«Караванский стрелок» до сих пор под следствием
Скоро год, как Украину потрясло жестокое, нелогичное преступление - 26 сентября 2012-го в гипермаркете одного из крупнейших столичных торговых центров «Караван» были убиты три охранника.
На месте погибли 31-летний Владимир Бурчак, 28-летний Дмитрий Марченко, 30-летний Александр Завадский, оставив вдовами жен и сиротами - детей. Выжить удалось только 31-летнему Павлу Феденкову, но и его судьба сложилась нелегко.
Виновный назван - это 38-летний уроженец Львовской области Ярослав Мазурок. По официальной версии, он сам себя наказал, пустив рано утром 7 ноября пулю в висок. Дело о расстреле в «Караване» закрыто. Но дело Мазурка - нет.
Причастность «караванского стрелка» к другим преступлениям до конца не доказана, но и подозрения не сняты.
-- Не проявил себя ни в спорте, ни в работе
Вместе с материалами по «Каравану», как уже рассказывала «КП», в апреле этого года столичная милиция передала в прокуратуру материалы еще по нескольким преступлениям, в которых подозревают Ярослава Мазурка. Якобы обоснованно - на основании экспертиз и свидетельских показаний.
Два преступления относятся к 2009 году, когда без какой-либо видимой причины были жестоко расстреляны цыганка-попрошайка с ребенком и совершено покушение на мужчину, который входил в подъезд своего дома. В 2010 году похожим образом была убита женщина-бомж. Однако прокуратура, закрыв «караванский расстрел», посчитала доказательства по другим недостаточными и вернула дело на доследование. Оно до сих пор находится в производстве следственного управления милиции Киева.
Всего же, как сообщали всевозможные источники, после расстрела в гипермаркете к Мазурку пытались примерить два десятка нераскрытых убийств. Это убийство прапорщика Госслужбы охраны Григория Нагорнюка и сержанта Вячеслава Скоболя, которые прибыли по вызову в многоэтажку Оболонского района (январь 2004 года). Убийство двух черных археологов под Киевом (февраль 2009-го), когда был похищен металлоискатель фирмы Minelab Quattro - такой же при обыске нашли в квартире Мазурка. Это бессмысленный расстрел молодого военного с девушкой в Соломенском районе столицы, убийство сотрудника ГАИ и его знакомой (лето прошлого года) и ряд других не менее жестоких преступлений.
Слава второго Оноприенко, который проливал кровь не столько из корысти, сколько ради извращенного наслаждения, за Ярославом Мазурком, похоже, не закрепится. Хотя заметим, это только теория - к этому могли быть психологические предпосылки. Уроженец тихого городка Каменка-Бугская, он подавал надежды в спорте, но так и не завоевал имени, не получил высшего образования. В бурные 90-е, когда ценились ребята с крепкими мускулами, Мазурок примкнул к предпринимателю Юрию М. из Львова, близкому к криминальным кругам, и вместе с ним приехал в Киев. Это был старт, с которого можно было делать карьеру - от рэкетира до основателя собственного бизнеса. Но Мазурку она не удалась. Обзаведясь семьей, он пробует себя в качестве охранника, оператора, водителя, но нигде не может зацепиться. Поводы для комплексов и обид, согласитесь, есть.
По отзывам тех, кто знал Мазурка, он вел достаточно замкнутый образ жизни, имел больше друзей в соцсетях, чем в реальности. Один из собеседников Мазурка в «Одноклассниках» рассказал «Комсомолке», что Ярослав всерьез увлекался оружием, эта страсть передалась ему от отца. В пистолете, из которого были расстреляны охранники гипермаркета, находились самодельные пули. А револьвер, который нашли при мертвом Мазурке, был переделан в боевой из сигнального. До сих пор неизвестно, чем зарабатывал Мазурок в последние годы перед «Караваном». В соцсетях он писал, что занимается гипсокартоном и другими строительными материалами. Жена утверждала, что работает штукатуром. «Охотник» - такое прозвище дали Мазурку в милиции.
-- Соседи и знакомые: «Он - не он... нет больше человека»
Эта привязка к прошлым преступлениям, по официальной версии, и заставила Мазурка расстрелять охранников «Каравана», когда они пригрозили вызвать милицию. Хотя странно, что человек, набивший руку на криминале, позволил себе попасться на сущей ерунде - воровстве копеечной флешки. Что происходило в комнате охраны, куда бдительные секьюрити провели вора, навсегда останется загадкой. Видеокамера фиксирует только действия, но не слова. А выживший Павел Феденков либо и вправду ничего не помнит, либо его показания держат в строгом секрете.
