История цены проезда в киевском метро за 55 лет
С момента открытия киевский метрополитен прошел путь от социалистической дешевизны проезда в подземном транспорте до почти европейских стандартов.
-- Советская дешевизна
- Я впервые в метро. Очень понравилось. Большое спасибо строителям!
- Метро - это гордость, красота и богатство Украины и ее столицы - города Киева.
- Отлично! Молодцы метростроевцы!
Такими словесными пассажами 12 ноября 1960 года пестрила книга отзывов киевского метрополитена в первый день его работы. Третья в СССР подземка начиналась с пяти станций Святошинско-Броварской линии – Вокзальная, Университет, Крещатик, Арсенальная и Днипро.
Для советского руководства было важно обеспечить доступность нового вида транспорта. Поэтому первоначальный тариф на разовый проезд составлял 50 копеек, тогда как средняя зарплата по стране колебалась на уровне 783 рубля. То есть, пользуясь метро дважды в день (без выходных), киевлянин тратил всего 20 рублей в месяц.
После Хрущевской денежной реформы, когда денежные знаки обменяли в соотношении 1:10, тариф соответственно составил 5 копеек. Но горожанин по-прежнему тратил на оплату услуг подземки в среднем 2,5% собственной зарплаты.
Казалось бы, это немного, но что это значило в товарном эквиваленте. Стоимость месячного проезда в Киевском метрополитене по состоянию на 1961 год - это, ни много ни мало, 6 бутылок водки «Столичной» или 8,6 килограмм докторской колбасы, либо же 6,6 килограмм костромского сыра или 9,5 килограмм свинины.
В первое время система оплаты проезда была довольно примитивной. Кассиры продавали обычные бумажные талоны, а на пункте контроля их надрывал контролер. Но из-за этого образовывались постоянные очереди при входе на платформу.
Уже в сентябре 1961 года на станции Университет появились автоматические пропускные пункты, куда граждане бросали пятикопеечные монеты. Хотя некоторое время они еще сосуществовали наряду с традиционными талончиками.
-- На переломе
Больше 30-ти лет тариф на проезд в метро оставался неизменным. Но бурные перестроечные времена и переход экономики на рыночные рельсы привел к гиперинфляции. В этих условиях стоимость проезда поползла вверх.
1991 год – 15 коп.
1992 год – 30-50 коп.
1993 год – 5-100 купоно-карбованцев
1994 год – 200-1500 купоно-карбованцев
1995 год – 7-10 тыс. купоно-карбованцев
1996 год – 20 тыс. купоно-карбованцев
Старая система турникетного контроля оказалась полностью непригодной в условиях, когда тариф на проезд пересматривали несколько раз в год. На начальном этапе инфляции некоторые турникеты пытались переоборудовать под прием 15-ти копеечной монеты или трех пятаков. Но потом вернулись к бумажным билетам. В конце-концов, нашли наиболее приемлемое решение проблемы. С 1992 года станции метрополитена постепенно начали переходить на прием металлических жетонов. Причем, вследствие очередного повышения тарифа в оборот запускали жетоны нового образца.
В апреле 1994 года кассы освоили продажу первых пластиковых жетонов. В том же году появились картонные карточки с магнитной лентой – так называемые, проездные.
-- Тарифные качели
Новая эпоха началась после перехода страны на собственную валюту – гривну. С этого времени проезд в столичной подземке дорожал четыре раза.
1996 год - 20-30 коп.
2000 год – 50 коп.
2008 год – 2 гривни
2009 год – 1,7 гривень
2010 год – 2 гривни
Особенные страсти закипели в 2008-2010 гг, когда тарифная политика по принципу качелей кренилась то в одну, то в другую сторону. Во времена достопамятного мэра Леонида Черновецкого стоимость проезда взлетела сразу в три раза. В дело вмешался Антимонопольный комитет, и горадминистрации пришлось снизить тариф на 30 копеек. Впрочем, выполняя судебное решение, новое руководство Киева в лице Александра Попова в сентябре 2010 г. вновь вернуло тариф к двум гривням.
Но голые цифры тарифа не дают реального представления о том, насколько стоимость проезда в метро опустошала кошелек киевлян. Гораздо интереснее проанализировать как изменение тарифной политики коррелировалось со стоимостью некоторых популярных продуктов питания и сколько процентов от своей зарплаты человеку приходилось отдавать в казну подземки.
Парадоксально, но по сравнению с ростом зарплат, стоимость проезда в 2000-2010 годах реально не только не возросла, но даже уменьшилась с 5 до 2% от средней номинальной заработной платы. Таким образом, рост доходов киевлян значительно опережал рост транспортных тарифов.
В товарном эквиваленте в 1996-2015 гг. проезд метро подорожал следующим образом:
- по стоимости свинины - на 24%
- по стоимости картофеля – на 88%
- по стоимости водки – на 50%
- по стоимости яблок – на 58%
С повышением платы за проезд тарифная политика киевского метрополитена оставалась довольно негибкой. Еще в 2003 году тогдашний руководитель подземки Николай Шавловский анонсировал новую дифференцированную систему оплаты проезда. Мол, чем дальше едешь, тем больше платишь. Планировалась, что подобная схема заработает в 2005 году. Позднее бывший градоначальник Александр Попов горячо поддерживал эту идею, но дальше слов дело не пошло. Киев по-прежнему пользуется простой схемой оплаты проезда, без учета дальности следования, времени пребывания в подземке и без зонирования сети метрополитена на разные тарифные зоны.
Главная новация последних лет – постепенный переход от жетонов к бесконтактным картам, которые пассажир пополняет по собственному желанию на нужное количество поездок и внедрение, так называемой, «карты киевлянина», которая позволяет вести учет льготников.
-- Все познается в сравнении
Поборники роста транспортных тарифов справедливо отмечают, что стоимость проезда в столичном метрополитене одна из самих низких в мире. Сравнив стоимость месячных проездных билетов подземок разных стран (с учетом анонсированого роста тарифа), увидим красочное подверждение этого факта.
Таким образом, за последние 55 лет киевский метрополитен прошел путь от социалистической дешевизны проезда в подземном транспорте до почти европейских стандартов. Но, очевидно, это далеко не предел и в будущем мы будем свидетелями еще нескольких волн удорожания стоимости проезда в самом удобном и быстром столичном общественном транспорте.