Какие изменения произошли в Киеве за 2015 год
Столица превратилась в город муралов, фестивалей и выделенных полос, но одновременно — в город, где постоянно звучат выстрелы и взрывы.
Появление муралов
Одним из самых ярких трендов уходящего года стали муралы. Доселе не известное киевлянам явление плотно вошло в жизнь города. Сейчас картин на стенах домов в столице — более 30, а рисовали их художники из Украины, Испании, Аргентины, Австралии, Германии, Великобритании и Португалии. Картины появились во всех районах Киева, в том числе и на админзданиях.
С рисунками на домах связаны и скандалы. Самым скандальным стал мурал с изображением дочки экс-замглавы КГГА Игоря Никонова на стене 14-этажки на бул. Л. Украинки, 36-Б, а самым знаковым — портрет героя Небесной сотни Сергея Нигояна на ул. Михайловской, 24–26, деньги на который собирали друзья участников Майдана.
Полосы для автобусов и троллейбусов
В этом году выделенные полосы для общественного транспорта на дорогах, характерные для Европы, стали обычным явлением и в Киеве. Вслед за Московским мостом, где выделенку сделали в 2014-м, они появились на бул. Перова, Чоколовском, Дружбы Народов, ул. Телиги, Строителей, мосту Патона, пр. Мира, Воссоединения, Краснозвездном, Московском, Ватутина.
Правда, это не мешает водителям заезжать на полосы. Не исключение и мэр Киева Виталий Кличко. «Вести» стали свидетелями, как мэр в сопровождении двух внедорожников Toyota Sequoia приехал на открытие Центра предоставления админуслуг на пр. Победы, и ничтоже сумняшеся кортеж припарковался на выделенке.
Петиции к власти
В Киеве заработал сайт электронных петиций, под которыми может подписаться любой. Темой первого обращения стал ремонт всех улиц, а первая петиция, быстро набравшая 10 тыс. подписей, касалась защиты исторических памятников. Сейчас их более 150. Но пока только одно прошение киевлян может быть удовлетворено — о ночном транспорте. И то, потому что в департаменте транспорта готовился такой проект. Власти заявили, что после Нового года в ночные рейсы отправятся три маршрутки, где проезд будет стоить от 10 до 15 грн, точный тариф еще высчитывают.
Вообще же транспортная тема — одна из самых популярных в петициях. Киевляне также просят уменьшить стоимость проезда, сделать метро круглосуточным. Встречаются и забавные просьбы — озвучивать остановки в метро голосом поэта Подеревянского, назначить актера Владимира Зеленского советником мэра и запретить шансон в столичных маршрутках.
Коммунальные удары
Год запомнится киевлянам и несколькими мощными коммунальными ударами. С мая в Киеве подорожала вода: за холодную теперь платим 10,24 грн за куб (было 7,46 грн), за горячую — 40,92 грн/куб. м (было 25,6 грн). А осенью многие ощутили и «тепловой» удар: тарифы на отопление повысились на 72% (с 9,58 до 16,42 грн/кв. м). Для тех, кому установили теплосчетчики, удар оказался не такой сильный. Кроме того, повысились тарифы на свет (на 19%) и газ (с 1,08 до 3,6 грн за 1 куб. м). В итоге платежка среднестатистической семьи увеличилась в два раза. Пока не изменилась только квартплата.
Явление копов
В этом году на улицах Киева появилось две тысячи полицейских. Для киевлян это стало событием: с рослыми парнями и девушками модельной внешности не сделал селфи только ленивый. Соцсети сразу заполонили рассказы о том, как копы помогают пожилым людям, спасают котов, а киевляне в качестве благодарности приносят им в жару воду и угощают кофе.
Но прошел месяц, и ситуация изменилась. Сначала задержали патрульного, который торговал вещдоками с места ДТП, потом появились видео, как копы избивают людей, сейчас все чаще водители обсуждают размеры взяток, которые якобы берут патрульные...
Взрывы и стрельба стали нормой
Огромное количество неконтролируемого оружия, которое оказалось на руках у населения, сыграло в Киеве злую шутку. Год начался со взрыва гранаты в Дарницком районе. На ул. Пражской ее бросили в милицию и гражданских активистов, которые приехали на вызов по сообщению об изнасиловании.
Пять человек были тяжело ранены. Летом взрывы стали раздаваться в отделениях банков, с осени «громыхать» начало в ресторанах, где гранатами бросались нетрезвые клиенты, потом их стали метать возле жилых домов и на парковках. В полиции уверяют: борются с нелегальным оружием как могут...
Новые тарифы в транспорте
С февраля проезд в общественном транспорте стал дороже в два раза. Тариф в метро скакнул с 2 до 4 грн, а в троллейбусах, автобусах и трамваях — с 1,50 до 3 грн. Подорожал проезд и в маршрутках, поездка в некоторых из них стала стоить аж 6 грн. Повышение тарифов на проезд власти аргументировали тем, что старый тариф убыточен для «Киевпасстранса», и в один момент наземный транспорт может встать из-за отсутствия топлива и запчастей, а метрополитен набрал слишком много кредитов. Но повышение может быть не окончательным.
В 2016-м проезд может опять подорожать, когда подведут итоги года. В метро, например, обсуждают цену жетона в 6 грн.
Майдан «Улиток»
Впервые в столице восстали кофе- и шаурмамобили. Владельцы передвижной торговли дважды — в июле и конце ноября — стягивали на Крещатик свою технику, устраивая круглосуточные акции, где раздавали бесплатно кофе и даже жарили шашлыки.
Таким образом предприниматели протестовали против массового демонтажа автомобилей, которые начали забирать на штрафплощадки за нарушение правил благоустройства. Шаурма-Майдан длился больше двух недель, пока власти не подписали меморандум о выделении дополнительных мест. Теперь в центр вернутся около 80 кофеточек.
Фестивали и диджеи на парковках
В этом году город наводнили фестивали выходного дня: уличной еды, паники и истерики, хенд-мейда и даже фестиваль секса. Проводить время на них и выставлять фото в Instagram и Facebook стало отличительной чертой прогрессивного киевлянина. Новинкой можно назвать и тусовки на парковках с диджеями, кальяном и баром, причем собирались на них отнюдь не подростки, а те, кому за 25.
Как признавались сами организаторы таких тусовок и фестивалей, их популярность объясняется кризисом. Мол, когда человеку плохо, лучший способ отвлечься — поучаствовать в массовом мероприятии, потратив небольшие деньги.
Вернулись эвакуаторы
7 октября на улицы вернулись эвакуаторы. Ежедневно они забирают на штрафплощадки не меньше 30 автомобилей, а работает сразу 10 экипажей. Сначала киевлян такая инициатива обрадовала, в соцсетях много писали о справедливой каре для «героев парковки».
Но через месяц выяснилось, что на одной из штрафплощадок авто разбирают по винтикам, а иногда и вовсе угоняют. К тому же много вопросов вызывают принцип, по которому эвакуируют авто — могут «не заметить» элитную, но забрать бюджетную малолитражку. Вызволить же авто из плена стоит недешево: услуги штрафплощадки — 144 грн за сутки, услуги эвакуатора — 720–1020 грн. И это не считая штрафа за нарушение ПДД.