Киев: тест на совместимость
Трудно возвращаться в мирный Киев. Точнее, в его кулуары.
Где, невзирая на все пережитое и израненное, по-прежнему все происходит цинично, расчетливо и предсказуемо. Выборы на носу. Погружаясь в информационное поле знакомой до боли тусовки, сразу ощущаешь, как безграничное и новое мироощущение одномоментно сжимается до размера кассового столичного окна. Но за занавеской театр теней всеукраинского масштаба. Вместе с проваленным на днях в парламенте законом о местных выборах, предусматривавшим два тура при избрании мэров. И с так, знаете ли, аккура-а-а-тненько задвинутым властной ногой под стол законом о столице. Где есть риск изменить систему власти в Киеве — в пользу… Киева. Кстати, абсолютно в рамках объявленной премьер-министром децентрализации: мэру — мэрово с исполнительными полномочиями, главе администрации — контроль. И уже принятой Кабмином концепции о реформировании местного самоуправления.
А как добивались-то. Сколько лет старались. И выборы Янукович-диктатор не назначал. И полномочиями мэрскими, как апельсинами, жонглировал. А тут — революция победила, выборы назначены, вся власть в руках, парламент работает как часы, но… как-то опять не складывается в столице. Абстрактный злой рок или конкретные имена и политсилы? Об этом поговорим чуть ниже. А пока заметим, что на мрачном фоне политических игрищ померк даже политический образ Виталия Кличко, опущенный заботливыми руками Петра Порошенко с президентских небес на грешную столичную землю. Ему-то, несостоявшемуся гиганту большой политики, похоже, еще не объяснили, что к чему. Точнее, что ни к чему ему теперь это мэрство без реальных полномочий. Даже после победы в единственном туре, за что так ратует его команда, собственно, и провалившая голосование в парламенте нормальной европейской нормы, предусматривающей двухтуровость. Власть за эту идею тоже не убивалась — посмотрят, кому и сколько полномочий отмерить, в зависимости от того, кто победит. Здесь главное не торопиться. Не дергать раньше времени ногой под столом.
В стартовавшей столичной истории у каждого свой тест на совместимость с новой страной. Совместимы ли с ней власть и ряд кандидатов, оперативно решившие играть по старым правилам? При этом, заметим, цинично, обращаясь к памяти погибших. Совместимы ли мы — граждане и медиа — обязанные такой наглости не допустить? Ради тех же ушедших...
Так, если бы Виталий Кличко пошел в президенты, то большие шансы стать мэром столицы были у Анатолия Гриценко и Николая Катеринчука, лидировавших в соцопросах (17 и, соответственно, 12%). Но Анатолий Гриценко на пост мэра не претендовал, всегда декларируя желание заниматься обороноспособностью и безопасностью страны, почему и зарегистрировался кандидатом в президенты.
А вот Петр Порошенко, который в прошлом году вел весьма активную мэрскую кампанию, обрел за время Майдана рейтинг, который вывел его в фавориты президентской гонки. По сути, Петр Порошенко перетянул к себе львиную долю электората Виталия Кличко еще до объединения. И теперь спонсоры Виталия Владимировича посчитали, что на выборах столичного мэра у Кличко шансы гораздо лучше. Лидер УДАРа сможет отдать киевлянам давно обещанный долг. По поводу которого, кстати, он искренне переживает. Оценят ли киевляне сию вынужденную жертву? Тем более, с таким-то опозданием? На этот вопрос ищут сегодня свой ответ все возможные конкуренты Кличко.
О Пилипишине и Ильенко не будем. Эти два политических полюса, несмотря на глубинную разницу, сумели с одинаковой силой оттолкнуть от себя избирателя. Первый — старыми подходами. Второй, мягко говоря, — новыми. В числе же вероятных оппонентов Кличко — все тот же Николай Катеринчук, который давно обещался изменить систему власти в столице и с которым «Батьківщина» до недавнего времени вела переговоры о кандидатстве. Правда, не только с ним, но и с Юрием Луценко, Андреем Парубием и Владимиром Бондаренко. Но Юрий Луценко отказался баллотироваться, узнав о возвращении на столичную арену Виталия Кличко. Он решил брать выше — стать посредником между Тимошенко и Порошенко. Что тоже вполне может быть важной гражданской миссией, наверное, по его мнению, даже более важной, чем попытка лидера партии крестить «Третью республику» в политическом бою и провести свою фракцию в Киевраду. Ну-ну… Сногсшибательное самопожертвование Юрия Витальевича. В буквальном смысле. Андрей Парубий, яркая фигура Майдана, так замаскировался на посту секретаря СНБОУ, что стал абсолютно неприметным. А лидер «Европейской партии» Николай Катеринчук так долго колебался, решая, чего будет больше в этом симбиозе — плюсов или минусов, что «Батьківщина» уже почти убрала со стола переговоров лежавшее на нем предложение. По последним данным, от партии власти в мэры уверенным шагом направится нынешний глава КГГА Владимир Бондаренко.
