Оборона по-киевски. Как жители столицы защищают озеро от застройщика
Уже двое суток идет борьба вокруг озера «Качине» (рус. Утиное – ред.), в киевском районе Позняки, где несколько десятков местных жителей защищают от титушек старое озеро...
...которое числиться на картах еще с 1897 года, в котором водятся утки и окуни, зато которое вот уже несколько месяцев застройщики, не имея на это должных документов, пытаются засыпать песком, чтобы начать строительство.
Конфликт длится уже несколько месяцев. В последние недели застройщики начали активно подгонять самосвалы к озеру, и засыпать его, в результате чего его нынешний размер сократился практически в два раза, и совершенно не похож на то, что сейчас можно увидеть на карте.
По словам местных жителей, в озере водятся окуни, даже бобры, кроме того, тут живут перелетные птицы, причем некоторые – годами. Со всех сторон небольшой оазис с деревьями по берегам окружен густой застройкой – для многих местных жителей это единственная возможность выйти из каменных джунглей, которые неконтролируемо возводятся вокруг, без создания должных зон рекреации.
Застройщик делал свое дело упорно, и терпение местных сорвалось. 19 апреля они заблокировали дорогу технике.
В ответ подрядчик применил стандартный метод – титушек – и те попытались путем массового избиения сломить сопротивление местных жителей и показать, кто хозяин на месте событий.
Однако, несмотря на серьезные столкновения и практически полную поддержку со стороны полиции, титушкам не удалось сдвинуть активистов, которые снесли забор и не пустили технику на уже засыпанный участок суши.
Актив из разных общественных движений и политических партий показывают ряд весьма интересных документов. В частности, Управление водных ресурсов Киева предоставило акт, согласно которому, водоем признается озером и застройщик не обращался к Управлению по вопросу касательно засыпания или ликвидации водоема. На каком основании пытаются начать строительство — непонятно.
Кроме того, активисты показывают материалы специальной экспертизы одной из комиссий Киевсовета, которая подтвердила, что водоем, на котором застройщик пытается возвести дом — это озеро, и строительство там — недопустимо. По их словам, застройщик заказал «левую» экспертизу в одном из Институтов города, которая дала разрешение строительство на участке, и теперь использует ее, хотя она противоречит как очевидным фактам (наличие водоема), так и выводам комиссии Киевсовета.
С другой стороны, представители застройщика утверждают, что якобы у них на руках есть документ, который говорит о том, что какая-то комиссия выдала им разрешение на строительству тут и никакого озера на этой местности и в помине нет. При этом документ – не показывают.
Титушки, которых они наняли, ездят на микроавтобусах с номерным знаком, на котором написано «Майдан».
«Знаем мы этих ребят – это те самые, которые до этого били людей на Никольской Слободке у станции метро «Левобережная». ГФ «Майдан», обычные титушки», — говорит Евгений Сагуйченко, один из активистов, который принимал участие в происходящем.
Сами титушки ведут себя крайне агрессивно, под прикрытием полиции становятся увереннее и из-за спины полицейских бросают в людей камни. Журналистам они советуют «не споткнуться» и «технику случайно не разбить».
Некоторые из них неплохо экипированы, часть – переодета в строителей. Называют себя сварщиками, каменщиками, монтажниками.
К ночи ситуация успокаивается, но местные жители не уходят. Не уходят и титушки – все ждут глубокой ночи, когда журналисты не смогут подъехать, а жителей из-за холода будет мало. Тогда наемники попытаются разогнать остальных и загнать на участок строительную технику.
Так и случается – утром 20 апреля титушки нападают на местных жителей, оттесняют их и пытаются завести на территорию стройки машины. Им удается втянуть один подъемный кран и восстановить часть забора. Однако уже к 11 утра стягиваются местные жители, активисты и журналисты, и битва разгорается снова.
Местные жители и активисты сносят часть забора, титушки выхватывают из толпы и избивают женщину. Быстро вмешивается полиция, которая действует синхронно с наемниками.
Отряды МВД становятся строем между враждущими сторонами, но так, чтобы участок застройки остался под контролем застройщика и «титушек», а местные жители были оттеснены. При этом полиция долго отказывается задерживать наиболее агрессивных боевиков, которые избивали людей.
Начинается долгая словесная перепалка, больше всего достается сотрудникам МВД, которых награждают самыми нелестными эпитетами. Затем ситуация меняется — на место прибывают помощники народных депутатов, руководитель районного МВД и общественные деятели – им удается задержать пару самых буйных «титушек», а также начать переговоры с представителями застройщика о выводе крана с территории.
Долгое время переговоры безрезультатны. Корреспондент «Четвертой власти» пытается выяснить у представителя подрядчика, кто директор фирмы и кто нанимал «титушек», однако тот реагирует крайне агрессивно и прячется за спины наемников.
Сами же титушки толпятся у крана и убеждают приехавших журналистов, что «они никого не били». При этом пытаются прятать лица, когда их снимают. А из какой организации — никак не могут вспомнить.
В ходе задержания одного из боевиков происходит перепалка, которая приводит к новой драке – титушки используют против местных жителей камни, огнетушители, активисты в ответ бросают в боевиков обломки кирпича.
Полиция во главе с руководителем районного главка начинает «выстраивать кордон», а на деле получилось, что кордон оставил контролируемую титушками территорию застройки за ними же. Что только еще больше раздражает местных жителей и теперь уже достается полиции и бойцам спецподразделения «Титан».
Тем временем на место конфликта прибыл глава райгосадминистрации. Говорит крайне сбивчиво, единственное, что он сказал уверенно – стройка законна, «настолько, насколько это возможно при нынешнем законодательстве и в нынешней ситуации».
Далее к полю боя прибывают активисты «Гражданского корпуса «Азов». Ситуация накаляется, и полиция договаривается с застройщиком о выводе техники и отводе титушек. Спустя пять минут кран выезжает, а титушки отступают к своей базе за супермаркетом «Сильпо». Местные жители встречают это аплодисментами – как свою победу.
Впрочем, на этом дело не заканчивается. Жители остаются, восстанавливают палатки, активисты тоже никуда не уходят. Все боятся, что боевики нападут вновь. Возможно, уже этой ночью…
Несколько активистов, продолжая преследовать титушек, обнаруживают интересную особенность – у титушек за супермаркетом… общая база с сотрудниками МВД, и даже общие автобусы, в которых привезли тех и других. Когда вести об этом достигают места событий, столпившиеся люди вспыхивают яростью. Никто не намерен расходиться несмотря ни на какие обещания.
При этом обещания — очень странные.
«Звонили мы Кличко еще вчера вечером. Он сказал, что озера нет, , а всех животных, которые там живут, мол, надо вывезти в зоопарк…», — говорят помощники одного из внефракционных народных депутатов, которые помогают активистам.
Между тем, стороны продолжают удерживать позиции. Активисты не отходят ни на шаг от поваленного забора стройки. Полиция – тут же. Титушки — в километре.
Все ждут нового дня.