Как оппозиция сдала Киев
Кажется, слово «Ганьба!» – единственный способ, которым оппозиция может противостоять власти
«Ганьба!». После сегодняшнего «бутафорского» штурма Киевсовета стало окончательно ясно, что вот этот, скорее, обиженный, чем угрожающий, возглас – единственный способ, которым оппозиция может противостоять власти. Как и предыдущие два, это заседание, «посвященное» дерибану земли, проходило под диктовку власти и сулило акции оппозиции провал. Однако последняя, по большому счету, и не попыталась ничего изменить, хотя «низы», в принципе, были готовы к более радикальному развитию событий.
-- Как все было. Герега защищается от оппозиции
Вчера, 22 октября, оппозиционные депутаты Верховной Рады четыре раза пытались заставить спикера Владимира Рыбака включить в повестку следующего дня вопрос голосования за киевские выборы. Регионалы не поддержали. А под стены Киевсовета – так, на всякий случай – начали сгонять автобусы с «Беркутом» и выставили метровые металлические щиты.
В девять утра под зданием Киевсовета уже ожидаемо развевались флаги «Батькивщины», «Удара» и «Свободы». Правда, количество участников акции - около 300 (при анонсируемых, в целом, трех тысячах) - навевало на мысли о действии не на результат, а для галочки. Через дорогу – напротив – разместились около двух десятков митингующих «против митингующих». «Удару нужен хаос, а киевлянам – тепло», - выкрикивали написанные на плакатах лозунги бабушки-дедушки. «Позор оппозиционным депутатам, из-за которых у нас нет зарплат», - рьяно поддерживали их 15-летние подростки.
Вдоль Крещатика, а также вдоль Лютеранской и Прорезной разместилось около 20 автобусов с тонированными стеклами. «Беркутовцы» лениво прохаживались назад-вперед. Перед началом заседания секретарь Киевсовета Галина Герега оправдывалась, что таким образом просто вынуждена была защититься от протестов оппозиции.
Под самим зданием пока все было слишком спокойно. По одному то в одну, то в другую сторону пробегали народные депутаты: Виталий Ковальчук, Леонид Емец, Сергей Пашинский, Юрий Михальчишин, Игорь Мирошниченко. Люди кучковались мелкими группами, обсуждая проблемы преимущественно личного характера.
В «Батькивщине» ожидали сопротивления силовиков, но о собственных действиях отзывались как-то пассивно. «Сопротивление будет, наверное. Вот забор раньше был из решетки, а сегодня это металлические листы железа, скрученные болтами в середине. Будем, наверное, пытаться зайти внутрь. Но тут главное обратить внимание, показать, что право выбирать власть у людей украдено», - пространно рассказывал о действиях оппозиции в комментарии «Главкому» Юрий Одарченко. И мечтательно добавлял: «Вот если бы я руководил милицией, все было бы по-другому».
Играла музыка. Не прошло и получаса, как к месту событий начали сходиться лидеры оппозиции. Ни о каком штурме пока речь и не шла. У каждого уже была заготовлена причина, почему не стоит прорываться в здание через кордон «беркутовцев». «В 10.30 мы идем к Рыбаку с требованием включить постановление о проведение выборов мэра и Киевсовета в повестку дня. И еще вчера попросили его позвонить своему товарищу, министру внутренних дел Захарченко, чтобы тут перестали устраивать шоу. Милиция должна бандитами заниматься. А то, судя по сотням «беркутовцев» тут, у нас в стране все проблемы решены, и милиция решила бороться с народными депутатами», - озвучивал план действий лидер «Батькивщины» Арсений Яценюк. «Надеюсь, драк не будет. У меня, конечно, хватит силы сделать проход. Но я не хочу травмировать всех тех, кто будет стоять на этом проходе», - «умывал руки» за сегодня и за отсутствие на двух предыдущих штурмах «ударовец» Виталий Кличко.