Народный депутат Леся Оробец? Вышла из «Батьківщини» и тоже пошла за мэрской булавой. А почему, собственно, ей и не пойти, после того как она четко, грамотно и, похоже, искренне выдержала революционную линию как во время событий, так и после них. «Батьківщина», кстати, могла грамотно попользоваться новым лицом. Другое дело, непонятно, что же теперь Оробец вместе с «Демальянсом» считают главным в своем походе: победу или участие?
А что считает еще один претендент — Вячеслав Кириленко, кажется вообще не очень важным. Какие у него есть аргументы против Кличко? Хорошо, если есть хоть какие-то.
Игорь Луценко — не факт, что прорвется. Славный парень, энергичный активист. Возможно, его время придет. Придет с опытом и навыками контролировать свой темперамент и ситуацию.
Кличко же, на первый взгляд, гордо возвысившийся над кандидатским полем, лихорадочно собирает собственные аргументы. На фоне глубокой и большой внутренней драмы. Ошибка в выборе весовой политической категории оказалась для Виталия Кличко фатальной. Вроде и рост, и вес, и тренеры профессиональные… А в самый решающий момент не хватает смелости довести бой до конца. Потому как привычка ждать гонга для передышки в спортивном бою сформировала спортивный, но не политический и лидерский характер. В бою же за Родину нет раундов, а роль гонга исполняют исключительно внутренние сигналы : убежденность в своей правоте, служение идее, осознание миссии, понимание происходящего в стране, в мире, искреннее желание изменить страну, и знание, как это сделать … Много всего стоит в этом внутреннем лидерском ряду.
Однако никаких сигналов, кроме страха, притом не столько за страну, сколько за падающий рейтинг, ни на лице Виталия Кличко, ни в его поступках за месяцы революции замечено не было. И дело не в том, что Кличко не смелый человек, просто в критической ситуации слишком выразительно проступил дисбаланс между масштабом политической претензии и масштабом личности. Одно дело хотеть быть президентом, другое — уметь оценивать ситуацию, быстро и ответственно принимать решения и вести за собой... Кроме того, несмотря на самый высокий показатель заветного президентского рейтинга, Кличко оказался всего лишь одной из трех голов дракона оппозиции, которая так и не смогла отделиться от общего тела, ставшего для Майдана инородным. Появление же на политическом поле Тимошенко, а также удачная игра Порошенко по партитуре Игоря Грынива, фактически обрекли Кличко на судьбу попавшего в сильную аварию автомобиля — он пошел на электоральную «разборку». Испытание огнем и мечом стоит многих лет политической карьеры. Время сжалось. Точки над «і» поставлены автоматом. Во всех смыслах. Тренер Кличко — группа Фирташа–Левочкина, публично, кстати, поддержавшая «стратегический поступок лидера УДАРа ради будущего страны», — поставил на другого игрока, Петра Порошенко. Президентство Кличко — одна из жертв, а точнее часть взноса, сделанного в победу Петра Алексеевича. И в этом Фирташ с партнерами не одинок: для значительной части крупного бизнеса Порошенко — реальная альтернатива Юлии Тимошенко, напугавшей олигархов Центра и Запада Украины своей шашечностью.
Однако на отказе от президентства драма Виталия Кличко, не соглашавшегося вплоть до дня съезда УДАРа расстаться с мечтой, не заканчивается. Судьба партии на всеукраинском и столичном уровнях — ее второй акт. Избирательную кампанию Виталия Кличко на пост мэра возглавил, по данным ЗН, Павел Рябикин — широко известная в узких кругах фигура. Это человек, который первым узнал, что такое офшоры, и помог осознать их ценность другим. В первую очередь, группе Игоря Бакая, из гнезда которого в свое время при поддержке газового барона выпорхнул Виталий Кличко. Рябикин — это рыба-лоцман, приведшая украинских нуворишей в мир западных банков. Он долгое время был финансовым консультантом самого Виталия, что способствовало возникновению между Кличко и Рябикиным глубоких доверительных отношений. Правда, знающие Павла Рябикина люди не считают его зело способным организатором. Однако проблема не только в этом. Источники в штабе утверждают, что в хаосе перегруппировки сил на Павла Рябикина возложили не только руководство кампанией Кличко, но и президентской кампанией Петра Порошенко в Киеве. Столичные «ударовцы» пока в тихом шоке. Как связать два абсолютно разных электоральных поля?
