. Весь участок от "Васильковской" до "Теремков" предполагалось поделить на два пусковых отрезка, но по политическим мотивам и в связи с отставанием по "Теремкам", так не случилось и каждая станция запускалась отдельно. Кроме того, очень сжатые сроки, которые были заявлены в конце 2010 г. внесли ряд нетипичных и порой интересных решений. Подробно история строительства каждой станции описана в этом журнале под соответствующими тегами (см. ссылки в конце поста), поэтому сегодня в исторической части мы затронем только самые главные моменты.

Для наглядности можно посмотреть секретную схему трассы от "Васильковской" до "Теремков" по состоянию на май прошлого года. С тех пор на "Ипподроме" и "Теремках" произошли небольшие изменения, но общая суть осталась прежней. По клику - 6235х889 (1,6 МБ):



-- Выставочный центр

Проектные названия - "Выставка передового опыта", "ВДНХ", "ВПОНХ УССР", "НЦВиЯ" (ох, и придумают же сокращения :) ). Все названия станции связаны с Национальным экспоцентром Украины, который расположен рядом. Конструкция станции односводчатая мелкого заложения.

Станция была открыта 27 декабря 2011 г. и построена в очень сжатые сроки - всего за год с небольшим. Кроме всего прочего, "Выставочный центр" стал 50-й юбилейной станцией, открытой в Киевском метро, и 500-й, открытой на территории бСССР.

Архитекторы: В. Гневышев, Т. Целиковская, А. Нашивочников, А. Юхновский, Е. Плащенко при участии А. Панченко, Ю. Кравченко.

По данным официального сайта пассажиропоток сейчас составляет 23,4 тыс. пассажиров в сутки.

1. Работы на месте будущей станции начались осенью 2010 г. В мае 2011 г. начался монтаж свода станции, а спустя три месяца он уже был закончен.


2. Габариты свода незначительно отличались от стандартных, чтобы по станции смогли транзитом пройти щиты. Под них был также подготовлен полукруглый лоток на месте будущей колеи, а платформа вначале была собрана только в средней части.


Перегонные тоннели участка сооружались с помощью двух механизированных комплексов Herrenknecht и Wirth (бывшие "Ярослава" и "Виктория") и одного немеханизированного щита, который был задействован на предыдущем пусковом участке между "Демиевской" и "Лыбедской". После прохода транзитом "Выставочного центра" Herrenknecht и Wirth пошли дальше к "Теремкам", а ручной щит был демонтирован у "Васильковской". Первым из щитов 28 января 2011 г. стартовал Herrenknecht из монтажно-щитовой камеры (МЩК) у тупиков "Васильковской".


3. Wirth стартовал на 4 месяца позже с монтажки у ул. Ломоносова. Щит в МЩК перед стартом:


4. Ручной щит. Хорошо видны рассекающие перегородки, которые препятствуют вывалу грунта. Слева по окружности можно увидеть домкраты, которые упираются в последнее установленное кольцо и толкают щит вперед по мере разработки грунта:


5. Первая сбойка была выполнена 2 августа: Herrenknecht сбился с камерой съезда "Выставочного центра". 2 сентября щит вышел в котлован станции:


6. Последняя сбойка на участке состоялась 21 октября: Wirth вышел в камеру съезда новой станции. Оба комплекса должны были использоваться на строительстве следующего участка, поэтому чтобы не пересобирать их за "Выставочным центром", щиты прогнали транзитом через фактически построенную станцию параллельно выполняя ремонт каждого щита. Обычно в подобных случаях щиты либо пересобирают, либо станцию строят позже прохода щитов, но здесь из-за крайне ограниченных сроков процессы пришлось запараллелить.


Эту по своему уникальную операцию можно увидеть в таймлапсе, который был отснят в сентябре 2011 г. во время прохода Herrenknecht'а через "Выставочный центр". Подробное описание процесса можно найти по ссылке: http://tov-tob.livejournal.com/55992.html



7. Из-за рельефа местности, трасса имеет не самый простой профиль. При следовании от "Васильковской" к "Выставочному центру" поезд сначала спускается на 18 метров вниз, а затем поднимается на 16 метров вверх.