После полученных ранений Павел долго приходил в себя и до сих пор не может восстановиться. Он по-прежнему живет в девятиэтажке на Виноградаре. Уволиться из «Каравана» ему пришлось фактически сразу же после выздоровления.
- Они с лета сидят на даче под Иванковом, - рассказали соседи. - Огородом, наверное, занимаются, денег-то совсем мало. Неделю назад Павел заезжал, забрал какие-то вещи и снова уехал. Слышали, что в «Караване» с ним нехорошо обошлись, никакой материальной помощи не выплатили. Мало того, угрожали неприятностями, если он будет поднимать этот вопрос.
Семья Ярослава Мазурка тоже не поменяла места жительства. Людмила по-прежнему уверена, что муж ни в чем не виноват. Она работает, воспитывает дочь. Соседи Мазурков о прошлом вспоминают неохотно.
- Что вы хотите узнать? Вы думаете, мы этого Мазурка знали? Я его видел пару раз в жизни, - говорит пожилой мужчина, назвавшийся Михаилом Ивановичем. - Да, был такой парень. Утром выбегал из подъезда, поздно вечером приходил домой. Никогда ни здрасьте, ни до свидания. Очень странный.
Еще одна соседка Мазурка - женщина лет 60 по имени Мария, говорит, что пару месяцев после трагедии в «Караване» жизнь их дома напоминала кошмар.
- У нас во дворе всегда много детей, а когда его по телевизору показали, ни одного ребенка в песочнице, двор пустой. Только милиция по кустам прячется и журналисты, - вспоминает она. - К счастью, уже все успокоилось. Люду, супругу его, никто не сторонится. Напротив, все стараемся ей помочь, поддержать. Тяжело ей пришлось. Врагу не пожелаешь… Тема Мазурка среди соседей закрыта. Что уже обсуждать, нет больше человека.
-- «Нехорошее» место
Андрей, который вместе с женой 7 ноября прошлого года обнаружил тело мертвого Мазурка, так и не получил вожделенной награды, хотя собирался судиться с «Караваном». Один из адвокатов, взявшийся помогать мужчине, рассказал, что «клиент пропал». Обещанные за поимку стрелка 100000 гривен разделили между семьями погибших охранников и загадочным жителем Львовской области, который первым указал на Мазурка. В Каменке-Бугской люди зорко присматривались, кто из земляков новый дом строит либо машину купил, но так и не вычислили «доносчика». Поэтому решили, что это милиция нашла Мазурка - по внешнему сходству.
Место в лесополосе возле Сырецкого парка, где нашли тело Ярослава, местные жители прозвали «нехорошим». Когда милиция прочесывала окрестности в поисках прошедшей навылет пули, неподалеку обнаружили еще один труп.
- Люди тут по-прежнему гуляют, бегают по утрам, собачек выводят, - говорит Ирина, которую мы встретили в парке. - А вот туда стараются не заходить. Я лично это место десятой дорогой обхожу. Будто холодом оттуда тянет даже в жару.
Напомним, милиция так и не смогла выяснить, где именно 43 дня после объявления в розыск скрывался Ярослав Мазурок. Когда его обнаружили мертвым, при нем был паспорт и билет на электричку Тетерев - Святошин. Как выяснила «КП», одним из пристани «караванского стрелка» на некоторое время мог стать женский монастырь под Киевом.
-- Хроника громкого дела
26 сентября 2012 года. Расстрел четверых сотрудников охраны «Каравана». Выжить удается только одному.
5 октября 2012 года. Министр МВД называет имя подозреваемого: 38-летний Ярослав Мазурок.
7 ноября 2012 года. В лесопосадке в Киеве находят застреленного мужчину с паспортом Ярослава Мазурка. Основная версия - самоубийство.
10 октября 2012 года. Мазурка объявляют в розыск по линии Интерпола.
9 ноября 2012 года. МВД заявляет, что отпечатки пальцев мужчины с документами Мазурка и «караванского стрелка» идентичны.
15 ноября 2012 года. Экспертиза ДНК подтверждает, что было обнаружено тело Ярослава Мазурка.