В существующем организационном хаосе можно с легкостью потерять свое, и остаться без шансов приобрести чужое. Плюс: как совместить линию УДАРа (который все годы правления Черновецкого, а затем Попова, был единственной политической силой, дистанцировавшейся от действий власти и почти всегда державшей удар против коррупции на сессиях и в судах) с привлечением в кампанию кандидата в президенты небезызвестной Аллы Шлапак — держателя банка данных бабушек Черновецкого? В этом же ряду вопросы о квотах Кличко–Порошенко в списках в Киевраду. Раздел списка «50 на 50» красиво звучит в части партнерства, но не очень справедлив по отношению к УДАРу. Особенно в отсутствии ясности в отношении качества кандидатур, коими сочтет нужным заполнить свою квоту Петр Алексеевич. Впрочем, высокие стороны договорились, что при формировании списков как на столичном, так и на общеукраинском уровне у Порошенко и Кличко будет право вето на партнерских кандидатов. Однако остается открытым вопрос 60 мажоритарных округов в столице. Их тоже разделили «50 на 50». В УДАРе опасаются, что свою квоту мажоритарщиков Петр Порошенко может использовать как механизм благодарности Шлапак сотоварищи. То ли путем выставления на ряде округов людей Черновецкого под брендом «Солидарности», то ли путем выдвижения слабых кандидатов, дающих возможность пройти по округам людям от шлапаковской «Социальной справедливости». В определенном смысле, механизм будет зависеть от того, от кого формально выдвинутся мажоритарщики на 60 округах — все от УДАРа или по 30 от УДАРа и «Солидарности». В общем, пока в штабе и в головах УДАРа царит хаос и неразбериха. Чем может воспользоваться главный оппонент Кличко — «Батьківщина» — держатель власти в стране и рычагов ее формирования в столице.
Тем более что многие, даже искренне сочувствующие политической драме Кличко, не перестают задаваться логичным вопросом — а зачем вообще Виталию Киев? Здесь ножницы. С одной стороны, в качестве политической реабилитации, при желании учиться в окружении компетентных замов, Кличко может реализовать свой шанс и таки отдать долг киевлянам. С другой стороны, зная менеджерско-хозяйственную «подготовленность» Кличко к работе в столице, претендующей на звание европейской, легко можно присоединиться к этому простому вопросу. И даже попробовать влезть в шкуру тех представителей Печерских холмов, которые с опасением вопрошают: «Может, лучше пусть этих полномочий у него не будет? Пусть наш хозяйственник Бондаренко правит исполкомом, а Кличко украшает мэрию и встречает зарубежные делегации?»
Поэтому и закон о столице придерживают. Мол, как карта ляжет. Выиграет Кличко у Владимира Бондаренко — будет мэром без широких полномочий. Согласно действующему закону о столице. Плюс шансы УДАРа провести в Киевраду большинство — в меньшинстве. Ведь помимо УДАРа, разбавленного людьми Порошенко и Шлапак, помимо «Батьківщини» и «Свободы», в Киевраду пойдут партии, укрепленные революцией — дерзкий, бескомпромиссно антикоррупционный «Демальянс», закаленная битвами с незаконными застройками и зарождавшая Автомайдан «Громадянська позиция», для кого-то легендарный, а для кого-то вредительский «Правый сектор» и др. Придется слабому мэру еще и коалицию формировать.
Ну, а проиграет Кличко — все карты в руки тому же хозяйственнику Владимиру Бондаренко. Он человек широких взглядов — и «Батьківщине» свой, и Петру Порошенко вовсе не чужой. Да и в Партии регионов его семью неплохо знают. Между прочим, в действующем законе не сказано, что должности мэра и главы КГГА нельзя совмещать. В крайнем случае, можно принять закон об объединении полномочий мэра и главы КГГА, который все эти годы лоббировал под себя Кличко. Отказаться в зале ВР от голосования за такое УДАРу будет крайне сложно.
Впрочем, дело тут не в результатах забега Кличко—Бондаренко—Катеринчук. Общество должно набивать свои шишки и наконец-то научиться выбирать подходящих людей на подходящие им должности. Дело в принципе. За который, собственно, и воевали. Киев — столица Украины. Город, исповедующий Магдебургское право, и достойный, что бы его право наконец-то уважили. Тем более люди, которые якобы за это боролись с режимом Януковича.
Поэтому и.о. президента и спикер ВР Александр Турчинов, премьер-министр Арсений Яценюк, вице-премьер по региональной политике Владимир Гройсман, а также все без исключения кандидаты в мэры с удостоверениями народных депутатов обязаны незамедлительно стать в парламенте основными лоббистами изменения ситуации в Киеве и в ближайшее время обозначить правила игры. Прозрачные и понятные. Закон о столице №4289 должен быть принят. Два тура — проголосованы. А любой кандидат в мэры, который уже в понедельник понесет свои документы в ЦИК, должен понимать, на какую должность и полномочия претендует. Чтобы скорректировать свои планы и обещания и не обманывать людей. Этот комплекс действий станет первым сигналом: власть не блефует, а начинает реформу местного самоуправления и децентрализацию. А также главным и первым тестом на ее совместимость с будущим страны, которая ей так дешево досталась.
В отличие от тех, кого власть дежурно вспоминает и предает, появляясь на публике перед камерами. Вот и сейчас передо мной фотография 24-летнего Влада Зубенко из «Небесной сотни». Влад с детства увлекался костюмированными реконструкциями средневековых сражений. Так в рыцарских доспехах и вышел на Институтскую 20 февраля. Последней записью парня из Харькова на страничке Вконтакте стало… «ЯК ТЕБЕ НЕ ЛЮБИТИ, КИЄВЕ МІЙ…». И теперь если не здесь начинать жить по-другому — и нам, и власти, показывая пример стране, — то, скажите, где еще?