8. Чтобы вписать трассу в поворот ул. Васильковской, кривую поблизости одноименной станции пришлось сделать с минимально допустимым радиусом 300 м, поэтому для повышения безопасности движения у внутреннего рельса установлен контррельс:


9. По изначальным планам съезд между путями для оборота поездов собирались строить за "Выставочным центром" на территории экспоцентра, однако из-за сжатых сроков проект был изменен и съезд построили перед станцией. Сейчас поезда, прибывающие со стороны "Васильковской", с той же стороны платформы отправляются обратно и сразу за станцией по съезду уходят на соседний путь. Подобная схема движения действовала на станции "Днепр", пока та была конечной; впоследствии съезд там был разобран. Кроме всего прочего, из-за нестандартного расположения съезда в час пик нет возможности выдержать интервал 1,5 минуты, поэтому половина поездов оборачивается на "Васильковской" (что с учетом пассажиропотока большой роли для пассажиров не играет). После открытия "Теремков" существующая ныне схема движения на "Выставочном центре" изменится на стандартную.


10. Станция за два месяца до пуска:


11. Отделочные работы в кассовом зале:


12. Еще одно изменение, которое коснулось проекта станции из-за сжатых сроков, - эскалаторы. Вначале планировалось, что станция будет заложена глубже и с платформы в кассовый зал пассажиры будут подниматься с помощью эскалатора. Но такое решение требовало бОльшего объема земляных и некоторых других работ и, соответственно, больше времени. Поэтому станцию подняли выше, вместо эскалаторов появилась обычная лестница, а эскалаторы были построены на одном из выходов. Такая же судьба постигла и ряд служебных помещений: с целью сокращения объемов работ и сроков строительства от некоторых из них пришлось отказаться и, к примеру, ночная расстановка подвижного состава здесь стала проблематичной, т.к. ближайшие комнаты отдыха машинистов находятся аж на "Лыбедской".


13. Пробный поезд по новому участку прошел 24 декабря 2011, а уже 27 декабря состоялось торжественное открытие станции. Генеральный директор Киевметростроя В. Петренко (справа) передает символический ключ начальнику метрополитена В. Федоренко (слева):


14. Начальник новой станции:


История пуска "Выставочного центра" показала, что за год-полтора построить новую станцию возможно. Было множество сомнений, ряд изменений в проекте, но так или иначе, станция была завершена в обещанный срок. В список нереализованного попал и подземный переход под ул. Васильковской, который должен быть пристыкован к существующему переходу под просп. 40-летия Октября. Сначала его строительство из-за сжатых сроков отложили на 2012 г., а потом финансирование метростроения пошло со значительными перебоями и теперь сроки завершения объекта вообще неизвестны.

15. К сожалению, архитектурное оформление станции также не было выполнено в том виде, в котором задумывалось изначально, причем виной тут были уже не сроки. Давайте посмотрим, что предлагалось и что получилось в результате. Вот ранние варианты, которые предлагались до 2011 г.:


16.


17. А это уже вариант начала 2011 г., который и должен был воплотиться в реальной жизни:


18. Главной фишкой станции должны были стать люстры. Чтобы отстоять люстры, Укрметротоннельпроект предлагал даже заменить часть мрамора керамической плиткой (чтобы не увеличивать общую стоимость проекта).


19. Вариант с измененным рисунком на полу платформы, который практически соответствует реализованному:


20. Кассовый зал станции в варианте с эскалаторами. Лепестки на люстрах и ограждениях перекликаются с лепестками на люстрах станции.


21. Кстати, на тему люстр: из-за близости экспоцентра, построенного в духе архитектуры 50-х, при разработке архитектурного оформления станции предлагались различные варианты стилизации под сталинский ампир, однако их сразу же отклонили.


22. На самой же станции непонятно откуда появились люстры, которые не имеют ничего общего с запланированными. В целом и общем они очень сильно перекликаются с люстрами на "Академгородке", но последними архитекторы были довольны куда больше. После мутной истории с левыми люстрами на "Выставочном центре" Укрметротоннельпроект долго ругался с метростроем и другими инстанциями. Возможно именно поэтому "Ипподром" и "Теремки" теперь намного больше соответствуют своим рендерам и визуально смотрятся гораздо лучше, х.з.