И только глава «Свободы» Олег Тягнибок пообещал провести заседание фракции сначала под стенами Киевсовета, а потом, если повезет, и внутри. А заодно и посмотреть, что ж там принимают столичные депутаты. Но ответственность за «штурм» все равно переложил на народ. «Вопрос штурма не от нас зависит. Я ощущаю дух изменения в государстве. Власть не вечна. Сделайте вы, мы пойдем за вами», - перевел стрелки политик, обратившись к журналистам.
Правда, чуть позже, посовещавшись, Тягнибок, Яценюк и Кличко все же решили хоть как-то оправдать ожидания своих сторонников, явно рассчитывающих на что-то более интересное. Сначала лидеры закинули в толпу пару отрепетированных лозунгов а ля: «Протест против произвола Партии регионов», «Оппозиционные силы едины», «Так же, как и киевские выборы, власть собирается проводить и президентские». А потом огласили план действий: депутаты идут внутрь (ненадолго – так, чтобы успеть еще на разговор к Рыбаку), активисты обеспечивают поддержку на улице.
Кордон «беркутовцев» после этих слов сразу уплотнили на два ряда.
Так называемый мирный «штурм» с целью попасть в здание со стороны выглядел несколько картикатурным. Все понимали его обреченность, но не сделать пару попыток, хоть для вида, оппозиционеры не могли. Вот только если раньше депутаты бросались на кордоны с энтузиазмом, и пробивали, пусть и не надолго, но бреши, то в это раз все было степенно и без стычек.
- Пускают или нет? - послышался голос кого-то из знаменосцев
- Нет, - ответил ему коллега и, с энтузиазмом подталкивая, очевидно, в ожидании будущей стычки, навалился на спины депутатам. Спины не поддались.
Получив отворот-поворот перед центральным входом, оппозиционеры отправились попытать счастья через боковой вход.
Выбор был странным с учетом того, что около получаса назад именно там намеревался пройти на заседание «свободовец» Юрий Сыротюк. «Та же самая клоунада. Откручены на всех дверях ручки, все двери заблокированы намертво. А за дверьми стоит Эльбрус Тедеев и другие из Партии регионов», - рассказывал депутат о своей неудачной попытке. По словам, Юрия Одарченко, регионалов-боевиков туда по спецпропускам запустили еще в шесть утра.
«Мы это уже проходили», - пытался остановить коллег нардеп Игорь Мирошниченко. Но тщетно.
Естественно, немного потолкавшись слева от здания, депутаты пошли на попятную. «Нам же в центре сказали, что проход сбоку. Сказали: уважаемые депутаты, мы сделали специально для вас там проход. Мы пошли туда, а там стена, угол, закрытые двери», - возмущался развитием событий глава «Свободы» Олег Тягнибок.
Активисты-знаменосцы были в недоумении. Они явно рассчитывали на попытку силового захвата и на более убедительные действия своих лидеров. Однако те, поставив на сегодня галочку, с чистой совестью снова вернулись на свои «места» - к микрофонам. Дабы еще раз напомнить о нелегитимности заседаний Киевсовета и о том, что теперь поле борьбы – не на улице, а в Верховной Раде.
- Переоценили мы их, думали, внутри будут какие-то провокации, - обратился к «свободовцу» Игорю Мирошниченко депутат от «Батькивщины» Леонид Емец.
- Нужно, наверное, Раду блокировать, - озвучил тот свою позицию.
-- «Ганьба!» - универсальное оружие
В это время Арсений Яценюк решил хоть как-то «отомстить» регионалам и депутатам Киевсовета, засевшим за плотным кольцом силовиков. «Я прошу, чтобы они услышали, давайте им крикнем: «Ганьба!», - обратился он к митингующим. «Ганьба!», - нестройными рядами отозвалась толпа. На том и закончили.
Активисты, как и должно было, вместе с Юрием Одарченко и присоединившимся к нему кандидатом от «Свободы» по скандальному 223 округу, остались по стенами Киевсовета. Остальные нардепы, расфасовавшись по шикарным авто, отправились на «новое поле» борьбы.
Стоило ли ради такого результата все начинать?