Провалы децентрализации. В Киевской области со скандалом раскалывается первая объединенная община

Киевская область пожинает первые горькие плоды административно-территориальной реформы: в пилотной объединенной общине столичного региона – Калытянской – разгорается конфликт.

Село Семиполки хочет выйти из состава новой территориальной единицы и существовать самостоятельно. Однако, в законе механизмов для такого отсоединения не предусмотрено. Люди в Семиполках возмущены, угрожают перекрытием дорог и боятся, что будут вынуждены «кормить» своими доходами всю общину.

-- История «болезни»

Пилотную объединенную общину власти Киевщины начали «сшивать» в день принятия Перспективного плана формирования общин Киевским областным советом. Тогда, 13 августа, губернатор Киевщины Владимир Шандра подписал распоряжение №302 «Об утверждении вывода Киевской областной государственной администрации касательно соответствия Конституции и законам Украины проекта решения «О добровольном объединении территориальных общин».

Этот документ регламентировал создание пилотной объединенной общины в Киевской области – Калытянской. В состав ее вошли села Бервыця, Мокрець, Заворичи, Семиполки и Опанасов. Центром общины стал пгт Калыта.

Сегодня в селе Семиполки децентрализационные новшества вызвали волну негодования: активисты собирают подписи за выход села из состава общины, писали к областным властям, в парламент, к Президенту. В Семиполках требуют обратить внимание на условия создания Калытянской общины, уверяя, что в процессе объединения не был выдержан ни один принцип административно-территориальной реформы: ни добровольность, ни экономическая целесообразность.

-- Община на скорую руку

Руководство новосозданной общины к возмущению и стремлениям семиполчан относится скептически и уверяют, что Калытянская община создавалась согласно всем требованиям методики, а отсоединение Семиполок на нынешнем этапе невозможно, так как в законе таких случаев не предусмотрено.

Как отметил председатель совета Калытянской общины Павел Христынченко, перед принятием соответствующих решений в Семиполках проводились общественные слушания.

«В этих слушаниях приняло участие 328 человек (общее число населения Семиполок – свыше 3 тыс. жителей - прим. Ред). На них пускали по паспортам, голосовать могли только люди, прописанные в Семиполках. В итоге 312 участников проголосовали за присоединение к Калытянской общине, 13 – к Дымерской», - рассказал Павел Христынченко.

По его словам, та самая дюжина активистов, которая голосовала за присоединение к Дымерской общине, сейчас собирает подписи за самостоятельное существование села. Масла в огонь народных волнений по мнению Христынченко подлила свиная чума, вычеркнувшая из бюджета общины важного налогоплательщика – агрокомбинат «Калыта».

«Главным аргументом этих активистов являются бюджетные вопросы. Бюджет Семиполок за последние несколько лет перевыполняется за счет военного городка. В свою очередь, центр общины - пгт Калыта - летом потерял крупного налогоплательщика из-за африканской чумы свиней. Но такое отношение к реформе обусловлено консерватизмом отдельных активистов и их личными интересами. Существовать вне общины село уже не сможет: законодатель не предусмотрел механизма выхода из объединенной общины», - подытожил Христинченко.

-- Резоны для «развода»

Как рассказал экс-депутат Семиполковского сельсовета и активист инициативной группы Павел Минчук, село Семиполки начало борьбу за свою самостоятельность сразу же после объединения. По его словам, сегодня активисты собрали уже около полторы тысячи подписей жителей села за выход из новосформированной общины.

«Глава Киевской ОГА выдал свое распоряжение от 13 августа незаконно. Наше село на тот момент еще не приняло решения о присоединении к Калытянской общине. Сельсовет проголосовал только через месяц – 18 сентября. Мало того, ЦИК назначила выборы в Калытянской общине без решения Семиполковского сельсовета», - рассказал Павел Минчук.

С вопросом о законности создания Калытянской общины жители села Семиполки обратились к главе Киевской ОГА, Президенту Украины Петру Порошенко и Главе ВР Владимиру Гройсману.

«Община села Семиполки с данным выводом не согласна, в селе назревает социальный взрыв, который может привести к неуправляемым ситуациям. Жители села высказывают мысли о совершении радикальных действий и даже грозятся сорвать проведение выборов», - говорится в обращении.

Правда, ничего кроме отписок о перенаправлении обращений из государственных структур активисты так и не получили.

«Мы планировали пикетировать здание КОГА, перекрывать Черниговскую трассу, просто потому, что нас никто так и не услышал. Сейчас планируем более взвешенные действия, будем работать с адвокатами, и работу с адвокатами, так как ответ нужно искать именно в законодательстве», - заверил Павел Минчук.

-- Кот в мешке

Что принесет объединение с соседними селами, в Семиполках пока только гадают, - на сегодняшний день проблем с финансированием из бюджета по их словам пока не было. Однако, перспектива «кормить» окружающие села местных совершенно не прельщает, люди подсчитывают доходы населенных пунктов и делают неутешительные выводы.

«Село Семиполки последние несколько лет имеет очень хорошие бюджетные показатели. Если суммировать доходы всех остальных сел, вошедших в Калытянскую общину, то сумма получится все равно меньше, чем в одних Семиполках. Например, поступления в бюджет поселка Калыта за 2015 год составили 1 млн 548 тыс. 567,44 грн, село Заворичи получило 378 тыс. 696,69 грн, село Мокрец - 529 тыс. 337,76 грн, а Семиполки - 2 млн 739 тыс. 543,24 грн. Получается, наше село обязано «кормить» всю общину», - пожаловался экс-глава сельсовета и ныне староста Семиполок Николай Василенко.

По его словам, решение о вхождении села в Калытянскую общину принималось сельсоветом «через колено».

«На меня давило руководство области, давили правоохранители, люди из моего окружения. Сейчас мы понимаем, что пути назад уже нет, выйти из общины и существовать самостоятельно мы уже не сможем, так как изначально приняли решение о предоставлении согласия на создание общины, включающей наше село. Да и закон об админтерреформе не предусматривает пути назад ни при каких обстоятельствах», - резюмировал Николай Василенко.