23. Путевая стена станции облицована мрамором светлых тонов, цоколь из черного полированного габбро:


24. На лестнице аварийного выхода после открытия некоторое время висели юбилейные цифры "50":


25.


26. Свод станции окрашен белой водноэмульсионной краской. В швах свода установлены полосы из алюминиевого профиля.


27. Праздничный вход на станцию:

-- Ипподром

Название станции связано с киевским ипподромом, который расположен в непосредственной близости от станции. Незадолго до открытия Комиссия по вопросам наименований и памятных знаков КГГА предложила изменить название станции на "Одесская", ссылаясь на сложившийся опыт наименования станций на концах линий по географическому направлению ("Черниговская", "Житомирская", "Минская" и т.п.) и на близость Одесской площади. Однако ни профильная Комиссия по вопросам культуры и туризма Киевского городского совета, ни сам Киевсовет не поддержали это предложение. Кроме того, станция "Одесская" уже есть в перспективных планах развития синей линии и будет размещаться за "Теремками".

Конструкция станции колонная трехпролетная мелкого заложения с дополнительной галереей по 1-му пути. Галерея появилась из-за размещения служебных помещений вдоль платформы, а также для упрощения строительства лифтов на платформу. В сторону "Теремков" за станцией построены камеры съезда под перспективное ответвление линии в сторону жилого массива Теремки-2.

Станция открыта 25 октября 2012 г. и в данный момент является конечной на линии. Т.к. за станцией нет путевого развития для оборота поездов (станцию изначально планировалось открывать вместе с "Теремками") до продления линии к "Теремкам" работает временная челночная схема движения от "Выставочного центра" и обратно.

Архитекторы: В. Гневышев, Т. Целиковская, Е. Плащенко, А. Юхновский при участии А. Карасюк, А. Панченко.

Пассажиропоток сейчас составляет всего 9,0 тыс. пассажиров в сутки. По большому счету острой необходимости в открытии станции без "Теремков" с челночной схемой движения не было, но выборы в Верховную Раду и большое отставание по "Теремкам", которое образовалось из-за задержек с финансированием, внесли коррективы в планы. Насколько повлияет на пасспоток отмена челночного движения пока сложно сказать. Тем не менее, т.к. между "Выставочным центром" и "Теремками" более 2 км, по строительным нормам нечто, выполняющее роль эвакуационной платформы, здесь должно было быть построено в любом случае.

28. Первые ковыряния на месте будущей станции начались в середине 2011 г. 28 февраля 2012 г. состоялась сбойка тоннеля 1-го пути с котлованом станции, 10 апреля - 2-го.


29. Станция представляет из себя микс "Академгородка" и "Позняков": второй ярус с одной стороны и высокие колонны с другой.


30. В процессе строительства было принято решение отказаться от лестницы на второй ярус по центру платформы и там остались только лифты.


31. Галерея второго яруса. Часть служебных помещений и СТП (совмещенная тягово-понизительная подстанция) находятся не в междупутье за станцией, а размещены сбоку. Необходимость в таком решении возникла из-за нежелания сносить и перестраивать автостанцию "Южная", рядом с которой по старым планам должна была разместиться СТП. Галерея была придумана, чтобы не строить дополнительный проход к этим помещениям из вестибюлей.


К станции со стороны вторых Теремков в каком-то отдаленном будущем будут примыкать тоннели, которые на схеме уходят пунктиром влево. Для них на станции были сразу построены камеры съезда.


32. Так выглядит камера съезда по 1-му пути со стороны "Теремков". Справа будет примыкать перспективный путь, стрелка здесь появится только после строительства примыкания, впереди видно ст. "Ипподром" с челноком.