17 апреля 2013 года. Прокуратура Киева сообщила, что уголовное производство по расстрелу в »Караване» закрыто.
6 апреля 2013 года. Досудебное расследование по делу «караванского стрелка» завершено.
-- Год спустя
Мама: »Для меня мой сын живой. Я его дождусь»
Пенсионерка уверена, что минувшей осенью похоронила чужого ребенка, а ее кровинушка скоро объявится.
Смысл жизни – внучка
В городке Каменка-Бугская, где родился и вырос Ярослав Мазурок, о прошлогоднем переполохе уже забыли. На улице, где живет мать Мазурка, тихо и безлюдно.
На калитке дома Галины Михайловны - две колодки. Неужели женщина до сих пор живет взаперти, боясь очередного визита из милиции? Или уехала из города?
- Нет, она на огород ушла, - говорит сосед пенсионерки. - За год Галина Михайловна изменилась: завела хозяйство, кур, вьетнамских свинок, кроликов держит.
За работой в поле мы и застали Галину Мазурок - копала картошку.
- Скоро годовщина, - вздыхает она. - Стараюсь работой отгонять мысли о том горе. В ноябре обязательно поеду в Киев, к невестке, внучке. Она у меня - умница и красавица, так что мне есть для кого жить. Танюша - отличница, староста группы, спортсменка - занимается плаванием и прыжками. У нее вся стена грамотами и медалями увешана. Этим летом вот в Крым ездила на сборы. Входит в состав запасных олимпийских спортсменов. Вы бы ее видели - белокурая, кудрявая, глазки голубые. В свата пошла. Приезжали ко мне на Пасху. Так что под поезд уже не буду бросаться, как раньше говорила.
По словам Галины Мазурок, у ее невестки жизнь также наладилась – работает, в коллективе хорошие отношения, никто не напоминает ей лишний раз о расстреле в супермаркете.
- Я не верю, что это он убивал, - говорит пенсионерка. - Ярослав мне часто снится. Два месяца назад привиделось, что пришел мой Славик такой чистый, улыбается, я бегу к холодильнику, хочу накормить. Говорю: тебя уже не ищут, ты уже похоронен. Он засмеялся, посмотрел на часы, поцеловал меня и ушел, а дверь открытой оставил… Я каждую ночь просыпаюсь и смотрю в окно на железную дорогу - не идет ли. Зимой искала его следы на снегу и звала: «Славик...» Я верю, что он придет, до конца жизни буду ждать его. Если он жив, то что это за жизнь - не видеть жену, дочь?
Женщина утирает слезы и вновь принимается за работу.
Дядя умер из-за переживаний
Галина Михайловна на пенсии, но свободного времени у нее почти нет - хозяйство, огород... Летом ездила в лес, собирала чернику, голубику, ежевику, бруснику, груши, весь погреб заставлен банками с вареньем.
Хвастается своим хозяйством: рассказывает о свинках, о домашней любимице кошке Юле.
В разгар сбора урожая женщина помогает соседям - деньги не лишние. Раньше ездила на заработки в Польшу, занималась готовкой. Говорит, ее блинчики даже президент ел. Дома разводила песцов и работала на колбасном заводе. Смогла в хате ремонт сделать, окна поменять. Но вот уже год, как ее бывшие работодатели не поднимают трубку - она уверена, что из-за проклятого «Каравана».
- На годовщину в Киев поеду, - говорит Галина Михайловна. - На 40 дней ездила. Невестка памятник на могиле хочет ставить, а откуда деньги взять? Вот и подрабатываю. Говорю ей: Людочка, это не мой ребенок там в могиле. А она: «Не говорите ничего, мама, я мужа похоронила». Картошки им привезу, морковки, лука, свинку заколю, пару кур, кроликов, возьму варенья. Надо жить дальше.
Телефоны и золотые изделия, изъятые милицией, Галине Михайловне так и не вернули: из 13 предметов получила только четыре. Следователи сказали, что в акте обыска указаны только они, а мать Мазурка тогда была в таком шоковом состоянии, что даже не понимала, что подписывает. Также, говорит, не вернули компьютер вдове Ярослава.
В Каменке-Бугской из Мазурков почти никого уже не осталось. Отец Ярослава умер много лет назад, оставались мама и дядя, родной брат Галины Михайловны Владимир Торба. Он очень переживал за племянника, тяжело перенес всю историю, и два месяца назад скончался.
-- А в это время
В «Караване» теперь больше видеокамер и профессиональная охрана
Гипермаркет работает в обычном режиме. О прошлогодних событиях внешне ничто не напоминает. Комнату охраны даже в другое помещение не перенесли, стену между ней и примыкающей детской комнатой не укрепили. Зато, как рассказывают продавщицы в бутиках, поставили больше камер наблюдения. После того сентября охрана в гипермаркете поменялась минимум раз, а то и больше.
- Вижу, что парни внимательно следят за посетителями, не разговаривают по телефону, не отвлекаются, делают свое дело, - поделилась девушка, стоящая за прилавком магазинчика напротив гипермаркета. - Видимо, более опытных набрали, чем раньше.
Опытных - может быть, а вот грозных - на первый взгляд и не скажешь. В день нашего визита дежурили молоденькие, щуплые ребята, но с очень серьезными лицами.
- Сынок, где тут стиральные порошки? - спрашивает у одного бабушка.
Парень как-то вздрогнул и указал рукой на отдел бытовой химии. Может, нам показалось, но в воздухе чувствуется какое-то напряжение. Невольно вспомнились рассказы об имитаторах - психически нездоровых людях, которые подражают известным преступникам в «круглые» даты. Но - нет, нет, нет!
Говорить о событиях годичной давности в «Караване» категорически отказываются.
- Можете даже не стараться, на рабочем месте о «караванском стрелке» разговаривать не будут, - говорит девушка, раскладывая полотенца по полкам. - Это тема под запретом и забыта. Я была тогда здесь, но тоже ничего не скажу.
Побродив по магазинчикам в торговом центре, все же находим собеседницу.
- Многие думают, что это все было подстроено, чтобы другая организация обеспечивала безопасность «Каравана», – говорит одна из уборщиц. - Я и многие тут считают, что не Мазурок поубивал охранников, на него, мертвого, все спихнули. А убийца, может быть, все еще на свободе.
Такого же мнения придерживается и продавщица в одном из магазинчиков.
- Мы все между собой общаемся и знаем друг друга. Большинство работающих в «Караване», процентов восемьдесят, тоже сомневаются, что убийца найден, - вздыхает девушка.
Сотрудники говорят, что воровство продолжается, но не часто. В основном тянут жвачки, шоколадные батончики, мелкую косметику. В милиции Оболонского района количество вызовов в «Караван» не захотели назвать, но отметили, что не больше и не меньше после 26 сентября прошлого года их не стало.
-- Взгляд с 6-го этажа
Первая тихая «Врадиевка»
Имя Ярослава Мазурка уже стала нарицательным. «Будет, как с Мазурком», говорят люди, когда хотят высказать сомнение в том, что найден настоящий преступник, а не назначен виновным посторонний человек. Даже родственники бывшего ректора Петра Мельника в начале эпопеи побега сопоставили его с Мазурком, намекая, что Петра Владимировича могут найти мертвым.
За расследованием расстрела охранников «Каравана» напряженно следила вся страна. Каждый, кто посещает супермаркеты, видел в себе возможного свидетеля событий. Обсуждать, похож ли человек с видео «Каравана» на фотографии Мазурка, стало такой же традицией, как разбирать футбольные матчи. «Нет, это не он. Не похож. Милиция подставляет невиновного», - подобными высказываниями полнились интернет-форумы, соцсети, об этом судачили в транспорте. Когда Ярослава Мазурка нашли мертвым, страсти накалились вновь. Экспертизы, которыми оперировало следствие, так и не смогли убедить большинство людей в том, что «караванский стрелок» и парень из провинциального городка – одно и то же лицо. И что человек, которого 17 ноября прошлого года похоронили на Северном кладбище, ушел из жизни добровольно. Не потому, что кто-то располагал другими данными, а потому, что отторгали официальные.
Отношение общества к «делу Мазурка» - это по сути первый бунт, тихая «Врадиевка» против методов работы милиции. Это сигнал, что народ видит ее не рядом, а над собой как карающую структуру. Что милиции не доверяют, даже если она сошлется на тысячи экспертиз, потому что можно подделать и экспертизы, и доказательства. Мы не говорим, что разделяем такую точку зрения. Мы напоминаем, что она существует.