33. Та же камера съезда в сторону "Теремков". Это сейчас территория метростроя и пока не смонтировано рабочее освещение здесь светит одинокая ДРЛ-ка с характерным зеленым оттенком, который еще и усиливается фотоаппаратом. Получается немного таинственно, даже исправлять баланс белого не хочется :) Прямо уходит тоннель в сторону станции "Теремки", слева мы видим колоннаду, которая будет разделять оба пути за стрелкой:


34. С другой стороны колоннады. Пока что здесь пусто, когда-нибудь стенка в торце будет разобрана и к ней снаружи прикрутят еще один тоннель.


35. 20 октября 2012 г. на "Ипподром" пришёл пробный поезд, 25-го прошла церемония открытия. На открытие привезли самых красивых дежурных :)


36. Некоторое время "Ипподром" планировали также сделать односводом, но из-за необходимости выноса служебных помещений за пределы станции и с целью разбавить архитектуру соседних станций станция стала колонной. Один из вариантов оформления односвода:


37. С панорамами Киева на своде:


38. Предлагались также варианты добавить кессоны на свод станции, но из-за того, что высота размещения светильников не соответствовала бы нормам, этот вариант сразу отклонили. На этом рендере также видно не воплощенную идею с изображениями лошадей на путевой стене.


39. Вариант вестибюля станции:


40. Реализованный проект станции в целом и общем соответствует следующим двум рендерам:


41.


42. В основе архитектурного оформления станции лежит асимметрия, как конструктивная, так и цветовая: высокие колонны облицованы светло-серым мрамором, а второй ряд колонн с галереей - коричневым. Также асимметрично выложен и пол станции. В колоннах имеются вставки из смальты, которые подсвечиваются светодиодными лентами.


43. Потолок "Ипподрома" в каждом пролете выполнен по-своему: над галереей из гипсокартона, в средней части - из звукопоглощающих листов "Экофон", а с противоположной стороны от на галереи установлена алюминиевая решетка.


44. Путевая стена облицована белым и коричневым мрамором "Император", цоколь - из черного габбро.


45. По 2-му пути в верхней части путевой стены смонтированы тонированные стекла, которые дают интересное зеркальное отражение станции:

-- Теремки

Проектное название - "Одесская площадь". Планируемое название станции появилось благодаря одноименному жилому массиву. Открытие станции должно состояться в 2013 г.

Конструкция станции односводчатая мелкого заложения. "Теремки" должны логически и функционально завершить Куреневско-Красноармейскую линию; за станцией должны разместиться полноценные оборотные тупики с ПТО (пункт технического обслуживания). В перспективе за "Теремками" планируется строительство еще одной станции - "Одесской" со вторым депо на линии, но планы эти весьма туманны и "Теремки" надолго станут конечной.

Архитекторы: В. Гневышев, Т. Целиковская, А. Нашивочников, Е. Плащенко при участии А. Панченко.

46. Станция должна была сдаваться в одном комплексе с "Ипподромом", но из-за ненадлежащего финансирования раскрывать на ней котлован начали лишь осенью 2012 г.


47. 14 февраля 2013 г. состоялась официальная сбойка щитов с котлованом станции, хотя щиты завершили проходку намного раньше.


48. Несмотря на то, что "Теремки" и "Ипподром" находятся друг от друга практически в прямой видимости, трасса получилась извилистой из-за необходимости обхода опор эстакады на Одесской площади.


49. Один из ранних вариантов оформления станции. Судя по всему с аллюзией на морские волны, как один из вариантов ассоциации с Одессой.


50. Кассовый зал:


51. Вариант 2010-2011 гг. Обратите внимание: светильники, которые сейчас на "Выставочном центре", должны были быть на "Теремках".


52. Соответствующий вестибюль:


53. После того как светильники переехали на "Выставочный центр", здесь их сначала перерисовали в таком варианте. Выглядело, мягко говоря, не очень.


54. В 2012 г. появились рендеры с другими светильниками:


55. Этот вариант практически в том же виде реализуется сейчас на станции.


56. Измененный кассовый зал:


57. Более свежая, но не окончательная версия прошлого года. Светильники здесь такие же, какие сейчас ставят на станции.


58. Свод станции в процессе отделки:


59.


60. Будет красиво! :)

Источник: Livejournal Олега Тоцкого